Приказом Росприроднадзора от 05.02.2025 N 72 утверждены программы на 2025 год.

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора), описание текущего развития профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, характеристика проблем, на решение которых направлена программа профилактики

Раздел I. Анализ текущего состояния осуществления

федерального государственного геологического контроля

(надзора), описание текущего развития профилактической

деятельности Федеральной службы по надзору в сфере

природопользования, характеристика проблем, на решение

которых направлена программа профилактики

1. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется на основании части первой статьи 37 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах"), подпункта 5.1.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, и Положения о федеральном государственном геологическом контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1095.

2. Предметом федерального государственного геологического контроля (надзора) в отношении участков недр, за исключением участков недр местного значения, является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом "О недрах", Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).

3. Федеральный государственный геологический контроль (надзор) направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений организациями и гражданами обязательных требований, за исключением требований, являющихся предметом государственного горного надзора в соответствии со статьей 38 Закона "О недрах", в том числе по следующим вопросам:

наличие утвержденной проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах";

соблюдение требований проектной документации, предусмотренной статьями 23.2 и 36.1 Закона "О недрах", недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

ведение геологической и иной документации при осуществлении видов пользования недрами, предусмотренных статьей 6 Закона "О недрах", обеспечение ее сохранности;

соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр;

достоверность содержания геологической и иной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых;

соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды;

своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами;

выполнение условий, установленных лицензией на пользование недрами или соглашением о разделе продукции;

сохранность находящихся на участке недр горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, которые могут быть использованы при разработке месторождений полезных ископаемых и (или) в иных целях;

сохранность образцов горных пород, керна, пластовых жидкостей, флюидов и иных материальных носителей первичной геологической информации о недрах, полученных при осуществлении пользования недрами на участке недр;

предотвращение самовольного пользования недрами;

предотвращение самовольной застройки земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов и находящихся на площадях залегания полезных ископаемых, а также размещения за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений;

достоверность данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, включаемых в государственную отчетность организациями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу;

приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования;

исключение негативного воздействия на окружающую среду при размещении в пластах горных пород попутных вод, вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей;

ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

4. К разрешительным документам, содержащим требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках федерального государственного геологического контроля (надзора), относятся:

а) проектная документация, предусмотренная статьей 23.2 Закона "О недрах";

б) проектная документация, предусмотренная статьей 36.1 Закона "О недрах";

в) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона "О недрах";

г) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона "О недрах";

д) разрешение на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, а также на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, предусмотренное статьей 25 Закона "О недрах";

е) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (за исключением питьевых и технических), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона "О недрах", оформленное в соответствии с порядком, предусмотренным абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации.

5. Объектами федерального государственного геологического контроля (надзора) являются деятельность организаций и граждан в области использования и охраны недр, участки недр, предоставленные в пользование, а также неиспользуемые части недр, за исключением объектов, подведомственных Федеральной службе безопасности Российской Федерации (далее соответственно - контролируемые лица, объект геологического надзора).

В рамках осуществления федерального государственного геологического контроля (надзора) проводятся: профилактические мероприятия (информирование; обобщение правоприменительной практики; объявление предостережения; консультирование; профилактический визит); контрольные (надзорные) мероприятия при взаимодействии с контролируемым лицом (инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка); контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование).

За I - III кварталы 2023 года проведено 7511 контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом:

6431 наблюдений за соблюдением обязательных требований в области использования и охраны недр;

1080 выездных обследований.

В 2022 году проведено 1 711 профилактических визитов. В 269 случаях недропользователи воспользовались правом, предусмотренным статьей 52 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", и уведомили Росприроднадзор об отказе от профилактического визита.

По фактам признаков нарушений обязательных требований в области рационального использования и охраны недр недропользователям объявлено 4 261 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и принятии мер по обеспечению соблюдения обязательных требований. Проведено 722 консультирования.

Информация о развитии профилактической деятельности Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов в I полугодии 2023 года:

Федеральный государственный геологический контроль (надзор)

I кв.

II кв.

Всего

Количество выданных предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований

488

1426

1914

Количество поступивших возражений

57

46

103

Количество исполненных предостережений (уведомлений об исполнении)

248

346

594

Количество проведенных профилактических визитов

237

757

994

Количество отказов контролируемого лица от проведения обязательного профилактического визита

26

69

95

Количество консультирований

155

204

359

Данные об осуществлении федерального государственного геологического контроля (надзора) за I - III кварталы 2023 года:

Общее количество проведенных контрольных (надзорных) мероприятий, из них:

1362

инспекционный визит

0

рейдовый осмотр

0

административное расследование

10

выездное обследование

1080

Плановые проверки

233

Внеплановые проверки, из них:

39

в целях выдачи заключения органа федерального государственного экологического надзора

0

по контролю за исполнением ранее выданных предписаний

13

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

0

по заявлениям (обращениям) физических и юридических лиц, по информации органов государственной власти, местного самоуправления, средств массовой информации

8

на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного в соответствии с требованием органов прокуратуры

11

по иным основаниям, установленным законодательством Российской Федерации

7

проверки на основании программы проверок

0

Общее количество выявленных нарушений, из них:

1166

в ходе рейдовых осмотров

0

в ходе административных расследований

0

в ходе инспекционных визитов

0

в ходе выездных обследований

480

в ходе плановых проверок

584

в ходе внеплановых проверок

102

Общее количество мероприятий, по итогам которых возбуждены дела об административных правонарушениях, из них:

198

плановых проверок

173

внеплановых проверок

25

административных расследований

0

рейдовых осмотров

0

инспекционных визитов

0

выездных обследований

0

Общая сумма наложенных наказаний в виде административных штрафов в тыс. руб., из них:

29316

в ходе плановых проверок

26525

в ходе внеплановых проверок

2791

в ходе административных расследований

0

в ходе рейдовых осмотров

0

в ходе инспекционных визитов

0

в ходе выездных обследований

0