3.4. Требования охраны труда при осмотре и ремонте электрооборудования МВПС

3.4.1. Все работы по ТО и ТР МВПС, связанные с отключением и переключением высоковольтного электрооборудования (секционных разъединителей контактной сети, высоковольтных выключателей, разъединителей на электропоездах и т.п.), следует осуществлять по наряду-допуску или распоряжению в соответствии с требованиями организационно-распорядительных документов и технологической документации, действующей в структурном подразделении и после получения разрешения от оперативного персонала, допущенного к подаче и снятию напряжения приказом (распоряжением) по депо.

Приступать к выполнению работ по наряду-допуску или распоряжению слесарь должен после получения целевого инструктажа по охране труда, предусматривающего указания по безопасному выполнению конкретного вида работы.

3.4.2. Небольшие по объему ремонтные работы и работы по техническому обслуживанию электрооборудования МВПС, выполняемые в электроустановках до 1000 В в течение рабочей смены и разрешенные к производству в порядке текущей эксплуатации, допускается выполнять слесарю, имеющему права оперативного или оперативно-ремонтного персонала.

Слесарь, имеющий права оперативного или оперативно-ремонтного персонала и допущенный к работам в порядке текущей эксплуатации, должен выполнять работы только на закрепленном оборудовании (участке) и в соответствии с Перечнем работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации, структурного подразделения, содержащим указания и определяющим виды работ, разрешенных к выполнению единолично и бригадой.

3.4.3. Перед началом работы на электроподвижном МВПС переменного тока необходимо разрядить конденсаторы. Исправной и испытанной заземляющей штангой, предварительно подсоединенной в установленном месте к корпусу вагона МВПС, следует снять емкостной заряд с силовой цепи, коснувшись рабочей частью штанги выводов тягового трансформатора, после чего заземлить высоковольтный ввод трансформатора. Выполнение этой работы необходимо производить в диэлектрических перчатках.

3.4.4. Перед осмотром и ремонтом высоковольтного оборудования слесарь должен проверить исправность электрических и механических защитных устройств (блокировок).

3.4.5. В процессе выполнения работ по осмотру и ремонту электрооборудования МВПС слесарю запрещается:

снимать крышки подвагонных ящиков, кожухи и другие защитные ограждения электрооборудования при поднятых токоприемниках МВПС, а также если к розеткам питания от постороннего источника к вагонам МВПС подведено напряжение выше 50 В переменного тока или выше 120 В постоянного тока;

отключать любое блокирующее устройство, обеспечивающее безопасность ремонтного (обслуживающего) персонала;

подниматься на крышу вагона МВПС, установленного под контактным проводом, находящимся под напряжением, а также при снятом напряжении, но еще не заземленном контактном проводе.

3.4.6. Заземление шкафов и ящиков с электрооборудованием следует поддерживать в исправном состоянии и проверять при каждом техническом обслуживании и ремонте МВПС. При этом особое внимание следует обращать на заземление кожухов электропечей и щитков измерительных приборов.

3.4.7. Подавать напряжение на вспомогательные электрические цепи оборудования и электрическую цепь тяговых электродвигателей от постороннего источника тока следует при опущенном токоприемнике, выключенном быстродействующем выключателе (на электропоездах постоянного тока), выключенном высоковольтном воздушном выключателе (на электропоездах переменного тока).

3.4.8. При поднятых и находящихся под напряжением токоприемниках вагонов МВПС допускается:

производить замену перегоревших ламп в кабине машиниста, ламп освещения ходовых частей, буферных фонарей, внутри вагонов электросекций при обесточенных цепях освещения;

протирать стекла кабины управления внутри и снаружи, не приближаясь к токоведущим частям контактной сети, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 метров и не касаясь их через предметы;

производить замену предохранителей в обесточенных цепях управления;

производить замену прожекторных ламп при обесточенных цепях освещения, если их замена предусмотрена из кабины управления;

производить осмотр тормозного оборудования, проверять выходы штоков тормозных цилиндров, исключая нахождение под кузовом;

проверять на ощупь нагрев букс;

вскрывать кожух и настраивать регулятор давления;

настраивать электронный и вибрационный регуляторы напряжения, стоя на диэлектрическом ковре и надев диэлектрические перчатки и диэлектрические боты;

продувать маслоотделители и концевые рукава тормозной и напорной магистралей.

Выполнение других работ на МВПС при поднятом и находящемся под напряжением токоприемнике запрещается.

3.4.9. Осмотр тяговых электродвигателей, подвагонного (подкузовного) оборудования, вспомогательных машин и аппаратов электропоезда следует производить только при опущенных токоприемниках всех моторных вагонов, выключенных главных и шинных разъединителях, отключенном выключателе управления в кабине.

3.4.10. По сигналу о предстоящей подаче напряжения в контактный провод ремонтной позиции депо или ПТО, подъеме токоприемника, подключении к МВПС (вагону МВПС) постороннего источника тока или о начале передвижения МВПС слесарь должен прекратить работу, закрыть высоковольтные шкафы и подвагонные ящики, сойти с крыши, выйти из кабины, вагона, смотровой канавы ремонтного пути.

3.4.11. В случае необходимости экстренного снятия напряжения с контактного провода ремонтной позиции допускается отключение секционного разъединителя слесарем. Об отключении секционного разъединителя слесарь должен поставить в известность дежурного по депо (ПТО) или его помощника, а также мастера (бригадира) и принять меры к недопущению включения разъединителя другими работниками.

