III. Место и роль водородной энергетики в обеспечении энергетической безопасности Российской Федерации
III. Место и роль водородной энергетики в обеспечении
энергетической безопасности Российской Федерации
20. Вызовы и угрозы для топливно-энергетического комплекса и экономики Российской Федерации, связанные с переходом к развитию мировой низкоуглеродной экономики, включают:
а) замедление роста мирового спроса на энергоресурсы и изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы, в том числе вследствие замещения ископаемых топлив другими видами энергоресурсов, включая возобновляемые источники энергии, влекущие за собой сокращение традиционных для Российской Федерации внешних энергетических рынков;
б) усиление конкуренции экспортеров энергоресурсов, в том числе в связи с появлением новых экспортеров;
в) технологическое отставание от других стран в области технологий в сфере энергетики, в том числе технологий использования возобновляемых, атомных и других низкоуглеродных источников энергии, цифровых и интеллектуальных технологий;
г) дискриминацию российских организаций промышленности и топливно-энергетического комплекса на мировых рынках путем изменения международного нормативно-правового регулирования, в том числе под предлогом реализации климатической и экологической политики, в частности введение трансграничного углеродного регулирования и ограничений на инвестиции в промышленность и энергетику;
д) повышение требований к углеродоемкости продукции и развитие нормативной базы в области регулирования выбросов углекислого газа в странах Европейского союза, Азиатско-Тихоокеанского региона и США.
21. Развитие водородной энергетики позволит снизить риски, связанные с указанными в пункте 20 настоящей Концепции вызовами и угрозами, и оказать положительный эффект на экономику Российской Федерации за счет диверсификации структуры экспорта, снижения углеродного следа поставляемой на экспорт промышленной продукции и привлечения инвестиций в проекты производства и применения водорода. Основными возможностями для Российской Федерации, связанными с перспективным развитием водородной энергетики, являются:
а) диверсификация экспортных поставок энергоносителей и увеличение добавленной стоимости экспортируемых энергоресурсов, а также сохранение спроса на экспортируемый природный газ путем развития технологий и проектов низкоуглеродного производства водорода из российского природного газа в максимальной близости к конечным потребителям за рубежом;
б) снижение углеродоемкости промышленной продукции, экспортируемой из Российской Федерации в страны, где в перспективе возможно введение государственных механизмов трансграничного углеродного регулирования;
в) достижение нового технологического уровня производственной базы топливно-энергетического комплекса Российской Федерации с обеспечением его конкурентоспособности и устойчивости в долгосрочной перспективе;
г) развитие отечественных технологических компетенций в области водородной энергетики с обеспечением импортозамещения и дальнейшим переходом к экспорту технологий и промышленной продукции на зарубежные рынки;
д) снижение негативного воздействия на окружающую среду вследствие применения новых энергоносителей, наилучших доступных технологий и расширения использования возобновляемых источников энергии, атомных электростанций и других источников энергии с низким уровнем выбросов углекислого газа;
е) развитие изолированных регионов и систем энергоснабжения, а также снижение зависимости от северного завоза;
ж) увеличение занятости населения, создание высокотехнологичных рабочих мест, развитие науки и образования;
з) создание дополнительных возможностей развития отечественной энергетики с низким уровнем выбросов углекислого газа.
22. Экономически целесообразное применение водорода на внутреннем рынке Российской Федерации будет способствовать привлечению инвестиций, снятию внешнеэкономических рисков и выполнению обязательств в области противодействия изменению климата. В первую очередь применение водородных технологий может осуществляться на экспортно ориентированных промышленных предприятиях, так как использование водорода будет способствовать снижению рисков, связанных с трансграничным углеродным регулированием, и обеспечит снижение углеродного следа экспортируемой продукции. Кроме того, приоритетными направлениями должны стать развитие водородного транспорта, робототехники, локального производства и применения водорода (в том числе для энергоснабжения изолированных территорий), включая технологии топливных элементов, газовых турбин и других водородных энергетических установок, которые в перспективе могут стать экспортными продуктами.
23. Российская Федерация обладает значительными конкурентными преимуществами для производства и экспорта водорода по сравнению с другими странами. К основным конкурентным преимуществам при производстве и потенциальном экспорте водорода относятся следующие:
а) наличие энергетического потенциала (электроэнергии с низкими удельными выбросами углекислого газа, значительного солнечного и ветропотенциала) и значительных природных ресурсов, необходимых для производства сравнительно дешевого низкоуглеродного водорода;
б) наличие недозагруженных генерирующих мощностей в Единой энергетической системе Российской Федерации, а также возможность строительства новых генерирующих объектов низкоуглеродной энергетики (атомные электростанции, гидроэлектростанции, возобновляемые источники энергии);
в) значительный опыт применения в промышленности технологий паровой конверсии метана и электролиза (нефтепереработка, химическая промышленность, электростанции);
г) развитая научно-техническая база, особенно в области технологий производства водорода из ископаемого сырья, атомной энергетики, электролиза воды и топливных элементов;
д) выгодное географическое положение, открывающее возможность для формирования цепочек поставки водорода в крупнейшие прогнозируемые центры его потребления в Европе и Азиатско-Тихоокеанском регионе со сравнительно коротким логистическим плечом.
24. В то же время существует ряд системных ограничений (барьеров), сдерживающих развитие водородной энергетики. Основными барьерами на текущем этапе развития водородной энергетики являются:
а) высокая стоимость низкоуглеродного водорода и, как следствие, его низкая конкурентоспособность по сравнению с традиционными энергоносителями;
б) недостаточная готовность технологий низкоуглеродного производства водорода, в том числе технологий улавливания, хранения, транспортировки и использования углекислого газа, к широкому промышленному применению и сравнительно невысокие технико-экономические показатели этих технологий;
в) отсутствие транспортной инфраструктуры и недостаточные готовность и уровни освоения промышленных технологий хранения и транспортировки водорода, в первую очередь на дальние расстояния, а также неудовлетворительные технико-экономические показатели имеющихся технологий (в частности, высокая энергозатратность процесса сжижения);
г) отсутствие в настоящее время широкого спроса на водород как энергоноситель на внутреннем рынке Российской Федерации и недостаточный уровень освоения промышленных технологий использования водорода;
д) ограниченность нормативно-правовой базы в области водородной энергетики, в том числе норм обеспечения безопасности;
е) более высокая стоимость капитала для реализации проектов по сравнению с ключевыми странами-конкурентами;
ж) ограниченность программ государственной поддержки развития водородной энергетики, а также недостаточный уровень инвестиций в исследования и разработки в области водородных технологий;
з) несовершенство национальной системы стандартизации и сертификации водородной энергетики;
и) высокая степень неопределенности в отношении перспектив развития водородной энергетики в мире и формирования глобального рынка водорода.
25. Российская Федерация может обеспечить конкурентоспособную стоимость водорода как на рынке Европы, так и на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом одной из главных задач является преодоление перечисленных выше системных ограничений (барьеров) развития водородной энергетики, в том числе обеспечение экономически эффективной транспортировки водорода, для чего необходимо развитие инфраструктуры и технологий.
26. Потенциальные объемы экспорта водорода из Российской Федерации на мировой рынок могут составить до 0,2 млн. тонн в 2024 году, 2 - 12 млн. тонн в 2035 году и 15 - 50 млн. тонн в 2050 году в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и роста спроса на водород на мировом рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875