2.5. Описание социальных услуг (по видам)

Наименование целевой группы: инвалиды старше 18 лет, неспособные вести самостоятельный образ жизни без помощи других лиц/

Область применения: организации, реализующие сопровождаемое проживание.

Условия реализации мероприятий: при реализации сопровождаемого проживания - по месту проживания получателей услуг в форме социального обслуживания на дому, при учебном проживании - по месту проживания получателя услуг в период реализации программы учебного проживания во всех формах социального обслуживания (на дому, в полустационарной и стационарной формах).

Объем услуг по сопровождаемому проживанию определяется в соответствии с типом периодичности услуг по сопровождаемому проживанию и измеряется в часах (минутах) в неделю. В зависимости от степени выраженности автономии лица выделяют 4 типа периодичности услуг по сопровождаемому проживанию:

1 тип - предоставление услуг по сопровождаемому проживанию по запросу с продолжительностью от 4 до 12 часов в неделю;

2 тип - периодическое предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 12 до 28 часов в неделю;

3 тип - регулярное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 4 до 8 часов в сутки;

4 тип - постоянное предоставление услуг по сопровождаемому проживанию с продолжительностью от 8 до 24 часов в сутки.

Примерный стандарт определяет перечень услуг по сопровождаемому проживанию по их видам, продолжительности и четырем типам периодичности предоставления. Примерный стандарт определен с учетом вариативности индивидуальной нуждаемости инвалидов в услугах по сопровождаемому проживанию при одинаковой степени выраженности нарушения их автономии. В связи с этим суммарный объем услуг, предусмотренных примерным стандартом, превышает предельный объем услуг по соответствующему типу периодичности услуг сопровождаемого проживания.

Суммарное время, требуемое для предоставления всех услуг сопровождаемого проживания инвалиду (далее - суммарное время), не может превышать предельного объема услуг сопровождаемого проживания, установленного для каждого типа периодичности услуг по сопровождаемому проживанию. В случае, если при определении индивидуальной нуждаемости инвалида в услугах по сопровождаемому проживанию в соответствии с установленной степенью выраженности нарушения автономии суммарное время превышает предельный объем услуг сопровождаемого проживания, рекомендуется пересмотреть степень выраженности нарушения автономии инвалида. В случае, если суммарное время меньше объема услуг, назначенного получателю услуг, то избыток времени используют для увеличения объема и периодичности предоставления наиболее трудоемких услуг по сопровождаемому проживанию.

Социально-бытовые услуги, имеющие ассистирующий или замещающий характер, могут быть преимущественно ассистирующими с элементами замещения или преимущественно замещающими с элементами ассистирования. Характер услуг определяется потребностью получателя услуг в ассистирующей помощи (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений получателя услуг по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей, в т.ч. посредством мотивирования, инструктирования) или в замещающей помощи (действия за гражданина, нуждающегося в услугах, не способного полностью или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности).

Примерный стандарт применяется также для организации учебного проживания инвалидов. В примерном стандарте предусмотрены социально-педагогические услуги для учебного проживания, объем и периодичность предоставление которых значительно выше, чем аналогичных услуг, предоставляемых в сопровождаемом проживании на постоянной основе. Отличия вызваны особенностями организации условий для учебного проживания и целями учебного проживания. Учебное проживание предусматривает реализацию программы развития способностей конкретного инвалида в течение определенного периода времени. Программы реализуются в жилых помещениях, приспособленных для проживания инвалидов, где инвалиды проживают только в период реализации программ, а далее происходит смена проживающих. В связи с этим предусмотрены услуги, обеспечивающие предоставление оборудованных жилых помещений для реализации учебного проживания, мебели и другого оснащения, необходимого для проживания.

Основной целью учебного проживания является развитие самостоятельности инвалидов в удовлетворении основных жизненных потребностей в бытовой, социально-коммуникативной, досуговой и иной деятельности инвалидов, для чего предусмотрен необходимый объем социально-педагогических услуг. С учетом особенностей и возможностей инвалидов учебное проживание может предусматривать предоставление других услуг сопровождаемого проживания (например, социально-бытовые услуги замещающего характера). Общее количество услуг определяется с учетом продолжительности курса учебного проживания (определенного ограниченного периода времени).

В рамках учебного проживания решаются следующие задачи:

- формирование у инвалидов доступных навыков самообслуживания, доступных навыков ведения бытовой, социально-коммуникативной и досуговой деятельности для достижения максимально возможной автономности в решении жизненных задач;

- оценка нуждаемости инвалида в сопровождении: определение необходимой и достаточной помощи в самообслуживании, в бытовой и социальной деятельности, определение формы сопровождаемого проживания (групповой или индивидуальной), предпочтений инвалида в отношении места и условий сопровождаемого проживания;

- определение желания инвалида проживать в условиях сопровождаемого проживания.

Учебное проживание с сопровождением не может быть обязательным условием для организации сопровождаемого проживания инвалида в случае, когда решается вопрос о жизнеустройстве инвалида и отсутствуют лица, оказывающие ему помощь.

Определение объема услуг сопровождаемого проживания в зависимости от нарушений автономии лица представлено в Приложении.