Методические документы, рекомендуемые при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2025/26 учебном году, направлены Письмом Рособрнадзора от 24.10.2025 N 04-363.

Раздел 3. Природа и культура в жизни человека

Темы раздела:

связаны с философскими, социальными, этическими, эстетическими проблемами, вопросами экологии;

нацеливают на рассуждение об искусстве и науке, о феномене таланта, ценности художественного творчества и научного поиска, о собственных предпочтениях или интересах в области искусства и науки, о языке (в том числе родном) и языковой культуре;

касаются миссии художника и ответственности человека науки, значения великих творений искусства и научных открытий (в том числе в связи с юбилейными датами);

позволяют осмысливать роль культуры в жизни человека, связь языка с историей страны, важность бережного отношения к языку, важность исторической памяти, сохранения традиционных ценностей;

побуждают задуматься о взаимодействии человека и природы, направлениях развития культуры, влиянии искусства и новых технологий на человека.

Каждый комплект включает шесть тем (по две темы из каждого раздела банка):

Темы 1, 2 "Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека".

Темы 3, 4 "Семья, общество, Отечество в жизни человека".

Темы 5, 6 "Природа и культура в жизни человека".

Комплекты тем формируются отдельно для каждого часового пояса в режиме конфиденциальности и становятся общедоступными за 15 минут до начала итогового сочинения.

При составлении тем итогового сочинения соблюдаются определенные требования.

Темы для итогового сочинения должны:

соответствовать разделам закрытого банка тем итогового сочинения;

соответствовать надпредметному характеру итогового сочинения (не нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);

соответствовать литературоцентричному характеру итогового сочинения (давать возможность широкого выбора литературного материала, на который участник будет опираться в своих рассуждениях);

нацеливать на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);

соответствовать возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);

быть ясными, грамотными и разнообразными по формулировкам.

Темы позволяют участнику выбирать литературный материал, на который он будет опираться в своих рассуждениях.

В качестве примера ниже приведен образец комплекта тем.

Номер темы

Тема

147

О чем люди чаще всего мечтают?

249

Чем опасно равнодушие?

311

Какая из мыслей М.Ю. Лермонтова Вам ближе: "Я ищу свободы и покоя" или "Так жизнь скучна, когда боренья нет"?

411

Что значит быть гражданином?

501

Человек науки - каким он должен быть?

629

Разделяете ли Вы мнение о том, что речевая культура человека - зеркало его духовной культуры?

Темы привязаны к определенным разделам и подразделам банка, но сочинение участника может быть написано так, что по содержанию оно окажется ближе другому разделу. Участник вправе выбирать свой ракурс раскрытия темы, который может совпасть или не совпасть с комментариями к разделу, в рамках которого сформулирована тема. Например, рассуждая на тему "Как, по-Вашему, связаны понятия чести и совести?" (тема прикреплена к разделу 1) участник может выйти на проблематику раздела 2 и рассмотреть связь указанных понятий в ракурсе семейных или общественных ценностей. Рассуждая о чести и совести, участник вправе писать об ответственности человека науки, о научной совести (см. комментарий к разделу 3).

Чтобы обеспечить прозрачность и ясность предъявляемых требований к сочинению (параметры оценки) каждый комплект сопровождается инструкцией для участников итогового сочинения (см. Приложение 1).