V. "Проблемные зоны" процесса адаптации иностранных обучающихся в российском образовательном пространстве и возможности их профилактики
V. "Проблемные зоны" процесса адаптации иностранных
обучающихся в российском образовательном пространстве
и возможности их профилактики
Иностранные студенты - это особая категория прибывающих в Российскую Федерацию иностранных граждан, которые являются одной из наиболее незащищенных групп, так как их адаптационный процесс детерминирован другими культурными реалиями, новым социумом, особенностями организации образовательного процесса, что препятствует успешности протекания социокультурной адаптации.
Этот процесс носит сложный, многоаспектный и длительный характер, связанный с культурными различиями, изоляцией и депривацией во всех сферах жизни. При этом надо учитывать, что система образования является наиболее доступным социальным институтом, обеспечивающим интеграцию иностранных студентов в новое социокультурное пространство, поскольку именно оно транслирует для них культуру принимающего сообщества.
Необходимо выделить следующие моменты, являющиеся потенциальными "проблемными зонами", в отношении которых образовательным организациям, их руководству и сотрудникам из числа преподавателей необходимо знать и представлять алгоритмы действий:
психофизиологические трудности, связанные с психоэмоциональным и физическим напряжением, обусловленным процессом адаптации к новой среде;
трудности с осуществлением учебно-познавательной деятельности, связанные с недостаточной языковой подготовкой, различиями в системах образования, общим объемом и содержанием учебного материала, требованиями к системе контроля знаний;
социокультурные трудности, связанные с погружением в новую для иностранного обучающегося академическую и бытовую среду; преодоление языкового барьера в решении коммуникативных проблем как с администрацией и преподавателями, так и в межличностном общении внутри межнациональной студенческой группы в процессе обучения и проживания;
финансовые и бытовые трудности;
слабое знание норм этикета страны пребывания.
В сложных ситуациях для иностранного студента может наблюдаться другой процесс - процесс дезадаптации, сопровождающийся неприятием норм и ценностей социальной среды, сужением круга общения, отказом от решения проблем. В этом случае необходимо с пониманием относиться к нежеланию студента в реализации тех или иных ценностных элементов, не провоцируя защитную агрессию, создавать для него возможность движения в социокультурном поле в режиме самостоятельной деятельности, если, разумеется, она не носит деструктивный и асоциальный характер.
Важными субъектами такой деятельности являются сотрудники и преподаватели образовательной организации, в круг обязанностей которых входит освоение современных технологий, ориентированных на оказание помощи иностранным студентам в процессе социокультурной адаптации и интеграции.
Принимая во внимание многообразие различных форм адаптации (физиологическая, психологическая, социальная, культурная и др.), очевидно, что на любом этапе осуществления каждого вида деятельности возможно появление конфликтогена.
Успешность преодоления адаптационных барьеров и снижение вероятности возникновения конфлитогенов зависит от многих факторов: характер и уровень образования иностранного обучающегося, основные специфические черты национальных культур регионов и стран, особенно те привычки, которые при взаимодействии представителей разных культур приобретают статус запрещенных для одной или другой стороны (различия в пище, национальной одежде, нормах этикета, отношении к животным, праздничных и религиозных обрядах).
Степень готовности к преодолению адаптационных барьеров выражается в том числе и в критическом отношении к стереотипам и клише о традициях и чертах характера разных наций и народностей. Стереотипы - это обобщения, касающиеся людей в части их основополагающих психологических характеристик или личностных черт. Если стереотипы могут быть истинными и ложными, помогающими или мешающими общению и пониманию, то клише чаще всего приобретают форму ложного стереотипа, особенно при несовпадении представлений окружающих и самих представителей народа. Для разрушения стереотипов и клише необходима работа на постоянной основе со стороны наставников и преподавателей, чтобы сформированные ложные представления о национальных особенностях не помешали установлению эффективной коммуникации с реальным представителем той или иной страны и не спровоцировали развитие конфликтной ситуации.
Вступая в межкультурную коммуникацию, участники, не владея в достаточной мере языком-посредником (на начальном этапе изучения русского языка), чаще всего попадают в ситуации неопределенности в отношении основных правил, принятых в той или иной стране. Учитывая культурные различия между странами, эта неопределенность становится еще больше, в связи с чем возникают сомнения в правильности декодировки поступающих сигналов и сообщений, поэтому реакция на полученное содержание у собеседника может оказаться совершенно противоположной той, на которую рассчитывал говорящий. Этот процесс также может стать конфликтогеном.
Студенческая молодежь является активной общественной силой, так как чаще других демографических групп выступает индикатором происходящих в обществе социальных изменений и обладает такими качествами, как активность, стремление к новому и неопределенному, готовность идти на риск. Повышение уровня конфликтогенности в студенческой среде связано с проблемами внутренней (студенческой) среды и внешней обстановки, в том числе с актуальной геополитической ситуацией в стране пребывания и ее международной политикой.
Конфликтная ситуация может сложиться на основе взаимодействия иностранного обучающегося не только с местным жителем, но и с другим иностранным студентом.
Иностранные граждане, прибывающие на территорию нашей страны с различными образовательными целями, оказываются в состоянии выбора между привычной для них традиционной культурой и культурой принимающей страны. Часто культурные и социальные различия настолько велики, что в определенных этнических группах появляется убеждение в том, что их дискриминируют именно вследствие этнических либо конфессиональных отличий от господствующей общности или общности иностранных студентов, с которыми приходится взаимодействовать в рамках образовательного процесса. Это явление наиболее характерно для полиэтнического региона в целом и полиэтнической учебной группы в частности.
Учитывая вышесказанное, очевидно, что профилактика конфликтогенных ситуаций в академической и бытовой сферах на межнациональной и межконфессиональной почве с учетом актуальной геополитической ситуации становится для образовательных организаций высшего образования одной из первоочередных задач.
Обобщая результативный опыт работы различных образовательных организаций с иностранными обучающимися, можно рекомендовать следующие мероприятия, направленные на профилактику конфликтогенных ситуаций в академической и бытовой сферах.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875