Выявление критических процессов осуществляется оператором связи на базе перечня типовых процессов операторов связи (см. Таблица 1), исходя из того, что нарушение и/или прекращение типового процесса может привести к негативным социальным, политическим, экономическим, экологическим последствиям, последствиям для обеспечения обороны страны, безопасности государства и правопорядка.
Виды негативных последствий и связанные с ними показатели критериев значимости объектов КИИ, установленные Перечнем [3], представлены на рисунке ниже (см. Рисунок 2).
Рисунок 2 - Виды негативных последствий
Принимая во внимание, что в методических рекомендациях рассматриваются операторы связи, осуществляющие виды деятельности в сфере связи, а именно возмездно оказывающие услуги электросвязи любому пользователю услуг связи на территории Российской Федерации, в том числе государственным органам власти, то далее рассматриваются следующие виды негативных последствий:
1. "Прекращение или нарушение функционирования сети связи", которое оценивается:
- по территории, на которой возможно прекращение или нарушение функционирования сети связи;
- количеству людей, для которых могут быть недоступны услуги связи.
2. "Возникновение ущерба бюджетам Российской Федерации", который оценивается в снижении доходов (процентов прогнозируемого годового дохода бюджета):
- бюджета субъекта Российской Федерации;
- бюджетов государственных внебюджетных фондов.
3. "Прекращение или нарушение функционирования государственного органа в части невыполнения возложенной на него функции (полномочия)".
Помимо обозначенных выше видов негативных последствий по решению оператора связи могут быть дополнительно рассмотрены и другие виды негативных последствий и связанные с ними показатели критериев значимости объектов КИИ, приведенные в Перечне [3].
При этом с учетом положений Федерального закона N 187-ФЗ [2] в качестве причины возникновения негативных последствий рассматривается только компьютерные инциденты вследствие компьютерных атак, т.е. не рассматриваются случаи, когда:
- оператор связи прекращает и/или ограничивает оказание услуг электросвязи на основании Правил оказания услуг связи [9 - 11] или договора возмездного оказания услуг между абонентом и оператором связи;
- прекращение и/или нарушение оказания услуг электросвязи вызвано техногенной аварией, природным явлением и/или стихийным бедствием;
- прекращение и/или нарушение оказания услуг электросвязи вызвано непреднамеренными действиями оператора связи, пользователей услугами связи или третьих лиц (обрыв линий связи, создание аварийных ситуаций в отношении средств связи и т.п.).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875
