3.1.1. Перед отправлением с железнодорожной станции на участке, оборудованном автоматической локомотивной сигнализацией, машинист МВПС обязан включить соответствующие устройства и проверить исправность радиосвязи. При отсутствии радиосвязи машинист должен поставить об этом в известность дежурного по железнодорожной станции или дежурного по депо другим возможным в создавшейся ситуации видам связи для принятия мер по устранению причины отсутствия радиосвязи.
Без выяснения причины и устранения неисправности радиосвязи отправление МВПС запрещается.
3.1.2. Перед приведением МВПС в движение машинист должен убедиться в нахождении помощника машиниста в кабине МВПС, в наличии разрешающего сигнала, его принадлежности пути отправления и в отсутствии препятствий для движения.
3.1.3. До начала движения входные двери со стороны рабочей кабины управления МВПС должны быть закрыты, а двери из служебного тамбура в тамбур вагона МВПС, двери нерабочей кабины управления и шкафов с электрооборудованием в вагонах МВПС должны быть закрыты на замок.
3.1.4. Контролировать закрытие дверей и состояние посадки-высадки пассажиров при отправлении МВПС помощник машиниста должен через форточку боковой двери служебного тамбура, не открывая боковые двери. При отсутствии форточки в боковой двери служебного тамбура закрытие дверей и состояние посадки-высадки пассажиров следует осуществлять с выходом на платформу.
3.1.5. Запрещается проезд в рабочей кабине МВПС лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением должностных лиц, имеющих разрешение, выдаваемое в установленном порядке, но не более двух человек одновременно, а при наличии в составе локомотивной бригады дублера (стажера) - не более одного.
3.1.6. Во время движения МВПС машинисту и помощнику машиниста запрещается:
высовываться из боковых окон кабины управления за пределы зеркала заднего вида и форточек боковых дверей служебного тамбура;
открывать входные наружные двери и высовываться из них;
выходить из МВПС при подъезде к платформе до полной его остановки;
подниматься на МВПС и спускаться с него во время движения и при остановке на искусственных сооружениях, не оборудованных настилами для перехода;
отлучаться помощнику машиниста из кабины управления при следовании с неисправными устройствами безопасности;
открывать двери шкафов (камер, ящиков) с высоковольтным оборудованием;
отключать (закорачивать) защитные блокировки;
открывать (снимать) кожухи и другие ограждения оборудования МВПС;
использовать не по назначению тормозные башмаки;
выбрасывать из МВПС мусор, обтирочные материалы и прочие предметы.
3.1.7. При следовании МВПС в период неблагоприятных погодных условий машинист и помощник машиниста должны быть предельно внимательными.
3.1.8. При приближении встречного поезда по смежному железнодорожному пути локомотивная бригада должна наблюдать за его состоянием, не выходя из кабины МВПС. В случае обнаружения посторонних предметов, груза, выходящего за габарит подвижного состава, искрения буксового подшипника или какого-либо другого повреждения встречного поезда следует немедленно сообщить об этом по поездной радиосвязи машинисту встречного поезда, диспетчеру поездному и дежурному ближайшей железнодорожной станции.
3.1.9. На время проследования встречного поезда помощник машиниста должен отойти к рабочему месту машиниста.
3.1.10. Искусственные сооружения, железнодорожные станции, переезды локомотивная бригада должна проследовать с особой бдительностью.
3.1.11. При управлении МВПС машинист обязан подавать оповестительные сигналы в следующих случаях:
при приближении МВПС к железнодорожным станциям, путевым постам, пассажирским остановочным пунктам, переносным и ручным сигналам, требующим уменьшения скорости, сигнальным знакам "С", выемкам, кривым участкам железнодорожного пути, тоннелям, железнодорожным переездам, съемным дрезинам, съемным ремонтным вышкам, путевым вагончикам и другим съемным подвижным единицам, а также объектам, расположенным на железнодорожных путях необщего пользования;
при приближении МВПС к месту работ, начиная с километра, предшествующего указанному в предупреждении, независимо от наличия переносных сигналов;
при восприятии ручного сигнала "Опустить токоприемник", подаваемого сигналистом;
при приближении МВПС к находящимся на железнодорожном пути людям и в случаях, установленных локальным нормативным актом владельца инфраструктуры (владельца железнодорожных путей необщего пользования);
при следовании в условиях недостаточной видимости.
