Источник: Левин О.С., Лавров А.Ю., Васенина Е.Е. и др. Валидизация русскоязычной версии модифицированной Адденбрукской когнитивной шкалы для диагностики болезни Альцгеймера//Журн. неврол. и псих. 2015. Т 115, N 6-2. С. 36 - 39
Тип: шкала оценки
Назначение: диагностика деменции и ее типов
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 1
АДДЕНБРУКСКАЯ ШКАЛА, ИСПРАВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ (ВАРИАНТ А)
"Я назову Вам три слова и хотел бы, чтобы Вы повторили их за мной: ЛИМОН СТОЛ КЛЮЧ". После повторения: "Постарайтесь запомнить их, я попрошу Вас припомнить их позднее". Если необходимо, повторите слова (не более 3 раз). Оценивается первое повторение слов обследуемым.
Оценка (0 - 3)
Число повторений: ____________
Внимание и концентрация
"Попробуйте отнять 7 от 100". Затем попросите продолжать отнимать по 7 (всего до 5 раз). При ошибке нужно учесть ее и оценить правильность следующих вычислений (например 93 84 77 70 63 - оценка 4).
"Пожалуйста, повторите слово ГРУНТ по буквам". Затем попросите повторить задом наперед:
_____ _____ _____ _____ _____
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 2
ПАМЯТЬ
Память (воспроизведение)
"Какие три слова я просил Вас повторить и запомнить?"
Оценка (0 - 3)
__________ __________ __________
Память (антероградная)
"Я собираюсь назвать имя и адрес и хотел бы, чтобы Вы повторили за мной. Мы повторим 3 раза, чтобы Вы лучше запомнили их. Позднее я попрошу Вас их припомнить"
Оценка (0 - 7)
Оценивается третья попытка
1 попытка
2 попытка
3 попытка
Алексей Костин
Садовый Проспект 73
Троицк
Краснодарский край
Память (ретроградная)
Фамилия действующего президента России
Оценка (0 - 4)
Фамилия предыдущего президента России
Фамилия президента СССР
Фамилия действующего президента США
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 3
Речевая активность
РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ
Я назову Вам букву алфавита и хотел бы, что Вы назвали, как можно больше слов, начинающихся на эту букву (за исключением имен людей и географических названий). Готовы? У Вас есть минута для выполнения задания, буква "Л".
Оценка (0 - 7)
> 17
7
14 - 17
6
11 - 13
5
8 - 10
4
6 - 7
3
4 - 5
2
2 - 3
1
< 2
0
Всего слов:
Правильных слов:
"А теперь назовите как можно больше названий животных, начинающихся на любую букву"
Оценка (0 - 7)
> 21
7
17 - 21
6
14 - 16
5
11 - 13
4
9 - 10
3
7 - 8
2
5 - 6
1
< 5
0
Всего слов:
Правильных слов:
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 4
Речь (понимание)
РЕЧЬ
Покажите исследуемому напечатанное задание:
Оценка (0 - 1)
Закройте глаза
3-этапная команда: "Возьмите лист бумаги в правую руку, сложите его пополам, положите лист на пол"
Оценка (0 - 3)
Письмо
Попросите составить предложение и написать ниже...
Оценка (0 - 1)
1 балл присваивается, если в предложении есть сказуемое и подлежащее. (Подлежащее может подразумеваться. См. примеры в руководстве).
Правильно повторены все 4 слова - 2 балла; 3 слова - 1 балл; 2 и меньше - 0 баллов
Повторите "НАД, ЗА И ПОД"
Оценка (0 - 1)
Повторите "НЕ ТО ЧТОБЫ И ДА"
Оценка (0 - 1)
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 5
Речь (называние)
Попросите обследуемого назвать то, что изображено на картинках
РЕЧЬ
Оценка (0 - 2)
(Часы и карандаш)
Оценка (0 - 10)
Речь (понимание)
"Покажите на то, что связано с:
Оценка (0 - 4)
- монархией
___________________
- сумчатыми
___________________
- Антарктикой
___________________
- мореплаванием
___________________
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 6
Речь (чтение)
РЕЧЬ
Прочитайте следующие слова:
Оценка (0 - 1)
втрник
првтльство
кржво
грмкй
прврка
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
-
Зрительно-пространственные функции
Скопируйте этот рисунок
Оценка (0 - 1)
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация страниц дана в соответствии с официальным текстом документа.