3.4.12. Электрические машины, снятые с МВПС, следует устанавливать на специальные подставки или конвейер поточной линии.

При перемещении или подъеме шагающего конвейера переходить через подвижную раму запрещается.

3.4.13. При разборке и сборке тяговых электродвигателей следует применять (при необходимости) кантователи.

Перед установкой узлов и деталей на кантователь слесарь должен внешним осмотром проверить его исправность и заземление.

Перед осмотром и ремонтом узлов и деталей, установленных на кантователе, необходимо убедиться в их надежном закреплении на кантователе.

3.4.14. Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей запрещается:

перемещать тележку подъемно-транспортной машины без предупреждения слесаря, работающего на соседней рабочей позиции, и принятия мер безопасности;

переходить рельсовый путь перед движущейся тележкой;

производить какие-либо работы на перемещаемой тележке;

оставлять подключенными прессы по окончании выпрессовки подшипниковых щитов.

3.4.15. На поточной линии ремонта якорей тяговых электродвигателей запрещается:

включать привод конвейера без разрешения мастера, бригадира или специально назначенного работника;

спускаться в канаву или находиться у торцов конвейера при нахождении на нем якоря;

касаться руками движущихся цепей конвейера или кожуха продувочной камеры.

3.4.16. Перед обточкой, шлифовкой коллекторов тяговых электродвигателей и вспомогательных машин и прослушиванием работы подшипников тяговых редукторов, моторно-якорных, буксовых подшипников и зубчатой тяговой передачи тележек на МВПС следует убедиться, что все работы в кабине, вагоне, под вагоном и на крыше прекращены и работники сошли с МВПС (вагона МВПС), вышли из смотровой канавы. При этом щеткодержатель обтачиваемого тягового электродвигателя (вспомогательной машины) должен быть заземлен, электрощетки тягового электродвигателя, находящегося в паре с обтачиваемым, сняты, а колесные пары тележки заторможены ручным тормозом или тормозными башмаками, за исключением той, которая приводится во вращение.

3.4.17. При обточке под вагоном МВПС коллектора якоря тягового электродвигателя (приводимого во вращение от постороннего источника тока) с помощью переносного устройства его резец должен быть электрически изолирован от суппорта.

Лампу местного освещения под МВПС слесарь должен устанавливать таким образом, чтобы она не мешала проведению работ и не ослепляла его.

3.4.18. Выполнение работ по обточке и шлифовке коллекторов тяговых двигателей и вспомогательных машин слесарь должен осуществлять с использованием диэлектрических перчаток, защитных очков (маски), стоя на диэлектрическом ковре, а при продорожке коллектора - с использованием защитных очков (маски).

Шлифовку коллектора слесарь должен выполнять с использованием специальной колодки с изолированной ручкой.

Выполнять обточку и шлифовку коллекторов тяговых двигателей при снятых кожухах зубчатой передачи запрещается.

3.4.19. Во всех случаях подключения тяговых двигателей под напряжение до 400 В постоянного тока места присоединения питающего кабеля к выводным концам тягового двигателя следует изолировать.

Включение и выключение тока в этих случаях следует производить контактором с механическим, электропневматическим или электромагнитным приводом или рубильником, снабженным предохранительным щитком.

3.4.20. Для спрессовки шестерен, подшипников, втулок, шкивов, полумуфт слесарь должен использовать специальные съемники (гидравлические, винтовые, индукционные).

3.4.21. При проверке технической исправности индукционного нагревателя перед включением его в сеть слесарь должен использовать диэлектрические перчатки.

При работе на индукционном нагревателе контролировать температуру нагрева изделия следует специальным прибором.

Работу с шестернями как в горячем, так и в холодном состоянии слесарь должен производить с использованием защитных перчаток.

При работе со специальными съемниками рабочая зона должна быть ограждена.

3.4.22. Перед началом ремонта электрооборудования дизельного МВПС следует отключить аккумуляторную батарею.

3.4.23. При проведении осмотра и ремонта электроаппаратов слесарь должен обесточить питающие их электрические цепи и снять (отключить) предусмотренные конструкцией предохранители электрических цепей.

3.4.24. Установку, присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных электрических цепях.

Плавкие вставки предохранителей следует устанавливать в соответствии с маркировкой в патроны предохранителей, окрашенные в установленные цвета. Установка нетиповых предохранителей запрещается.

3.4.25. Внешний осмотр блоков электронной аппаратуры и проверку затяжки разъемов и гаек на клеммных рейках слесарь должен осуществлять только после отключения блоков электронной аппаратуры от питающей электрической цепи МВПС.

3.4.26. Наладочные, регулировочные и проверочные работы на блоках аппаратуры без снятия их с МВПС следует производить бригадой работников в составе не менее двух человек.

3.4.27. В отделении ремонта блоки электронной аппаратуры при их испытаниях следует устанавливать на диэлектрические ковры.

При испытании блока "закорачивание" инструментом токоведущих частей запрещается.

3.4.28. Присоединять электроизмерительный прибор к проверяемому блоку следует при помощи щупа одной рукой. При этом другая рука должна быть свободна.

Подключать электроизмерительные приборы на напряжение, превышающее допустимое значение прибора, запрещается.