2.4. Учебное сопровождаемое проживание

2.4 Учебное сопровождаемое проживание

При разработке ИПСП необходимо руководствоваться тем, что учебное сопровождаемое проживание не является обязательным этапом для сопровождаемого проживания. Оно организовывается при необходимости обучения инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности либо их коррекции, а также в целях адаптации к жизни в домашних условиях инвалидов, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, и в целях адаптации к жизни отдельно от семьи инвалидов, проживающих в семьях. При этом условия проживания должны быть приближены к домашним.

В отличие от сопровождаемого проживания (на постоянной основе) оно ограничено по времени, определяемым уполномоченным органом (уполномоченной организацией), необходимого для достижения целей такого обучения, и может быть организовано как в жилых помещения, так и в отдельных помещениях стационарных организаций социального обслуживания, в том числе в социальных гостиницах.

Сопровождаемое проживание (на постоянной основе) организуется на весь срок нуждаемости инвалида в данной форме жизнеустройства и не может быть организовано на территории стационарных организаций социального обслуживания.

Для целей сопровождаемого проживания рекомендуется использовать жилое помещение, находящееся в собственности инвалида, предоставленное ему на условиях социального найма, находящееся в собственности негосударственных организаций социального обслуживания, в помещениях, арендуемых поставщиками социальных услуг, или на условиях возмездного или безвозмездного пользования помещениями, находящимися в специализированном жилищном фонде системы социального обслуживания, а также в специализированных помещениях государственного и муниципального жилищных фондов, в том числе на условиях коммерческого найма. (рис. 2).

Рисунок 2

Рисунок 2 - Основные различия сопровождаемого проживания

и учебного сопровождаемого проживания инвалидов

Учебное сопровождаемое проживание организуется по заявлению инвалида (или его представителя) о предоставлении ему учебного сопровождаемого проживания, если определена нуждаемость инвалида, подавшего заявление о предоставлении сопровождаемого проживания, в подготовке к сопровождаемому проживанию в групповой или индивидуальной форме.

Реализация учебного сопровождаемого проживания осуществляется путем организации учебных (тренировочных) квартир. Учебная (тренировочная) квартира представляет собой специально подготовленное и оборудованное жилое помещение для проживания в течение непродолжительного времени небольшой группы людей (до 7 человек) с ограничениями жизнедеятельности при их сопровождении.

Помещение должно быть приспособлено для постоянного проживания, а также отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации, обеспечивающих, в том числе их доступность.

Основная цель учебного сопровождаемого проживания подготовить инвалида к самостоятельной жизни или жизни в условиях сопровождения.

При учебном сопровождаемом проживании предоставляются услуги и мероприятия, аналогичные услугам и мероприятиям, предоставляемым в рамках сопровождаемого проживания (на постоянной основе), с учетом цели учебного сопровождаемого проживания по обучению инвалидов навыкам самообслуживания, самостоятельного удовлетворения своих потребностей в домашних условиях, в том числе отдельно от семьи.

Во время учебного проживания происходит обучение инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности посредством освоения необходимых социальных компетенций, их коррекция, развитие возможностей к самостоятельному удовлетворению основных жизненных потребностей, адаптации к самостоятельной жизни.

Методы педагогического воздействия предусматривают планомерность, последовательность и пролонгированность в соответствии с поставленными задачами по обучению инвалидов навыкам самостоятельной жизнедеятельности, по приобретению опыта проживания в домашних условиях, по подготовке к самостоятельному или сопровождаемому проживанию. При этом функции и роль педагога в данном процессе могут осуществлять как лица с педагогическим образованием, так и специалисты по социальной работе, психологи, прошедшие требуемую подготовку.

Педагогическая работа с лицами, участвующими в учебном сопровождаемом проживании, охватывает ряд сфер (областей), значимых для такого рода деятельности, включая формирование знаний, навыков и умений в области социально-бытовой адаптации, социально-средовой ориентации и коммуникативной деятельности.

Обучение должно происходить в процессе естественного хода жизни, строящегося на основе принципа нормализации. В процессе обучения осуществляется наблюдение за инвалидом, включая его поведение, соблюдение режима дня, умение осуществлять самообслуживание, трудовую и общественно полезную деятельность, взаимодействовать в коллективе и др.

По завершении учебного сопровождаемого проживания выясняется мнение инвалида об организации сопровождаемого проживания (на постоянной основе), уточняются подходящие ему условия сопровождаемого проживания, в том числе объем и характер услуг, форма (индивидуальная или групповая), другие значимые для инвалида условия, а также возможности организации сопровождаемого проживания в текущий момент (наличие свободных мест). В случае, если инвалид претендует на самостоятельное проживание, в том числе на получение жилья в соответствии с законодательством, также оценивается его способность вести самостоятельный образ жизни или возможность организации сопровождаемого проживания в индивидуальной форме.

В Приложении 2 приводится программа подготовки инвалидов с нарушениями психических функций к сопровождаемому проживанию с учетом предоставления им необходимой помощи и сопровождения, а также соответствующего набора и объема социальных услуг.

Повторная оценка нуждаемости инвалида в сопровождаемом проживании проводится с учетом утвержденных Минтрудом России Критериев.