3.1.12. При приближении МВПС к работающим, идущим по железнодорожным путям или находящимся в междупутье людям машинист обязан подавать оповестительные сигналы до тех пор, пока путь не будет освобожден и с него не сойдут люди в безопасное место или на безопасное расстояние. Если железнодорожный путь, по которому следует поезд, своевременно не освобожден, машинист должен применить экстренное торможение.
3.1.13. При приближении встречных поездов на перегонах или железнодорожных станциях в темное время суток необходимо переключать прожектор в положение "тусклый свет" на таком расстоянии, чтобы не ослеплять локомотивную бригаду встречного поезда. После проследования головной части встречного поезда прожектор должен быть переключен в положение "яркий свет". В случае ослепления прожектором встречного поезда машинист обязан остановить МВПС.
3.1.14. При следовании МВПС по железнодорожной станции машинист должен пользоваться переключателем яркости прожектора в зависимости от метеорологических условий, скорости движения, наличия предупреждений о работающих на путях людях и с учетом передвижения поездов и тягового подвижного состава по смежным путям на железнодорожной станции.
3.1.15. При пропуске поездов на железнодорожных станциях на остановившемся МВПС прожектор должен быть выключен, а при проследовании по смежному пути головы встречного поезда должен быть включен для осмотра вагонов поезда по смежному пути.
Помощнику машиниста покидать кабину МВПС при пропуске встречных поездов запрещается.
3.1.16. При подходе МВПС к тоннелю машинист должен включить электроосвещение пульта управления и кабины машиниста, а при ведении дизельного МВПС - закрыть окна кабины управления.
В случае вынужденной остановки МВПС в тоннеле, локомотивной бригаде следует немедленно выяснить причину остановки и оценить возможность его дальнейшего следования.
При задымлении (загазованности) в тоннеле локомотивная бригада должна надеть противогазы и действовать в соответствии с инструкциями ОАО "РЖД".
3.1.17. Осмотр электрооборудования МВПС во время движения проводит по указанию машиниста его помощник, имеющий права оперативно-ремонтного персонала. При этом запрещается открывать двери шкафов (камер, ящиков) с высоковольтным оборудованием, снимать ограждения и прикасаться к токоведущим частям.
3.1.18. Осмотр дизель-генераторной установки и вспомогательного оборудования дизельного МВПС помощник машиниста может проводить только по указанию машиниста.
При осмотре следует обращать внимание на наличие и надежность укладки половиц пола машинного отделения, наличие защитных ограждений оборудования и использовать шумоизолирующие наушники (беруши).
3.1.19. Проход по машинному отделению МВПС следует осуществлять в соответствии с руководством по эксплуатации конкретной серии МВПС.
При проходе по машинному отделению МВПС запрещается:
пересекать и наступать на защитные кожуха движущихся (вращающихся) частей (узлов) оборудования МВПС;
открывать, снимать защитные ограждения движущихся (вращающихся) частей (узлов) оборудования;
отвлекаться от своих прямых обязанностей;
осуществлять проход, если отсутствует возможность одновременного использования трех точек опоры (рука, ноги);
держать руки в карманах одежды.
3.1.20. При возникновении неисправности электрооборудования на МВПС в пути следования локомотивная бригада должна определить возможность локализации повреждения путем сборки одной из аварийных схем, которые утверждены организационно-распорядительным документом ОАО "РЖД" для каждой серии МВПС. При этом в журнале формы ТУ-152 следует внести запись о сборке аварийной схемы с указанием ее номера в соответствии с утвержденным перечнем.
Утвержденный порядок сборки аварийных схем для каждой серии МВПС должен находиться в кабине машиниста.
3.1.21. Сборку схемы на электропоезде выполняет член локомотивной бригады с V группой допуска по электробезопасности, на дизельном МВПС - с IV группой допуска по электробезопасности.
Сборка аварийной схемы может проводиться как дистанционно с помощью переключения низковольтных и высоковольтных коммутационных аппаратов, так и с непосредственного вывода из работы высоковольтного оборудования в высоковольтных шкафах (камерах) МВПС.
3.1.22. При повреждении токоприемника или контактной сети машинист должен применить экстренное торможение, отключить на МВПС силовые и вспомогательные цепи, контакторы отопления вагонов МВПС, опустить токоприемники, заглушить дизель-генераторную установку (на дизель-электропоезде) и закрепить МВПС от ухода.
О вынужденной остановке поезда машинист должен сообщить по радиосвязи машинистам вслед идущих поездов, дежурному ближайшей железнодорожной станции или диспетчеру поездному.
