Документ применяется с 1 января 2025 года. До этого срока действовал в предыдущей редакции.

1.5. Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)

1.5 Классификация заболевания или состояния (группы заболеваний или состояний)

Расстройства речевой функции на протяжении истории ее изучения находилась в поле внимания представителей различных специальностей (психиатров, неврологов, психологов, логопедов, лингвистов) [4, 20, 36, 45, 48, 57, 72, 73]. Рассмотрение отдельных видов отклонений речевого функционирования от нормативных вариантов с различных научно-практических ракурсов повлекло за собой возникновение различных классификационных подходов и специфических терминов, прочно закрепившихся в практике отдельных специалистов, что вызывает затруднения при попытках формирования общего понятийного аппарата.

Исходя из практических, прикладных соображений представляется целесообразным выделение первичных нарушений речи, возникающих вследствие непосредственного повреждения (включая отклонения от вариантов нормативного развития) отделов головного мозга, обеспечивающих речевое функционирование и вторичных нарушений речи, которые возникают вследствие преимущественного поражения других органов и систем (прежде всего тугоухость, а также первичное интеллектуальное недоразвитие, состояния социально-педагогической запущенности, иные психические расстройства и нарушения психического развития (РАС и проч.), эпилепсии, черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, острые нарушения мозгового кровообращения, нейродегенеративные состояния). Разделение речевых расстройств с этих позиций является принципиальным, в связи с различиями в проспективно-прогностической оценке и выборе терапевтических стратегий первой линии.

Если в случае "первичных" речевых расстройств оптимистичный прогноз исхода зависит от наиболее ранних сроков вмешательства и адекватного использования терапии (см. главу "лечение"), то в случае "вторичных" - успех преодоления ограничений речевого функционирования зависит от прогноза основного заболевания. Очевидно, что в случаях вторичных речевых расстройств, обусловленных заболеваниями, влекущими необратимые повреждения, либо аберрации развития определенных отделов головного мозга, которые приводят к комплексу стабильного психического дефицита, достижение нормативного уровня речевого функционирования становится маловероятным исходом, а лечебные стратегии определяются ведущим заболеванием.

При описании видов речевых расстройств для характеристики степени тотальности повреждения (недостаточного развития) различных сторон речи (понимание, порождение, произношение, лексико-грамматическое оформление), используются термины - "системные" и "парциальные".

Для понимания места СРРР среди других видов речевых расстройств, а также связи классификаций, применяемых в психолого-педагогической, логопедической практиках (клинико-педагогическая классификация [73], психолого-педагогическая классификация [45]) с медицинской систематизацией, отраженной в МКБ-10, ниже приводятся условные схемы, на которых жирным шрифтом выделены классификационные единицы (термины), соответствующие рассматриваемой патологии (СРРР) (Рисунок 1 и Рисунок 2))

Рисунок 1

Место СРРР в клинико-педагогической классификации

00000008.jpg

Рисунок 2

Место СРРР в психолого-педагогической классификации

00000009.jpg