VIII. Эффективные практики работы российских профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования по адаптации иностранных студентов в российском образовательном пространстве
VIII. Эффективные практики работы
российских профессиональных образовательных организаций
и образовательных организаций высшего образования
по адаптации иностранных студентов в российском
образовательном пространстве
В ряде российских образовательных организаций высшего образования существуют определенные эффективные практики по социальной и культурной адаптации иностранных обучающихся, которые могут быть масштабированы и тиражированы для практического использования российскими образовательными организациями высшего и профессионального образования, где также проходят обучение иностранные слушатели и студенты.
Исходя из проблематики социальной и культурной адаптации иностранных обучающихся, можно выделить следующие критерии отбора таких практик:
эффективность, когда ее внедрение в образовательный процесс способствует более успешному освоению иностранцами учебного материала, налаживанию конструктивного взаимодействия со всеми субъектами образовательной деятельности и социальным окружением, приобщению иностранной студенческой аудитории к культурным ценностям других народов, а также ведет к оптимизации физического и психоэмоционального состояния иностранных обучающихся;
актуальность и современность форм и форматов проведения мероприятий в рамках практики;
охват иностранной аудитории, сбалансированное сочетание индивидуального и коллективного подхода к иностранной аудитории при реализации практики;
учет национальной специфики иностранной аудитории при реализации проектов и мероприятий практики.
В ряде образовательных организаций эффективно зарекомендовали себя программы индивидуального наставничества: в Тюменском государственном университете, МИРЭА (Российский технологический университет), Санкт-Петербургском государственном техническом университете (программа "Адаптеры"), в Санкт-Петербургском Национальном исследовательском университете ИТМО (формат работы Buddy System в Центре обучения иностранных студентов), Национальном исследовательском университете "Высшая школа экономики" (г. Москва), Российском университете дружбы народов имени Патриса Лумумбы и ряде других вузов к иностранному студенту, приехавшему на обучение. Данная практика заключается в следующем: прикрепляется индивидуальный наставник из числа российских студентов/аспирантов, который встречает его, помогает устроиться в общежитии, решить вопросы с оформлением необходимых документов, познакомиться с образовательной организаций и городом. В дальнейшем на протяжении всего обучения в образовательной организации иностранный студент может обращаться к своему российскому наставнику за помощью в решении любых вопросов и получить консультативную индивидуальную поддержку. Для иностранного студента это психологически легче, поскольку общение со сверстником может быть для молодых людей более комфортным, чем общение со взрослыми. Безусловно, такая форма работы требует тщательного подбора наставников из числа российских обучающихся и студентов, и их разносторонней подготовки, но при правильной организации работы российский наставник становится по сути приятелем иностранного студента, что существенного облегчает процесс его адаптации и приобщения к российскому образу жизни.
Также эффективной формой работы с иностранцами в первые дни их пребывания в образовательной организации является проведение ориентационных мероприятий. Интересным в этом смысле может быть опыт Нижегородского государственного лингвистического университета имени Н.А. Добролюбова - проект "action-марафон "СреДА", в ходе которого проходит цикл групповых и индивидуальных консультационных мероприятий с иностранными студентами в формате брифингов, касающихся особенностей поведения в академическом и социокультурном контекстах на территории Российской Федерации и на базе образовательной организации, с участием профессорско-преподавательского состава и студентов вуза.
В Санкт-Петербургском Национальном исследовательском университете ИТМО адаптационное мероприятие состоит из двух частей и проводится до начала учебных занятий. Первый блок мероприятия реализуется в формате онлайн-марафона на площадке Telegram. Ежедневно на канале выходит несколько информационных постов, которые знакомят будущих первокурсников с университетом. Вторая часть мероприятия реализуется в офлайн формате и включает в себя несколько блоков: командообразующие встречи с наставниками; ориентационные дни на площадках университета в формате станций (здесь сотрудники университета знакомят студентов-первокурсников с тем, как строится образовательный процесс, рассказывают о ценностях университета и кодексе обучающегося, возможностях академической мобильности и стажировках, построении карьеры и сервисах для студентов, науке в ИТМО, а также клубной системе университета и студенческой жизни в ИТМО); знакомство с деканом и администрацией факультета; праздник посвящения в студенты ИТМО.
