<Письмо> МНС РФ от 05.02.2004 N 24-3-03/97@ "О Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

ПИСЬМО

от 5 февраля 2004 г. N 24-3-03/97@

О ФЕДЕРАЛЬНОМ ЗАКОНЕ "О ВАЛЮТНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ

И ВАЛЮТНОМ КОНТРОЛЕ"

В связи с принятием Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) Министерство Российской Федерации по налогам и сборам сообщает следующее.

Частью 2 статьи 22 Федерального закона установлено, что органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации. Данная норма вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона (опубликован в "Российской газете" 17 декабря 2003 года N 253).

При этом статьи 22 и 23 Федерального закона, определяющие полномочия, а также права и обязанности органов и агентов валютного контроля, вступают в силу (за исключением части 2 статьи 22 Федерального закона) по истечении шести месяцев со дня его официального опубликования и, соответственно, до этого времени будут действовать нормы Закона Российской Федерации от 09.10.1992 N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле".

КонсультантПлюс: примечание.

Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 N 783 утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, утвердившего Положение о Федеральной налоговой службе. К полномочиям ФНС РФ отнесено осуществление контроля и надзора за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.

Полномочия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам в области валютного контроля определены в Положении о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783 "Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам".

Согласно подпункту 14 пункта 7 указанного Положения МНС России обеспечивает в пределах своей компетенции валютный контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству Российской Федерации, за исключением валютных операций кредитных организаций, и наличием необходимых для этого лицензий и разрешений.

Также сообщаем, что Федеральный закон сохраняет за налоговыми органами контрольные функции за открытием резидентами счетов в иностранной валюте в иностранных банках и за операциями по данным счетам.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона (статья 12 в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу Федерального закона) резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов), указанных в части 1 данной статьи, не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

В настоящее время в соответствии с частью 7 статьи 12 отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами представляют налоговым органам резиденты, в том числе физические лица - резиденты, за исключением дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях.

Также Федеральным законом от 30.10.2007 N 242-ФЗ исключено положение части 7 статьи 12 согласно которому физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

Кроме того, частью 7 статьи 12 Федерального закона установлено, что резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации. Физические лица - резиденты обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета только отчет об остатках средств на счетах (во вкладах) в банках за пределами территории Российской Федерации по состоянию на начало каждого календарного года.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья 18 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ утратила силу с 1 января 2007 года.

Частью 1 статьи 18 Федерального закона предусмотрена предварительная регистрация счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации в налоговом органе по месту учета резидента. Порядок осуществления предварительной регистрации устанавливается Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

С учетом изложенного, до установления иных указаний, по вопросам организации контроля за открытием резидентами счетов в иностранной валюте в иностранных банках и представления сведений по этим счетам, следует руководствоваться письмами МНС России от 13.12.2001 N ШС-6-24/926@ и от 17.12.2002 N ШС-6-24/1953.

Довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.

Действительный

государственный советник

налоговой службы

Российской Федерации II ранга

С.Н.ШУЛЬГИН