ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ

Уточняются особенности регулирования труда работников, временно направляемых работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала) (01.01.2025)

Установлено, что осуществлять деятельность по предоставлению труда работников (персонала) вправе:

- частное агентство занятости - юридическое лицо, зарегистрированное на территории РФ и прошедшее аккредитацию, проводимую Рострудом;

- юридическое лицо, подведомственное МИД России и уполномоченное им (в порядке, предусмотренном статьей 341.2-1 ТК РФ);

- другие юридические лица (в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 341.3 ТК РФ).

Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором возмездного оказания услуг, по которому направляющая сторона, являющаяся исполнителем по указанному договору, временно направляет своих работников с их согласия к принимающей стороне, являющейся заказчиком, для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны, а принимающая сторона обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и имеет право требовать от направляемых к ней работников исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с направляющей стороной.

Обязательным для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда в отношении принимаемых работников.

Если число работников, направляемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 18 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает 10% от среднесписочной численности работников принимающей стороны, то решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Определены ограничения на направление работников для выполнения работы у принимающей стороны и особенности трудового договора с работниками, временно направляемыми для выполнения работы к другим лицам.

Скорректированы особенности регулирования труда работников, временно направляемых частными агентствами занятости к другим физическим или юридическим лицам, и особенности регулирования труда работников, направляемых временно отдельными работодателями к другим юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).

(Федеральный закон от 26.12.2024 N 498-ФЗ)

Вступают в силу отдельные положения нового Закона о занятости населения (01.01.2025)

Расширяется понятийный аппарат.

Определены основные направления государственной политики в сфере занятости населения.

Определены формы участия органов местного самоуправления в содействии занятости населения. Установлены полномочия органов службы занятости.

На единой цифровой платформе "Работа в России" предусмотрено формирование справочника профессий, содержащего информацию о востребованных на рынке труда перспективных и новых профессиях. Также Единая цифровая платформа должна обеспечивать создание, использование и хранение электронных документов в сфере занятости населения, формирование, ведение и хранение личных дел граждан и учетных дел работодателей в электронной форме.

Урегулированы вопросы, касающиеся предоставления мер государственной поддержки в сфере занятости населения, формирования органами службы занятости личного дела гражданина и учетного дела работодателя в электронной форме, регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, порядка и условий признания граждан безработными, определения подходящей работы.

Расширяется перечень граждан, которые не могут быть признаны безработными. В частности, не может быть признан безработным гражданин, обратившийся в орган службы занятости субъекта РФ, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания. Также расширяется перечень случаев, в которых безработный гражданин снимается с регистрационного учета.

Индивидуальный план содействия занятости формируется органом службы занятости в соответствии с профильной группой гражданина, которая определяется по результатам проведения органами службы занятости профилирования в отношении этого гражданина. При этом до 31 марта 2025 года включительно предусмотрены особенности формирования плана.

Определены виды мер государственной поддержки в сфере занятости населения и особенности их предоставления.

Установлено, что пособие по безработице выплачивается ежемесячно, но не чаще чем 2 раза в месяц при условии выполнения безработным гражданином индивидуального плана содействия занятости. В случае его невыполнения без уважительных причин выплата пособия по безработице приостанавливается на один месяц.

По заявлению безработного гражданина выплата пособия по безработице может быть приостановлена на период, не превышающий 5 рабочих дней в месяц в период безработицы, для выполнения работ или оказания услуг по договору гражданско-правового характера при условии, что полученный безработным гражданином доход за выполненные работы или оказанные услуги не превышает МРОТ. Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в период выплаты пособия по безработице.

Роструд ведет общедоступный реестр работодателей, у которых были выявлены факты нелегальной занятости. Вводятся правила ведения такого реестра.

Корреспондирующие изменения внесены в отдельные федеральные законы. Принят ряд подзаконных актов. Например, установлены правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, правила регистрации безработных граждан и правила определения органом службы занятости подходящей работы.

