I. Мероприятия по работе с иностранными обучающимися
1. Совместно с представителями ассоциаций и землячеств иностранных студентов и волонтеров организация и проведение (не менее чем один раз в два месяца) встреч для иностранных студентов (по регионам мира) с руководителями подразделений довузовской подготовки, других университетских структур (подразделений, обеспечивающих организационные, академические, бытовые мероприятия по размещению, пребыванию, учебной деятельности, развитию, вовлечению во все виды деятельности иностранных студентов) с целью формирования навыка прямого обращения в необходимую структуру; организация обратной связи для иностранных студентов с целью своевременного информирования руководства образовательной организации и подразделений о возникающих проблемах.
2. Проведение первичных экскурсий силами представителей ассоциаций иностранных студентов/землячеств, наставников по внеучебной работе, волонтеров по местам города, необходимым для социальной, бытовой и академической адаптации.
3. В течение всего периода обучения организация и проведение совместно с наставниками по внеучебной работе, преподавателями, российскими волонтерами и кураторами групп экскурсий по значимым культурно-историческим местам.
4. Проведение периодических опросов иностранных обучающихся на всех уровнях обучения с целью выявления потенциально способных к порождению конфликтогенов и развитию конфликтных ситуаций студентов, выявления причин потенциальных конфликтов, отслеживания динамики представлений студентов и формирования пула мероприятий в соответствии с запросами студента, потребностями учебной группы и интересами образовательной организации в целом.
5. Организация и проведение интерактивных конкурсов, игровых форматов для обучения иностранных студентов русскому языку в целях поощрения динамики их языковой компетенции (конкурсы чтецов, дни настольных игр на русском языке и т.п.).
6. Организация взаимодействия местных жителей, российских и иностранных студентов в рамках проведения общегородских, общеуниверситетских и иных культурных мероприятий и событий.
7. Организация постоянной информационной поддержки иностранных студентов по вопросам пребывания в Российской Федерации, решению вопросов обустройства, трудоустройства, повышения правовой компетенции, возможно, в формате "горячей линии" либо правовых клубов (информирование об административных правонарушениях, медицинском страховании и т.п.).
8. Выпуск и распространение среди иностранных студентов информационных материалов на русском и родных языках для иностранных студентов, посвященных следующим темам:
вопросам правовой поддержки (правила аренды жилья, правила и возможности трудоустройства в Российской Федерации, правила и порядок оформления временного и постоянного проживания в Российской Федерации, гражданства Российской Федерации);
возможности повышения квалификации иностранных студентов, участию в волонтерской деятельности, в программах обмена, практическом обучении, стажировке в Российской Федерации;
включению иностранных студентов в систему студенческого самоуправления;
вопросам поддержки социально-культурных и интеграционных инициатив иностранных студентов, вовлечению их в планирование и реализацию культурных и спортивных мероприятий на уровне вуза и т.д.;
культурно-массовым выездным мероприятиям, направленным на знакомство иностранных студентов с историей и культурой региона пребывания;
вовлечению иностранных студентов в добровольческую общественную активность;
информационным встречам иностранных студентов с иностранными выпускниками вуза, успешно работающими в России и получившими российское гражданство.
9. Организация обучения в межнациональных учебных группах в целях облегчения адаптации иностранного слушателя к учебному процессу.
10. Организация и проведение с учетом уровня владения русским языком тематических презентаций, бесед, просмотров фильмов, мультфильмов, творческих мероприятий, уроков-концертов, тематически соответствующих значимым культурно-историческим событиям и государственным праздникам России, нормам и правилам, принятым в России.
11. Организация работы клубов русского языка для расширения культурологического аспекта преподавания русского языка и занятий по музыкальной фонетике с разучиванием традиционных русских песен с целью развития фонологической компетенции и погружения в русскую культуру.
12. Организация и проведение билингвальных тренингов в целях создания благоприятного психологического климата в группе; актуализации адаптационных копинг-стратегий; развития навыков эффективного межличностного взаимодействия с представителями разных культур; повышения уверенности в себе, снятия нервного напряжения, эмоционального напряжения, улучшения функционального состояния, актуализации стратегий командообразования, развития групповой сплоченности, повышения организационно-психологической культуры иностранных студентов. Билингвальные тренинги проводятся одновременно двумя преподавателями-психологами на иностранном и русском языках для установления удобной языковой коммуникации для недавно поступивших на обучение иностранных слушателей. При выявленных при диагностике конфликтогенных ситуациях в академической и бытовой сфере возможно проведение билингвальных тренингов на основном этапе обучения.
13. Реализация программы "Buddy for foreigners", в рамках которой за каждым иностранным слушателем закрепляется волонтер-куратор, который в течение обучения на начальном этапе помогает в решении разных вопросов, связанных с учебой и бытом, помогает практиковать русскую разговорную речь. Также эффективность программы подтверждается ее реализацией для иностранных обучающихся основного этапа обучения.
14. Организация и проведение олимпиад и конференций. Во время подготовки и выступлений на данных мероприятиях иностранные слушатели приобретают навыки предварительной самостоятельной подготовки и изучения материалов, а также выступления на публике на русском языке. Благодаря приобретенным навыкам иностранные обучающиеся готовы к участию в подобных мероприятиях, которые положительно отразятся на учебном процессе, на первом курсе основных факультетов.
15. Проведение бесед в учебных группах в процессе обучения. Тематика бесед: города России, всемирные праздники, государственные праздники, обсуждение актуальной проблематики и иные темы. Беседы проводятся преподавателями в каждой учебной группе в рамках занятий по практике русской разговорной речи.
16. Проведение аудиторных и внеаудиторных мероприятий, посвященных нормам и правилам поведения иностранных граждан в общественных местах в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе при проведении религиозных обрядов, общении с противоположным полом, контактах с местным населением. Это могут быть:
тематические беседы и встречи, в том числе с привлечением российских студентов;
адаптированные лингвострановедческие курсы об установленных в Российской Федерации правилах и нормах общественного поведения;
обучающие курсы по культуре речи и правилах этикета в России и др.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875