Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

VII. Психологические аспекты процесса адаптации иностранных студентов в российском образовательном пространстве

VII. Психологические аспекты процесса адаптации иностранных

студентов в российском образовательном пространстве

Проблема психологической адаптации студентов-иностранцев связана с эффективностью их социально-культурной адаптации как одной из составляющих всего адаптационного процесса. Психологическая включенность личности в социальную, профессиональную и культурную среду происходит по мере того, как данная среда оказывается сферой реализации жизненных планов, потребностей и стремлений личности, а индивид раскрывается как личность и индивидуальность. Причем результатом пассивной адаптации является только внешний комфорт, тогда как активная адаптация обеспечивает реализацию заложенного личностного потенциала в полном объеме.

Реализация системы ориентационного сопровождения и комплексной адаптации существенно облегчает иностранным студентам привыкание к новой для себя бытовой сфере. Вышеуказанная деятельность должна содержать следующие направления:

обеспечение иностранных студентов необходимыми локальными документами образовательной организации и памятками, переведенными на родной язык студента (об обеспечении личной и имущественной безопасности; антитеррористической и пожарной безопасности; правилам проживания в общежитии, внутреннем распорядке образовательной организации и поведении в аудиториях образовательной организации во время контактных занятий с преподавателями и самостоятельной работы);

проведение разъяснительной и первичной адаптационной работы среди иностранных студентов с привлечением наставников по воспитательной работе в общежитиях, представителей иностранных ассоциаций (землячеств), студенческих объединений образовательной организации и ее подразделений (знакомство с инфраструктурой студенческого городка, сопровождение в медицинский центр для прохождения диспансеризации, паспортный стол для оформления регистрации, первичные экскурсии по близлежащей территории с целью информирования о магазинах, почте, банке и т.д.);

формирование комплексной системы психологической помощи и поддержки иностранных студентов, предусматривающей деятельность профессиональных психологов-консультантов, специалистов по организационной и социальной психологии, в ряде случаев - психологов, имеющих опыт консультирования и работы в кризисных ситуациях.

Неизбежно возникающая у иностранных студентов тревожность не может не отражаться на их эмоционально-психологическом состоянии, поведении, влиять на развитие личности студента, его профессиональное становление и статусное положение в группе. Наличие у преподавателей вуза информации об уровне тревожности обучающихся позволит снизить уровень тревожности и социальной напряженности в студенческой среде, обеспечить индивидуальный подход, организовать образовательный процесс с учетом личностных характеристик студентов.

Успех или неуспех в учебной деятельности напрямую зависит от того, насколько легко студент справляется с учебной нагрузкой. Для преподавателей, кураторов, наставников необходима информация о наличии студентов, которые не справляются с учебной нагрузкой, чтобы своевременно оказать им помощь и поддержку, снизить порог тревожности и эмоционального дискомфорта, мотивировать их на улучшение результата и поиск эффективных форм самоорганизации и самоконтроля, взаимодействия с преподавателем в случае возникновения проблемных ситуаций.

Одна из проблемных ситуаций связана с тем, что иностранные студенты, обучающиеся в российских образовательных организациях, как правило, живут в общежитии. Это является одним из барьеров в процессе адаптации, так как для значительной части обучающихся условия проживания ухудшаются по сравнению с привычными, а также студенты вынуждены приспосабливаться к условиям совместного проживания с представителями других стран со своими обычаями, национальными особенностями, проявляющимися в образе жизни, приготовлении пищи, распорядке дня, религиозном поведении. При расселении во избежание различного рода конфликтов необходимо знать и учитывать специфику национально-психологических особенностей различных региональных групп и обладать информацией об актуальной политической ситуации в странах приема и в мире, чтобы не спровоцировать серьезные межнациональные конфликты между студентами.

Кроме того, наставники должны планомерно проводить со студентами из разных стран просветительскую работу по поводу бытовых вопросов, таких как приемы пищи, уборка, соблюдение гигиенических норм и т.д.

Важным аспектом работы с иностранными студентами является необходимость создания специальных помещений для молитв, так как в некоторых культурах подобные религиозные обряды принято проводить по нескольку раз в день, что может быть неудобно в условиях совместного проживания с представителями других культур.

Помощь студентам в адаптации, создании условий для комфортного проживания в интернациональной среде может оказывать Студенческий совет общежития. Это студенческая организация, в состав которой для наиболее эффективной работы должны войти представители различных регионов мира с тем, чтобы помогать в решении возникающих у иностранных студентов проблем.

Вхождение в социокультурный контекст другой страны и нивелирование конфликтогенных ситуаций на этапе адаптации всегда происходит быстрее тогда, когда иностранный студент чувствует поддержку и расположение со стороны представителей страны приема и интернациональной аудитории образовательной организации.