Одной из эффективных форм адаптации иностранной молодежи к новым условиям жизнедеятельности является ее вовлечение в добровольческую деятельность, что способствует приобщению иностранных студентов к эффективной деятельности в поликультурной среде, формированию навыков межкультурной коммуникации, укреплению дружественных отношений между студентами из разных стран мира. При этом следует иметь в виду, что коммуникативная и социальная активность в данном направлении должна носить именно добровольный, а не обязательно-принудительный характер, следовательно, в качестве основных методов необходимо использовать ознакомление с моделями и лучшими практиками волонтерской деятельности, разъяснение их роли и значимости в развитии социальных отношений и культуры взаимодействия в целом, использование в целях создания мотивации к волонтерской деятельности практики мирового опыта по реализации добровольческого участия в проектах масштабной социальной значимости.
Одной из зарекомендовавших себя традиционных форм вовлечения иностранных обучающихся в активную внеаудиторную деятельность является их участие в клубах интернациональной дружбы (КИД). Клубные площадки являются полем для проведения самого широкого спектра мероприятий, таких как тематические лекции, викторины, конкурсы, выставки, творческие и культурные встречи, празднование российских и международных праздников, тематические вечера, спортивные мероприятия. Кроме того, это место для организации встреч с представителями землячеств, посольств и консульств зарубежных стран.
Успешная эффективная работа КИД предполагает не только организацию мероприятий, но и заинтересованное активное участие в их работе преподавательского состава и российских обучающихся и студентов, а также современное оборудование помещения клуба.
Клуб для иностранных студентов в течение всего периода обучения может быть ориентированным на их языковые нужды - интенсивное обучение русскому языку, как, например, Клуб русского языка и культуры "Жар-птица" в Национальном исследовательском Томском политехническом университете. Организатор проекта - отделение русского языка Школы общественных наук вуза. Основные направления работы - киноклуб, экскурсионный клуб, клуб любителей русской кухни, спортивный клуб, игровой клуб. Взаимодействие студентов и преподавателей в неформальной обстановке "Жар-птицы" способствует созданию комфортных условий для адаптации иностранцев в межкультурной среде вуза, активизации совместной образовательной и творческой деятельности.
Создание условий для неформального конструктивного общения - одно из средств быстрого преодоления культурного шока у иностранных студентов. Например, в Южно-Уральском государственном университете популярен проект завтраков "Talkfast", который предполагает совместную трапезу и обсуждение культур народов мира через национальные блюда и правила еды в разных странах. Для иностранцев это возможность рассказать о своей стране и угостить своих российских друзей собственноручно приготовленными национальными блюдами. В организации мероприятия участвуют сотрудники Центра социокультурной адаптации, а также волонтеры из числа российских студентов ЮУрГУ. Мероприятие проводится на русском языке в утренние часы в форме завтраков.
Организация участия иностранных студентов в конференциях, конкурсах, фестивалях - важнейшая задача образовательной организации. Такого рода мероприятия могут быть международными, межвузовскими, внутривузовскими, когда участие в них иностранных обучающихся и студентов определяется прежде всего уровнем владения русским языком и уровнем знаний. Как правило, в этих мероприятиях иностранцы принимают участие вместе с российскими студентами, но, например, в Кемеровском государственном университете проводится конкурс "Лучший иностранный студент года" для иностранных студентов любой формы обучения, успевающих на "хорошо" и "отлично". Проект направлен на формирование позитивного социального и профессионального имиджа студенческих лидеров среди иностранных обучающихся университета и их поддержке.
Результативная работа по социальной и культурной адаптации иностранных студентов - планомерная системная деятельность образовательной организации по всем направлениям с использованием традиционных и новых форм и форматов работы. Большой опыт в этом направлении накоплен у профильных вузов, работающих с иностранными студентами в течение многих лет. Одним из таких вузов является Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН).
Со времени его основания в 1960 году в вузе поддерживается атмосфера интернациональности и толерантности. В РУДН действует Центр адаптации иностранных граждан, кабинет психологической поддержки, многофункциональный центр для студентов, информационная справочная служба, Центр занятости студентов, волонтерское движение "OHANA", землячества и ассоциации иностранных студентов. Активно работают наставники в общежитиях, наставники по учебной деятельности и наставники по воспитательной работе. Они сопровождают студентов при решении любых вопросов.
Университет имеет собственный физкультурно-оздоровительный комплекс. В РУДН проходят фестивали, конференции, конкурсы. Департамент по рекрутингу и сопровождению иностранных граждан РУДН не только осуществляет набор иностранных граждан на программы обучения, но и организует многофакторную информационную, консультативную индивидуальную поддержку в течение всего пребывания и обучения иностранного студента в вузе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875