ЭНЕРГЕТИКА

До 90% снижена доля покупки электроэнергии (мощности) по регулируемым ценам в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых установлены особенности функционирования, предполагающие действие регулируемых энерготарифов (01.01.2025)

(Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ)

Внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам установления особенностей функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии и мощности на отдельных территориях ценовых зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка (01.01.2025)

Предусмотрено включение неценовых зон Дальнего Востока, Республики Коми и Архангельской области к ценовым зонам оптового рынка электроэнергии. Указанные территории отнесены к отдельным территориям ценовых зон, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, на которых Правительством РФ устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Определены:

- особенности торговли электроэнергией и мощностью на оптовом рынке на указанных территориях;

- особенности функционирования оптового и розничных рынков на указанных территориях, необходимые для постепенного перехода функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии (мощности) с регулируемым ценообразованием к регулированию, применяемому в ценовых зонах оптового рынка, а также интеграции ранее заключенных инвестиционных договоров в механизмы торговли электроэнергией и мощностью, применяемых в ценовых зонах оптового рынка;

- условия и порядок поставки электроэнергии и мощности на указанных территориях в целях обеспечения электроэнергией (мощностью) потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей;

- порядок определения генерирующих объектов, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству на указанных территориях.

Уточнен порядок определения и применения надбавки к цене на мощность, применяемой для обеспечения модернизации (реконструкции) или строительства генерирующих объектов на указанных территориях.

Приводится методика расчета цены на мощность для генерирующих объектов тепловых электростанций, включенных в перечень генерирующих объектов тепловых электростанций, подлежащих модернизации (реконструкции) или строительству на указанных территориях.

(Постановление Правительства РФ от 23.12.2024 N 1868)

При неисполнении или ненадлежащем исполнении сетевой организацией и гарантирующим поставщиком определенных обязанностей они будут нести финансовую ответственность (01.01.2025)

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сетевой организацией обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации прибора учета стоимость услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки потребителя, в отношении которых нарушены соответствующие обязанности, за каждый месяц с даты истечения срока, в течение которого должен быть установлен и допущен к эксплуатации прибор учета, до даты допуска прибора учета к эксплуатации уменьшается на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учетом НДС).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сетевой организацией обязанностей по представлению показаний расчетного прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электроэнергии в предусмотренные сроки в течение 6 расчетных периодов подряд стоимость услуг по передаче электроэнергии по точкам поставки потребителя (в том числе стоимость услуг по договорам, заключенным системообразующей территориальной сетевой организацией с территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены энергопринимающие устройства этого потребителя и которой не исполнены соответствующие обязанности перед системообразующей территориальной сетевой организацией в отношении таких точек), в отношении которых нарушены соответствующие обязанности, начиная с седьмого расчетного периода, за который не представлены показания, уменьшается на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учетом НДС).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязанностей по установке, замене и допуску к эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета стоимость услуг по передаче электроэнергии в объеме потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отношении соответствующего многоквартирного дома за каждый месяц с даты истечения срока, в течение которого должен быть установлен и допущен к эксплуатации коллективный (общедомовой) прибор учета, до даты допуска прибора учета к эксплуатации увеличивается (в том числе по всем договорам, заключенным системообразующей территориальной сетевой организацией в отношении соответствующего многоквартирного дома) на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учетом НДС).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гарантирующим поставщиком обязанностей по представлению показаний расчетного коллективного (общедомового) прибора учета другой стороне договора оказания услуг по передаче электроэнергии в предусмотренные сроки в течение 6 расчетных периодов подряд стоимость услуг по передаче электроэнергии в объеме потребления электроэнергии на общедомовые нужды в отношении соответствующего многоквартирного дома начиная с 7-го расчетного периода, за который не представлены показания, увеличивается (в том числе по всем договорам, заключенным системообразующей территориальной сетевой организацией в отношении соответствующего многоквартирного дома) на 15% стоимости услуг по передаче электроэнергии (с учетом НДС).

(Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442)

Электроэнергию потребителям по общему правилу будут передавать только системообразующие территориальные сетевые организации (01.01.2025)

Установлено, что с 1 января 2025 года прекращаются:

- обязательства организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью, предусматривающие оказание услуг по передаче электроэнергии территориальным сетевым организациям, которым не был присвоен статус системообразующей территориальной сетевой организации, а также потребителям электроэнергии (энергосбытовым организациям, гарантирующим поставщикам или энергоснабжающим организациям, действующим в их интересах), в случаях, если этим потребителям не могут оказываться услуги по передаче электроэнергии по единой национальной (общероссийской) электрической сети;

- обязательства территориальных сетевых организаций, которым не был присвоен статус системообразующей территориальной сетевой организации, предусматривающие оказание услуг по передаче электроэнергии потребителям электроэнергии (энергосбытовым организациям, гарантирующим поставщикам или энергоснабжающим организациям, действующим в их интересах), за исключением случаев, если указанные организации вправе самостоятельно оказывать соответствующие услуги.

В случае, если с 1 января 2025 года потребитель электроэнергии (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик или энергоснабжающая организация, действующие в его интересах), обязательства перед которым были прекращены, пользуется услугами по передаче электроэнергии без заключения договора оказания услуг по передаче электроэнергии, данный потребитель электроэнергии (энергосбытовая организация, гарантирующий поставщик или энергоснабжающая организация, действующие в его интересах) обязан оплатить системообразующей территориальной сетевой организации фактически оказанные услуги.

Также применительно к отношениям, возникающим на основании договоров оказания услуг по передаче электроэнергии или безвозмездных соглашений, определяющих взаимные права и обязанности при взаимодействии сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых технологически присоединены друг к другу, начинают применяться отдельные положения Закона об электроэнергетике.

(Федеральный закон от 13.07.2024 N 185-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 31.08.2024 N 1195)

Механизмы конкурентного рыночного ценообразования на электроэнергию и мощность распространены на территории неценовых зон оптового рынка электроэнергии и мощности (01.01.2025)

Правительство РФ наделяется полномочиями определять перечень отдельных территорий ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков.

Субъекты оптового рынка - производители электрической энергии (мощности), функционирующие на отдельных территориях ценовых зон оптового рынка, ранее относившихся к неценовым зонам оптового рынка, для которых Правительством РФ устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, обязаны заключать в установленном правилами оптового рынка порядке договоры поставки электроэнергии (мощности) в целях обеспечения электроэнергией (мощностью) потребителей, не относящихся к населению или приравненным к нему категориям потребителей, в отношении объема электроэнергии и мощности, определенного в соответствии с правилами оптового рынка.

Правительство РФ определяет условия указанных договоров поставки электроэнергии (мощности) с учетом требований о продаже электроэнергии (мощности) по указанным договорам по ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством.

(Федеральный закон от 08.08.2024 N 309-ФЗ)

Внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики (01.01.2025)

Уточняется, что Минэнерго России утверждает инвестиционные программы в том числе следующих субъектов электроэнергетики:

- системообразующие территориальные сетевые организации, за исключением организации, функционирующей на территории города Москвы, в уставном капитале которой доля участия субъекта РФ составляет не менее 50% плюс одна голосующая акция;

- субъекты электроэнергетики, осуществлявшие до 31 декабря 2023 года включительно функции по оперативно-диспетчерскому управлению в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, если прямое или косвенное владение долей в уставном капитале таких субъектов в размере не менее 20% плюс одна голосующая акция осуществляет оптовая гидрогенерирующая компания.

Также уточнено, что проекты инвестиционных программ, предусматривающие мероприятия по строительству гидроэлектростанций или гидроаккумулирующих электростанций установленной электрической мощностью каждой гидроэлектростанции или гидроаккумулирующей электростанции 100 мегаватт и выше, мероприятия по строительству энергоблоков атомных электростанций или мероприятия по реконструкции (модернизации, техническому перевооружению) энергоблоков атомных электростанций, объектов по производству электроэнергии гидроэлектростанций или гидроаккумулирующих электростанций, связанной с увеличением установленной электрической мощности атомной электростанции, гидроэлектростанции или гидроаккумулирующей электростанции на 100 мегаватт и выше, утверждаются при одновременном соблюдении установленных условий.

Предусмотрено участие системообразующих территориальных сетевых организаций в рассмотрении проектов инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, объекты электросетевого хозяйства которых расположены в соответствующем субъекте РФ. При этом на территории города Москвы проект инвестиционной программы рассматривается той из двух системообразующих территориальных сетевых организаций, в границах зоны деятельности которой расположены соответствующие объекты электросетевого хозяйства территориальной сетевой организации.

