Стимулирование к повышению доходной базы муниципальных образований

Цели:

- создание стимулов к росту поступлений налоговых и неналоговых доходов с территории муниципальных образований в местный бюджет;

- сокращение уровня дотационности местных бюджетов.

Инструменты поощрения:

1) установление единых и (или) дифференцированных нормативов отчислений от налогов и неналоговых доходов, подлежащих зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации, в местные бюджеты (применяется в большинстве субъектов Российской Федерации).

В 2022 году наиболее популярным для передачи на местный уровень налогом стали НУСН (передавался в 75 субъектах, а средняя доля поступлений его в местные бюджеты без учета городов федерального значения составила 35,0%), НДФЛ (превышение среднего норматива отчислений от НДФЛ в местные бюджеты уровня 30% зафиксировано в 63 субъектах, а средняя доля поступлений его в местные бюджеты без учета городов федерального значения составила 32,0%), плата за негативное воздействие на окружающую среду (передавалась в 27 субъектах, а средняя доля поступлений его в местные бюджеты без учета городов федерального значения составила 10,0%), налог на добычу полезных ископаемых (передавался в 16 субъектах, а средняя доля поступлений его в местные бюджеты без учета городов федерального значения составила 3,3%) и транспортный налог (передавался в 13 субъектах, а средняя доля поступлений его в местные бюджеты без учета городов федерального значения составила 1,1%). Передача прочих доходных источников (налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, акцизов (за исключением акцизов на ГСМ), налога на игорный бизнес) носила скорее точечный характер.

При передаче нормативов отчислений от налогов на местный уровень рекомендуется отдавать предпочтение НУСН, а также НДФЛ. Важную роль в сохранении стимулов к развитию доходной базы играет стабильность установленных нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты, а также сохранение дифференциации уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований после распределения выравнивающих дотаций.

Помимо стимулирования к росту доходной базы местных бюджетов, передача на местный уровень нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов в местные бюджеты способствует сокращению уровня дотационности местных бюджетов, а также сокращению встречных финансовых потоков.

К негативным последствиям передачи доходных источников местным бюджетам можно отнести повышение волатильности доходов местных бюджетов, а также меньшую равномерность их поступления в течение финансового года;

2) установление нормативов отчислений от поступлений конкретных налогов.

К таким налогам могут относиться, например, налог на профессиональный доход, который уплачивается самозанятыми гражданами (Новгородская область, Республика Мордовия, Тульская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Челябинская область), или налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых в местные бюджеты (Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Смоленская область). В данном случае в бюджет конкретного муниципального образования зачисляется межбюджетный трансферт, размер которого прямо или косвенно определяется объемом фактических или потенциальных поступлений с территории конкретного муниципального образования.

При передаче налога на профессиональный доход на местный уровень преследуется также цель увеличения числа самозанятых граждан. В качестве формы межбюджетного трансферта в данном случае рекомендуется установить иную дотацию бюджетам муниципальных образований на стимулирование увеличения численности самозанятых граждан и поступлений налога на профессиональный доход.

Размер указанной дотации (ДНПДj) может рассчитываться с использованием следующих подходов.