(Федеральные законы от 12.12.2023 N 565-ФЗ и от 29.05.2024 N 108-ФЗ; Постановления Правительства РФ от 14.09.2024 N 1263, от 16.10.2024 N 1379 и от 27.12.2024 N 1927; Приказы Минтруда России от 03.07.2024 N 322н, от 09.08.2024 N 396н, от 19.08.2024 N 406н, от 31.10.2024 N 599н и от 28.11.2024 N 639н; Письмо Минтруда России от 05.03.2025 N 16-3/10/В-3827)

Уточняется право на труд супругов граждан, уволенных с военной службы (01.01.2025)

Указанным лицам при прочих равных условиях предоставлено преимущественное право:

- на поступление на работу в государственные организации, воинские части;

- на оставление на работе в государственных организациях, воинских частях при сокращении численности или штата работников;

- на первоочередное направление на прохождение профессионального обучения или для получения дополнительного профессионального образования по очной форме обучения с выплатой в период обучения средней заработной платы.

(Федеральный закон от 29.05.2024 N 108-ФЗ)

На 2025 год предусмотрена допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами, действующими на территории РФ (01.01.2025)

В частности, допустимая доля иностранных работников при строительстве составляет не более 80% общей численности работников, за исключением некоторых субъектов РФ.

(Постановление Правительства РФ от 16.12.2024 N 1796)

Актуализированы показатели потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований в рамках определенного вида деятельности (01.01.2025)

Напоминаем, что в зависимости от показателя тяжести (потенциального риска) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям объекты контроля относятся к определенным категориям риска.

(Постановление Правительства РФ от 16.11.2023 N 1934)

Участники мероприятий по обучению в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография" могут после завершения обучения оценить образовательную программу и организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на портале "Работа в России" (01.01.2025)

(Постановление Правительства РФ от 21.02.2024 N 201)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации социальной адаптации граждан, ищущих работу, и безработных граждан (01.01.2025)

Новый Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления указанного полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, сервисов, а также показатели исполнения Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

В частности, установлено, что предоставление меры поддержки включает предоставление сервисов "Траектория адаптации на рынке труда", "Настрой на поиск работы", "Подготовка к собеседованию" и "Самопрезентация и адаптация в коллективе".

Основанием для начала предоставления меры поддержки гражданину является согласование гражданином индивидуального плана содействия занятости или изменений индивидуального плана.

(Приказ Минтруда России от 03.12.2024 N 660н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по организации проведения оплачиваемых общественных работ (01.01.2025)

Новый Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления полномочия по предоставлению меры государственной поддержки в сфере занятости населения по организации проведения оплачиваемых общественных работ, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при осуществлении полномочия, а также показатели исполнения Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

(Приказ Минтруда России от 29.10.2024 N 585н)

Обновлен Стандарт деятельности по осуществлению полномочия в сфере занятости населения по психологической поддержке безработных граждан (01.01.2025)

Новый Стандарт устанавливает требования к порядку осуществления указанного полномочия, составу, последовательности и срокам выполнения процедур (действий) при предоставлении меры поддержки, сервисов, а также показатели исполнения Стандарта, порядок представления сведений, необходимых для расчета указанных показателей, методику расчета.

Предоставление меры поддержки включает предоставление сервисов "Траектория психологической поддержки", "Моя мотивация", "Выгорание: перезагрузка" и "Психологическая подготовка к прохождению собеседования".

Основанием для начала предоставления гражданину меры поддержки является признание гражданина безработным или согласование безработным гражданином изменений индивидуального плана.

(Приказ Минтруда России от 03.12.2024 N 659н)

Расширяются полномочия Правительства РФ в сфере установления особенностей регулирования труда (01.01.2025)

Установлено, что в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, в том числе создающих угрозу массового высвобождения работников и влекущих необходимость принятия оперативных мер по обеспечению функционирования организаций и трудоустройства работников, Правительство РФ вправе устанавливать с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений особенности правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (включая временный перевод работников от одного работодателя к другому работодателю), срок действия которых составляет не более 1 года с возможностью ежегодного продления этого срока (при необходимости).

(Федеральный закон от 13.12.2024 N 470-ФЗ)

На 2025 год предусмотрены единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (01.01.2025)

Рекомендации разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

Рекомендации учитываются:

- Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений;

- трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах РФ и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2025 году.

Установлены принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда. Закреплены особенности формирования систем оплаты труда работников в различных сферах.

("Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год" (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2024, протокол N 10пр))