Кроме того, скорректированы:

- условия, которым должны соответствовать проекты инвестиционных программ для принятия решений об их утверждении;

- предмет рассмотрения системным оператором электроэнергетических систем России проектов инвестиционных программ субъектов электроэнергетики;

- мероприятия по строительству, реконструкции линий электропередачи или подстанций;

- сроки поэтапного перехода на раскрытие информации об инвестиционных программах (проектах инвестиционных программ) субъектов электроэнергетики и отчетах об их реализации.

(Постановление Правительства РФ от 27.12.2024 N 1939)

Изменен порядок расчета нормативов предельного объема финансовых потребностей на реализацию мероприятий по организации коммерческого учета электроэнергии (мощности) (01.01.2025)

В частности, приводится формула расчета нормативов предельного объема финансовых потребностей.

Определены особенности определения размера стандартизированной тарифной ставки на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учета электроэнергии (мощности).

(Постановление Правительства РФ от 17.04.2024 N 488)

Владельцы отдельных объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления (01.01.2025)

Напоминаем, что предусмотрен переход к дистанционному управлению технологическими режимами и эксплуатационным состоянием из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в отношении:

- функционирующих в составе Единой энергетической системы России объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 220 киловольт и выше и объектов по производству электроэнергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 25 мегаватт (за исключением атомных электростанций);

- функционирующих в составе технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем объектов электросетевого хозяйства классом напряжения 110 киловольт и выше и объектов по производству электроэнергии (мощности), установленная генерирующая мощность которых равна или превышает 5 мегаватт (за исключением атомных электростанций).

Владельцы таких объектов электроэнергетики должны разрабатывать и реализовывать мероприятия, необходимые для создания технической возможности изменения технологических режимов работы и эксплуатационного состояния указанных объектов электроэнергетики посредством дистанционного управления из диспетчерских центров субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике в случае, если проектная документация на строительство (реконструкцию) указанных объектов электроэнергетики утверждена в период начиная с 1 января 2025 года.

(Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ)

Точки поставки на оптовом рынке допускается оснащать средствами измерений, присоединенными к интеллектуальным системам учета электроэнергии (мощности), с использованием которых обеспечивается предоставление минимального функционала интеллектуальных систем учета электроэнергии (мощности) (01.01.2025)

Точки (группы точек) поставки (за исключением групп точек поставки единого закупщика, располагающихся на административных границах новых субъектов РФ), с использованием которых организация планирует участвовать в торговле на оптовом рынке, допускается оснащать средствами измерений, не обеспечивающими совокупность функций по сбору, обработке и передаче организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета и не присоединенными к интеллектуальным системам учета электроэнергии (мощности), при условиях:

- соответствия таких средств измерений требованиям, предусмотренным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка;

- оснащения таких точек (групп точек) поставки соответствующими требованиям договора о присоединении к торговой системе оптового рынка техническими устройствами без измерительной функции.

Одновременно установлено, что в личном кабинете потребителя электроэнергии в отношении точек поставки розничных рынков, совпадающих с точками поставки, входящими в состав групп точек поставки на оптовом рынке, должна быть обеспечена возможность формирования отчета в виде электронного документа, а также автоматизированное подписание указанного отчета в момент его формирования УКЭП владельца интеллектуальной системы учета, подтверждающей, что данные, содержащиеся в отчете, сформированы в интеллектуальной системе учета.

Определен порядок оснащения с 1 января 2025 года субъектом оптового рынка (за исключением гарантирующего поставщика) точек поставки средствами измерений, обеспечивающими сбор, обработку и передачу организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета.

(Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1172 и от 19.06.2020 N 890)

Владельцы энергопринимающего оборудования должны уведомить сетевую организацию об отказе в дальнейшем приобретать, устанавливать и заменять приборы учета электроэнергии или иное оборудование, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электроэнергии (мощности) (01.01.2025)

Аналогичная обязанность установлена в отношении энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, осуществляющей в отношении точки (точек) поставки розничного рынка, совпадающей с точкой (точками) поставки (входящей в состав группы точек поставки) на оптовом рынке, куплю-продажу электроэнергии и мощности на оптовом рынке.

