ФИНАНСЫ

Сформирован федеральный бюджет на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов (01.01.2025)

Основные характеристики федерального бюджета на 2025 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 214 575 млрд рублей и уровня инфляции, не превышающего 4,5%.

(Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 30.12.2024 N 1995)

Установлены особенности казначейского сопровождения, предоставления государственных кредитов, а также осуществления операций со средствами отдельных субсидий в 2025 году (01.01.2025)

Кроме того, Правительством РФ утвержден порядок перечисления в 2025 году средств, подлежащих казначейскому сопровождению, на расчетные счета, открытые в кредитных организациях.

(Федеральный закон от 29.10.2024 N 367-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 11.12.2024 N 1752)

В отношении всех субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, применяются положения об унификации и стандартизации предоставления субсидий (01.01.2025)

Речь идет о субсидиях юридическим лицам, ИП, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Ранее указанное положение применялось только в отношении субсидий, предоставляемых из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, источником которых являются межбюджетные трансферты целевого назначения из федерального бюджета бюджету субъекта РФ.

(Федеральный закон от 19.12.2022 N 521-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 N 1781)

Изменяются Правила казначейского сопровождения и Правила расширенного казначейского сопровождения (01.01.2025)

В частности, уточняется, что санкционирование операций с целевыми средствами участников казначейского сопровождения проводится Казначейством России на основании документов-оснований, в том числе сформированных в форме электронных документов.

Правительство РФ вправе устанавливать случаи, в которых не применяется положение о предоставлении субсидий при базовом казначейском сопровождении в пределах лимитов бюджетных обязательств на соответствующие цели, отраженных на лицевых счетах для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Расширенное казначейское сопровождение теперь осуществляется Казначейством России в отношении:

- расчетов по государственным контрактам, заключаемым в целях реализации государственного оборонного заказа с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определенным в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, на сумму более 100000 тыс. рублей, за исключением средств, указанных в подпункте 5 статьи 242.27 БК РФ, а также расчетов по контрактам (договорам), заключаемым в целях исполнения указанных государственных контрактов на сумму более 3000 тыс. рублей, с проведением проверок, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта 1 пункта 2 статьи 242.24 БК РФ;

- иных средств, определенных правовым актом Правительства РФ, предусмотренным пунктом 1 статьи 242.24 БК РФ.

Установлены особенности применения правил расширенного казначейского сопровождения в случае, правовым актом Правительства РФ предусмотрено требование об осуществлении расширенного казначейского сопровождения средств.

(Постановление Правительства РФ от 11.12.2024 N 1751; Письмо Казначейства России от 16.01.2025 N 07-04-05/04-799)

Начинают применяться правила предоставления из федерального бюджета субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (01.01.2025)

В частности, указанными правилами установлены:

- условия предоставления субсидий;

- требования к проведению мониторинга достижения результатов предоставления субсидии и представлению отчетности;

- порядок контроля за соблюдением целей и условий предоставления субсидий и ответственность за их несоблюдение.

(Постановление Правительства РФ от 11.11.2023 N 1896; Приказ Минфина России от 27.04.2024 N 53н)

Решение о порядке предоставления из бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов) субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, ИП, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должно размещаться на едином портале бюджетной системы РФ (01.01.2025)

(Постановление Правительства РФ от 25.10.2023 N 1780)

Изменяются формы представляемой в Банк России отчетности акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и НПФ (01.01.2025)

В частности, скорректированы формы 0420501, 0420502, 0420504, 0420514, 0420523, а также порядки и сроки их составления.

Внесены изменения в группы аналитических признаков и аналитические признаки для формирования показателей отчетности, значения отдельных показателей для формирования отчетности, сопроводительную информацию к отчетности.

Формы 0420510 и 0420516 изложены в новой редакции.