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 8
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
Восприятие
Пересчитайте все точки не показывая на них
Оценка (0 - 4)
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 9
Восприятие
ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ
Назовите буквы
Оценка (0 - 4)
а
Воспроизведение
ПАМЯТЬ
"А теперь припомните, какие имя и адрес мы повторяли вначале"
Алексей Костин
_____ _____
Оценка (0 - 7)
Садовый Проспект 73
__________ __________ _____
Троицк
___________
Краснодарский край
____________________
Оценка 0 - 7
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Шкала ACE-R, шаблон: Стр. 10
Узнавание
ПАМЯТЬ
Это задание выполняется только, если предыдущее задание (Воспроизведение) было выполнено с ошибками. Если ошибок не было, 5 баллов ставится без тестирования.
Вначале в правой колонке таблицы отмечают правильные ответы на предыдущее задание. Затем обследуемого просят распознать те части адреса, которые не были воспроизведены корректно, например: "Хорошо, я подскажу Вам возможные варианты: это был Олег Костин, Алексей Костин или Алексей Круглов?" За каждый правильный ответ дается 1 балл, который суммируется с числом правильных ответов в правой колонке.
Оценка (0 - 5)
Олег Костин
Алексей Костин
Алексей Круглов
верно
Садовый Проезд
Лесной Проспект
Садовый Проспект
верно
37
73
76
верно
Брянск
Троицк
Краснов
верно
Краснодарский край
Ставропольский край
Красноярский край
верно
ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ
Общий балл
/100
MMSE
/30
Субшкалы:
Внимание и ориентация
/18
Память
/26
Речевая активность
/14
Речь
/26
Зрительно-пространственные функции
/16
Нормативные данные на основе обследования 142 больных с деменцией (возраст 46 - 86 лет) и 63 лиц без когнитивных нарушений (возраст 52 - 75 лет).
Достоверность диагностики деменции:
Общий балл < 88 - чувствительность 94%, специфичность 89%
Общий балл < 82 - чувствительность 84%, специфичность 100%
ACE-A-R Russian final 26-Oct-2009
Адденбрукская шкала состоит из 5 основных компонентов оценки: внимание и ориентация, память, речевая активность, речь и зрительно-пространственные функции. Субшкала внимание и ориентация включает в себя ориентацию во времени (число, месяц, год, день недели, время года) и месте (страна, город, район города, этаж, кабинет), запоминание (пациенту предлагается запомнить 3 не связанных между собой слова), концентрация и внимание (на выбор предлагается либо последовательное пятикратное вычитание из ста семи, либо прямое и обратное называние слова из 5 букв). Максимальное количество баллов - 18. Субшкала память включает тест на воспроизведение 3-х слов после отвлечения внимания на определенное время, оценка антероградного компонента памяти (запоминание человека и его домашнего адреса), ретроградного компонента (называние 4-х бывших и настоящих президентов), воспроизведение имени, фамилии человека и его домашнего адреса после серии тестов на отвлечение внимания и узнавание его с помощью подсказки. Максимальная оценка по данной шкале 26 баллов. Речевая активность состоит из 2-х основных тестов - больному в течение минуты предлагается назвать максимальное количество слов, которые начинаются на любую букву (существительные, исключая имена и названия) - фонетическая речевая активность, а затем максимальное количество слов на любую букву из одной категории (растения, животные и т.д.) - семантическая, по количеству названных слов дается балльная оценка с максимальным количеством баллов 7 в каждой категории. Субшкала речь включает в себя оценку понимания (как письма, так и устной речи), называние 12 предложенных предметов, понимание категорийного значения 4-х из этих слов, оценка письма. Максимальное количество баллов по данной субшкале 26. Оценка зрительно-пространственных функций включает в себя копирование фигур (куб, пересеченные пятиугольники), тест рисования часов, подсчет точек, угадывание затушеванных букв. Максимальная оценка по данной субшкале 18 баллов. Итоговая возможная максимальная оценка по Адденбрукской шкале 100 баллов.
Пояснение:
Шкала с высокой чувствительностью и специфичностью позволяет подтверждать наличие деменции. При оценке менее 78 баллов из 100 ее чувствительность и специфичность достигают 96% и 97% соответственно. Однако очень хорошим качеством диагностической модели Адденбрукская шкала обладает начиная с порога отсечения в 88 баллов.
Преимущества: валидизирована на русском языке (2015 г.), включает большой набор тестов для оценки речевой функции, что делает ее предпочтительной у пациентов с подозрением на лобно-височные деменции.