Уведомление направляется в случае принятия указанными лицами соответствующего решения.

Также владелец энергопринимающего оборудования, гарантирующий поставщик или энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, планирующая использовать показания допущенного в эксплуатацию прибора учета электроэнергии для определения объемов потребления (производства) электроэнергии на оптовом рынке, должна формировать отчет в виде электронного документа в формате XML-файла и направлять его сетевой организации, осуществившей допуск в эксплуатацию (проверку) указанного прибора учета.

(Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 и от 19.06.2020 N 890)

Уточняются Методические указания по проектированию развития энергосистем (01.01.2025)

Расширяется перечень условий, при одновременном соблюдении которых инвестиционные проекты, предполагающие технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электроэнергии, для которых в соответствии с критериями, установленными Правилами технологического присоединения, требуется разработка схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств, со сроком ввода в эксплуатацию до 6 лет включительно от года разработки прогноза потребления, включаются в реестр инвестиционных проектов.

К таким условиям отнесен учет инвестиционного проекта в прогнозе социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ.

(Приказ Минэнерго России от 06.12.2022 N 1286)

Вводятся Правила доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) в рамках общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (01.01.2025)

Правила определяют принципы и порядок доступа к услугам по межгосударственной передаче электроэнергии (мощности) в рамках общего электроэнергетического рынка ЕАЭС.

Торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности) осуществляется организацией, уполномоченной на торговую межгосударственную передачу, и не требует самостоятельного урегулирования потребителем этой услуги отношений по оказанию услуг по передаче электроэнергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с сетевым или системным оператором того государства - члена ЕАЭС, через электроэнергетическую систему которого осуществляется торговая межгосударственная передача электроэнергии (мощности), а также в случае осуществления торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) посредством замещения - урегулирования доступа на внутренний электроэнергетический рынок указанного государства - члена ЕАЭС.

Государство - член ЕАЭС уполномочивает одну организацию на осуществление торговой межгосударственной передачи электроэнергии (мощности) на территории государства - члена ЕАЭС. Указанная организация может также быть уполномоченной и на внеторговую межгосударственную передачу электроэнергии (мощности).

Потребителями услуги по торговой межгосударственной передаче являются участники общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, являющиеся покупателями по свободному двустороннему договору, срочному контракту или сделке на сутки вперед.

Приводится порядок заключения, исполнения, изменения, расторжения и прекращения договоров внеторговой межгосударственной передачи, а также порядок регистрации и учета договоров межгосударственной передачи.

(Решение Евразийского межправительственного совета от 03.02.2023 N 2)

Вводятся в действие Правила взаимной торговли электроэнергией на общем электроэнергетическом рынке ЕАЭС (01.01.2025)

Взаимная торговля электроэнергией между участниками общего электроэнергетического рынка ЕАЭС, являющимися юридическими лицами разных государств - членов ЕАЭС, осуществляется следующими способами:

- взаимная торговля электроэнергией по свободным двусторонним договорам;

- централизованная торговля электроэнергией, в том числе централизованная торговля электроэнергией по срочным контрактам и централизованная торговля почасовыми объемами электроэнергии на сутки вперед;

- урегулирование почасовых отклонений фактических сальдо-перетоков электроэнергии от плановых значений.

При взаимной торговле электроэнергией переход права собственности осуществляется на межгосударственном сечении в месте пересечения госграницы государства - члена ЕАЭС, участник общего электроэнергетического рынка ЕАЭС которого является продавцом (поставщиком) электроэнергии, и сопредельного государства - члена ЕАЭС, за исключением случая, когда продавцом (поставщиком) является участник общего электроэнергетического рынка ЕАЭС государства - члена ЕАЭС, не имеющего общих госграниц с другими государствами - членами ЕАЭС.

Во взаимной торговле электроэнергией участвуют юридические лица, являющиеся субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств - членов ЕАЭС в соответствии с законодательством государств - членов ЕАЭС, получившие доступ к взаимной торговле электроэнергией и осуществляющие:

- продажу (поставку) электроэнергии;

- покупку электроэнергии;

- урегулирование почасовых отклонений сальдо-перетоков электроэнергии в качестве организации, уполномоченной государством - членом ЕАЭС.

(Решение Евразийского межправительственного совета от 26.10.2023 N 5)