(Указание Банка России от 18.06.2024 N 6761-У; Информационное сообщение Банка России от 24.12.2024)

Финансовый уполномоченный также должен рассматривать обращения потребителей финансовых услуг в отношении договоров долгосрочных сбережений (01.01.2025)

Изменения внесены в статью 15 Закона об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг.

(Федеральный закон от 25.12.2023 N 632-ФЗ)

На 2025 год сумма сделки, при превышении которой обеспечение возможности приобретения ценных бумаг с использованием финансовой платформы получателем финансовых услуг не требует тестирования, установлена в размере 12 млн рублей (01.01.2025)

(Указание Банка России от 26.06.2024 N 6771-У)

Установлены перечни информации, которую кредитные и некредитные финансовые организации, иностранные банки, ведущие деятельность в РФ через филиал, лица, оказывающие профессиональные услуги на финансовом рынке, субъекты национальной платежной системы вправе не раскрывать в 2025 году (01.01.2025)

Кроме того, установлен перечень информации, которую Банк России не раскрывает на своем официальном сайте в указанный период.

Кредитная организация, которая приняла решение не раскрывать неограниченному кругу лиц на своем сайте информацию о квалификации и об опыте работы членов совета директоров (наблюдательного совета), с 1 января до 31 декабря 2025 года включительно обязана направить в Банк России указанную информацию в срок, установленный для ее раскрытия, либо информацию о непредставлении таких сведений членом совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации.

Иностранный банк, осуществляющий деятельность на территории РФ через свой филиал, который принял решение не раскрывать неограниченному кругу лиц на сайте своего филиала информацию о квалификации и об опыте работы лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа иностранного банка, с 1 января до 31 декабря 2025 года включительно обязан направить указанную информацию в Банк России в срок, установленный для ее раскрытия.

Введенные послабления не отменяют установленные федеральными законами или нормативными актами Банка России обязанности направления информации в Банк России.

(Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024)

Неприменение Банком России мер за осуществление кредитными и некредитными финансовыми организациями операций с денежными средствами и иным имуществом по поручению лиц, оказывающих услуги через сайт, включенный в Единый реестр запрещенных сайтов, продлено до конца 2025 года (01.01.2025)

(Информационное письмо Банка России от 24.12.2024 N ИН-08-43/62)

На 2025 год продлено право кредитных и некредитных финансовых организаций использовать сведения НКО АО НРД, АО "Интерфакс", ООО "Сбондс.ру", организаторов торговли и в ряде случаев иных организаций для определения котировок и цен (стоимости) финансовых инструментов, драгметаллов и валюты (01.01.2025)

(Решение Совета директоров Банка России от 20.12.2024)

На 2025 год установлены временные требования к лицам, имеющим право распоряжаться акциями (долями), составляющими уставный капитал кредитных и некредитных финансовых организаций (01.01.2025)

Новые требования аналогичны требованиям, действовавшим в 2024 году.

(Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024)

До конца 2025 года продлевается срок, в течение которого кредитные и микрофинансовые организации вправе не рассчитывать показатель долговой нагрузки по кредитам (займам), предоставленным физическим лицам, зарегистрированным на территории новых регионов РФ (01.01.2025)

Скорректированы особенности реализации указанного права.

Кроме того, в указанный период к кредитным требованиям и требованиям по получению начисленных (накопленных) процентов по кредитам (займам), предоставленным физическим лицам, являющимся участниками эксперимента по внедрению на федеральной государственной гражданской службе ипотечной системы обеспечения федеральных государственных гражданских служащих жилыми помещениями с привлечением средств федерального бюджета, кредитные организации не применяют надбавки к коэффициентам риска, установленные на основании решения Совета директоров Банка России в соответствии с частью третьей статьи 45.2 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ.

(Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024)

На 2025 год установлен новый перечень договоров займа, задолженность по которым микрофинансовые организации и кредитные потребительские кооперативы вправе не относить к реструктурированной задолженности для целей формирования резервов на возможные потери по займам (01.01.2025)

(Решение Совета директоров Банка России от 24.12.2024)