Социальная занятость
При третьей степени ограничения способности к трудовой деятельности, трудностях трудоустройства и включения в сопровождаемую трудовую деятельность, инвалиду обеспечивается социальная занятость. Это деятельность инвалидов, не являющихся занятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения в связи с имеющимися у них значительно выраженными ограничениями способности к трудовой деятельности и способных к осуществлению несложных (простых) видов деятельности исключительно с помощью других лиц [3].
Особенность такой занятости - ее социальный характер. Речь в подобных случаях идет не о трудоустройстве в его обычном понимании, а об организации производства и других различных форм продуктивной и развивающей деятельности, в процессе которой инвалиды занимаются не только полезной деятельностью, но и личностно и социально развиваются. Это в какой-то мере компенсирует им дефицит социальных связей, в которые реально работающий здоровый взрослый включен естественным образом.
Приказом Минтруда России от 28.07.2023 N 605н "Об утверждении примерного порядка организации социальной занятости инвалидов" [26] (далее - Приказ Минтруда России N 605н) устанавливаются правила организации в субъектах Российской Федерации социальной занятости инвалидов. Приказ Минтруда России N 605н определяет функции уполномоченных организаций, этапы и условия реализации социальной занятости, перечень услуг, которые могут осуществляться при реализации социальной занятости, механизм и порядок межведомственного взаимодействия при организации социальной занятости.
Технология социальной занятости обеспечивает максимально возможной занятостью инвалидов с наиболее тяжелыми нарушениями функций организма, в том числе инвалидов с ментальными нарушениями. Целями социальной занятости инвалидов являются:
а) соблюдение государственных гарантий права на труд инвалидов путем обеспечения их участия в творческих и производственных процессах;
б) создание для инвалидов благоприятных условий труда, включая персональное сопровождение;
в) подбор несложных (простых) видов труда, видов творческой и развивающей деятельности, доступных для выполнения инвалиду со значительной помощью других лиц;
г) обеспечение значительной помощи других лиц при освоении и выполнении трудовых действий, творческой деятельности.
Для инвалидов, имеющих выраженные затруднения в выполнении несложных (простых) видов труда со значительной помощью других лиц, организуются несложные (простые) виды развивающей (целенаправленной) деятельности путем моделирования бытовых и социальных ситуаций, участие инвалидов в которых способствует развитию и поддержанию коммуникативных, гигиенических, двигательных, бытовых и трудовых навыков, навыков принятия решений и их исполнения.
Подбор видов деятельности для таких инвалидов и пробы с их участием, в том числе в каком-либо трудовом процессе, осуществляются с учетом динамики состояния здоровья и способности участвовать в социальной занятости.
Для обеспечения широты социальных контактов в группах (отделениях) должны проводиться мероприятия с участием учреждений здравоохранения, культуры, спорта.
В процессе социально-развивающего направления должны ставиться задачи не только расширения общения, развития социально-бытовых навыков, которые в случае их неиспользования люди с умственными нарушениями быстро теряют, а задачи становления длительных взаимоотношений в специально организованной среде. В подобной ситуации необходимо побуждать инвалидов за рамками семьи обращать внимание на настроение и проявление чувств окружающих, испытывать радость и сострадание, помогать друг другу.
Такой вариант социальной занятости может включать любые виды развивающей деятельности. В частности, у людей с интеллектуальными нарушениями можно последовательно формировать доступную им картину мира, постепенно включая в нее все больше элементов и понятных тем, касающихся дружбы и чувств, природы и человека и т.п.
Осваиваемые темы могут подкрепляться различными формами эмоционального закрепления, проживания материала: тематическим рисованием, лепкой и рукоделием, постановкой театральных сцен, музицированием и танцами, ритмической гимнастикой, наблюдениями за природой, нахождением ассоциаций. При таком подходе даже при отсутствии способности к продуктивному труду каждому человеку с инвалидностью найдется место по его возможностям в посильной деятельности, полезной для него самого, семьи и окружения.
Для организации развивающей работы в рамках социальной занятости разрабатывается программа дневного пребывания, включающая различные направления:
- психологический - диагностика, психологическое консультирование, тренинги, позволяющие развивать рефлексию, мотивационную сферу, повышать самооценку;
- социально-педагогический - анимационные услуги, социально-педагогическая диагностика и обследование, обучение основным навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, общения и другим формам жизнедеятельности.
- социокультурный - декоративно-прикладное творчество, развивающее зрение, слух и осязание, мелкую моторику, владение руками, скоординированность движений рук и глаз; театральная студия, позволяющая развивать память, эмоциональность, речь, умение владеть собой и т.д.; посещение концертов и выставок; участие в различных общегородских мероприятиях;
- физкультурно-оздоровительный - адаптивная физкультура, которая позволяет развивать внимание, ритмичность, координацию движений, ориентировку в пространстве, умение владеть своим телом, физическую силу;
Занятия в группах дневного пребывания призваны помогать людям с ограниченными умственными и физическими возможностями добиться максимальной реализации своих физических, психических, социальных и профессиональных возможностей, оказать посильную помощь по интеграции их в общество. При этом следует особо подчеркнуть, что при приоритетном положении социально развивающего направления работы речь идет не только о тренировке навыков общения или социально-бытовых навыков, которые в случае их неиспользования люди с умственными нарушениями довольно быстро теряют, но и о становлении длительных взаимоотношений в специально организованной среде.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875