2. О порядке формирования лотов региональным оператором при проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов

2. О порядке формирования лотов региональным оператором при проведении торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Правилами N 1133 не определены конкретные критерии, а также требования к порядку и правилам формирования лотов.

При этом ФАС России обращает внимание, что при формировании лотов должны быть учтены логистические факторы, экономические и технические особенности деятельности лиц, осуществляющих транспортирование твердых коммунальных отходов.

Экономически эффективное осуществление деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов предполагает максимальную централизацию обслуживаемых территорий. Места для размещения и обслуживания (хранения, ремонта, заправки) мусоровозов должны находится максимально близко к обслуживаемой территории и местам размещения отходов.

Пунктом 9 Правил N 1133 предусмотрено, что услуги по транспортированию ТКО на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот.

При этом под "территорией" следует понимать часть муниципального образования, муниципальное образование, несколько муниципальных образований, территории одного или нескольких населенных пунктов в муниципальном образовании (в зависимости от принятого административно-территориального деления в субъекте Российской Федерации) с учетом экономической целесообразности их объединения в отдельный лот для проведения аукциона, а также законодательством Российской Федерации о защите конкуренции. Указанной позиции также придерживается Минэкономразвития России (письмо от 04.06.2019 N Д05и-18413).

Таким образом, Правилами N 1133 императивно не установлена обязанность регионального оператора проводить торги в отношении каждого муниципального образования. Учитывая изложенное, объединение нескольких таких образований в один лот не является нарушением антимонопольного законодательства.

Также обращаем внимание, что само по себе выделение большой территории в отдельный крупный лот не может рассматриваться как нарушение.

При этом включение в один лот нескольких удаленных друг от друга муниципальных образований может указывать на признаки ограничения конкуренции.

Например, ФАС России полагает целесообразным объединять привлекательные для потенциальных транспортировщиков территории с такими муниципальными образованиями, на которых более трудно и менее выгодно работать.

Для выявления признаков недопущения, устранения, ограничения конкуренции территориальным антимонопольным органам необходимо оценивать в совокупности следующие обстоятельства:

- способ формирования лотов (в том числе причины включения в них определенных территорий);

- содержание закупочной документации (в том числе, анализ ее отдельных условий).

Например, на практике встречаются такие ситуации, когда аукционная документация сформирована таким образом, что потенциальным участникам невыгодно входить на рынок (невыгодные условия договора транспортирования, большой размер обеспечения участия в торгах, чрезмерно разрозненные территории в одном лоте и пр.). В таких случаях действия регионального оператора по формированию заведомо невыгодных условий торгов следует рассматривать как препятствование доступу хозяйствующих субъектов на рынок услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов.

Кроме того, в правоприменительной практике также возникают ситуации, когда региональный оператор формирует закупочную документацию под конкретного участника.

Так, в случае наличия доказательств, указывающих на заключение антиконкурентного соглашения, такие действия могут быть квалифицированы по соответствующей части статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).

Действия регионального оператора также следует оценивать на предмет нарушения антимонопольного законодательства, в зависимости от состава действий и фактических обстоятельств квалификация осуществляется по статьям 10 и 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное, при оценке антимонопольным органом действий регионального оператора при проведении торгов на транспортирование следует учитывать совокупность экономических, логистических, технических и иных факторов. Необходимо оценивать указанные обстоятельства на предмет наличия ограничения конкуренции или возникновения такой угрозы.