3. О порядке проведения торгов

3. О порядке проведения торгов.

Хозяйствующие субъекты - операторы, осуществляющие транспортирование твердых коммунальных отходов, могут определяться несколькими способами.

1) Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

На основании указанной нормы Правилами N 1133, установлен порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - торги, региональный оператор), случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

В соответствии с пунктом 3 Правил N 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Следует отметить, что в силу пункта 10 Правил N 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом "а" пункта 3 Правил N 1133, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом "б" пункта 3 Правил N 1133, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

Таким образом, в случае если в документации об отборе регионального оператора и в соглашении с субъектом Российской Федерации указано, что региональный оператор должен провести торги на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в отношении всей территории, региональный оператор обязан соблюдать указанные положения и провести торги в отношении всей территории субъекта Российской Федерации, соблюдая принципы, указанные в пункте 9 Правил N 1133.

При этом если в вышеуказанном соглашении не содержится обязательного условия о проведении торгов по отбору операторов, осуществляющих транспортирование отходов, а также если в зоне регионального оператора образуется менее 30% твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, такой региональный оператор не обязан проводить торги.

Необходимо отметить, что пунктом 9 Правил N 1133 установлено, что в отношении не менее 15 процентов объема услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, выделенных в отдельные лоты в соответствии с абзацем первым указанного пункта 9, проводятся аукционы, участниками которых могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства.

Обращаем внимание, что в аукционной документации таких торгов должно содержаться обязательное условие о том, что участниками могут быть исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства. Иные формулировки, касающиеся допуска участников к торгам, должны рассматриваться как нарушение Правил N 1133.

Пунктом 4 Правил N 1133 установлено, что торги проводятся в форме аукциона в электронной форме в порядке, установленном Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), с учетом особенностей, предусмотренных Правилами N 1133.

Заключение договора с единственным поставщиком по процедуре, предусмотренной Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), в случаях, предусмотренных Правилами N 1133, недопустимо ввиду следующего.

Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг организациями, поименованными в статье 1 Закона N 223-ФЗ.

В соответствии с указанной статьей 1 Закона N 223-ФЗ к ним, в том числе относятся лица, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов.

При этом деятельность по оказанию услуги по обращению с ТКО региональным оператором не указана в статье 1 Закона N 223-ФЗ, соответственно организации (региональные операторы), осуществляющие услугу по обращению с ТКО, при этом не осуществляющие деятельность по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов и не имеющие соответствующего тарифа (на обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов), подтверждающего факт осуществления такой деятельности, не попадают под действие Закона N 223-ФЗ, и в том числе не могут руководствоваться порядком заключения договора с единственным поставщиком, предусмотренным Законом N 223.

Таким образом, в случаях, попадающих под действие Правил N 1133, региональный оператор обязан провести торги по отбору оператора, оказывающего услуги по транспортированию ТКО, и такие торги должны быть проведены исключительно в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

2) В соответствии с пунктом 13 Правил N 1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Закона N 44-ФЗ, региональный оператор вправе самостоятельно обеспечить транспортирование ТКО или проводит аукцион повторно.

При этом под самостоятельным обеспечением транспортирования понимается выполнение работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Заключение договора с единственным поставщиком в данном случае будет являться нарушением. Иная трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры, заложенной законодателем в пункте 13 Правил N 1133.

3) Территории, не попадающие под действие пункта 3 Правил N 1133, региональный оператор вправе распределить по своему усмотрению: заключить гражданско-правовой договор (например, аренда транспортного средства с экипажем), возить самостоятельно собственными транспортными средствами, либо заключить договор с единственным поставщиком (в случаях, если он попадает под действие Закона N 223-ФЗ).

Если региональный оператор обязан проводить торги в отношении определенных территорий в соответствии с Законом N 44-ФЗ, то он не вправе заключать договоры в отношении указанных территорий по Закону N 223-ФЗ.

Если торги признаны несостоявшимися, региональный оператор обязан осуществлять транспортировку своими силами - своими транспортными средствами или проводит аукцион повторно.

И.Ю.АРТЕМЬЕВ