3.1.23. Осмотр состояния токоприемников и устройств контактной сети следует осуществлять визуально без подъема на крышу МВПС, с соблюдением требований, изложенных в пунктах 1.21 - 1.23 настоящей Инструкции. О результатах осмотра машинист должен сообщить энергодиспетчеру через дежурного ближайшей железнодорожной станции или диспетчера поездного.
3.1.24. При невозможности дальнейшего следования МВПС устранение неисправности крышевого оборудования (в том числе увязку неисправного токоприемника), находящегося под действующей контактной сетью, производится работниками дистанции электроснабжения после снятия напряжения и заземления контактной сети с двух сторон от места производства работ на МВПС. Работник локомотивной бригады МВПС должен визуально контролировать заземление контактной сети и увязку токоприемника с земли, без подъема на крышу МВПС.
3.1.25. Заземление контактной сети осуществляют работники дистанции электроснабжения с группой по электробезопасности не ниже IV в присутствии машиниста электропоезда (моторвагонного ЭПС) или его помощника.
Отключенная контактная сеть должна быть заземлена с 2-х сторон от МВПС путем установки не менее 2-х заземляющих штанг.
3.1.26. Работники дистанции электроснабжения допускаются на крышу МВПС только после предъявления машинисту удостоверения о присвоении соответствующей группы по электробезопасности.
После устранения неисправности крышевого оборудования снятие заземляющих штанг с контактной сети осуществляется работником дистанции электроснабжения в присутствии машиниста (помощника машиниста).
3.1.27. После выполнения всех организационно-технических мероприятий с выходом работников дистанции электроснабжения на крышу МВПС следует внести запись в журнал технического состояния формы ТУ-152 с указанием причин выхода на крышу и результатов проведенных работ. Запись должна быть заверена подписью машиниста и представителя дистанции электроснабжения.
3.1.28. При необходимости наружного осмотра МВПС на железнодорожной станции или перегоне локомотивная бригада должна установленным порядком закрепить МВПС от ухода.
Перед сходом с МВПС работник локомотивной бригады, направляющийся на осмотр МВПС, должен надеть сигнальный жилет и осмотреть место выхода.
Запрещается спускаться с МВПС, осматривать и производить его техническое обслуживание в случае остановки МВПС в пределах пассажирской платформы высотой более 0,5 метра, а также если по смежному железнодорожному пути приближается или движется подвижной состав.
При осмотре МВПС один из работников локомотивной бригады должен оставаться в кабине управления МВПС для связи с дежурным по железнодорожной станции или диспетчером поездным.
В темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях следует пользоваться переносным аккумуляторным (светодиодным) фонарем. Запрещается использовать для освещения и других целей открытый огонь (факелы, свечи).
При осмотре МВПС следует внимательно следить за обстановкой по смежному пути. При визуальном или звуковом приближении железнодорожного подвижного состава по смежному пути работник локомотивной бригады должен отойти в безопасное место (на обочину смежного пути или на середину широкого междупутья) и сообщить о своем местонахождении работнику локомотивной бригады, находящемуся в кабине управления МВПС.
3.1.29. Закрепление вагонов МВПС на железнодорожных путях помощник машиниста должен производить после их полной остановки с использованием тормозных башмаков, после согласования действий с машинистом.
При закреплении вагонов МВПС тормозными башмаками, а также при их изъятии следует держать тормозные башмаки за рукоятку. При этом работник должен использовать средства защиты рук (перчатки, рукавицы).
Работнику локомотивной бригады запрещается:
устанавливать и изымать тормозные башмаки под движущиеся вагоны МВПС;
заходить в колею железнодорожного пути при укладке тормозных башмаков;
подкладывать под колеса посторонние предметы вместо тормозных башмаков;
использовать неисправные тормозные башмаки;
хранить тормозные башмаки в непредназначенных местах.
При закреплении МВПС с накатом колеса на тормозной башмак работник локомотивной бригады должен:
уложить тормозной башмак на рельс заблаговременно до передачи указания машинисту на движение;
отойти на безопасное расстояние не менее 2,5 метра от места установки тормозного башмака и доложить машинисту МВПС о своем местонахождении.
При закреплении вагонов МВПС с запиранием тормозных башмаков специальными скобами работник локомотивной бригады должен производить установку скоб на тормозные башмаки после закрепления МВПС. Снятие и установку специальных скоб с тормозных башмаков производится до и после движения МВПС.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875