С 1 января муниципалитеты вправе вводить туристический налог

Федеральный закон от 12.07.2024 N 176-ФЗ

Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/993@

Письмо ФНС России от 12.11.2024 N СД-4-3/12869@ (с Письмом Минфина России от 05.11.2024 N 03-05-08/108773)

Информация ФНС России от 13.11.2024

Письмо ФНС России от 11.12.2024 N СД-4-3/14059@

Письмо Минфина России от 17.10.2024 N 03-05-08/100577

Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14600@

Письмо ФНС России от 25.12.2024 N СД-4-3/14611@

Письмо Минфина России от 24.04.2025 N 03-05-04-06/41340

Для этого в НК РФ включают новую главу "Туристический налог". Основные моменты:

- решение о введении туристического налога и о его размере вправе принимать муниципалитеты. Также они могут устанавливать дополнительные льготы;

- плату взимают за услуги по временному проживанию;

- предусматривают постепенный рост ставок: с 1% от цены проживания в 2025 году с прибавлением по 1% в год до 2029 года (далее - не выше 5%);

- муниципалитеты могут устанавливать дифференцированные ставки с учетом сезонности и категории средств размещения. При этом есть минимальный налог. ФНС и Минфин пояснили, что такие ставки можно вводить применительно к календарным месяцам, которые составляют налоговые периоды, т.е. кварталы;

- налог не исчисляется с цены услуги по проживанию ряда категорий граждан, в том числе участников СВО. Муниципалитеты могут расширять перечень категорий;

- налог нужно уплачивать по итогам квартала. Срок - не позднее 28-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом;

- декларацию должны подавать не позднее 25-го числа месяца, который следует за истекшим кварталом, по месту нахождения гостиницы. Налоговая служба утвердила форму уведомления о выборе инспекции, в которую сдают декларацию в случае учета налогоплательщика в нескольких налоговых.

ФНС и Минфин пояснили ряд нюансов исчисления налога и применения кассы. Они уточнили такие моменты:

- налог нужно исчислять в течение того квартала, в котором происходит полный расчет с покупателем услуги. Минфин отметил: даты фактического получения услуги или предоплаты значения не имеют. Налоговая служба привела пример расчета. В марте 2025 года гражданин уплатил полцены за проживание в гостинице в июле. В июне он внес остаток. Налог следует исчислить в II квартале по ставке 1%;

- минимальный налог надо рассчитывать исходя из числа суток оказания услуг лицу, с которым заключили договор. Сколько человек проживает в номере, неважно. ФНС привела пример. Организация забронировала на 17 сотрудников несколько номеров на 30 дней. Стоимость услуг - 300 тыс. руб. Сумма налога - 2 970 руб. (300 000 x 1 / 101). Размер минимального налога - 3 000 руб. (100 x 30 = 3 000);

- при определении базы из стоимости услуг по предоставлению мест для временного проживания исключают НДС и туристический налог. К примеру, стоимость услуг по временному проживанию - 2 400 руб. в сутки, в т.ч. НДС - 400 руб. Ставка туристического налога - 1%. Стоимость услуг без НДС - 2 000 руб. (2 400 - 400). Сумму налога и налоговую базу определяют расчетным методом. Сумма налога составит 19,8 руб. (2 000 x 1 / 101), налоговая база - 1 980,2 руб. (2 400 - 400 - 19,8). Такой пример расчета привела налоговая служба;

- в базу по налогу не входит цена услуги по временному проживанию для отдельных категорий физлиц. Если в рамках 1 договора предоставили места для нескольких физлиц и его заключили с лицом из указанных категорий, то цену этой услуги не включают в базу по налогу. Если договор заключен с иным лицом - включают;

- если отдельным постояльцам предоставляют места для проживания по льготной цене или бесплатно, базу по налогу нужно определять исходя из льготной стоимости. При этом, если рассчитанный налог меньше минимального, применяют минимальный. Есть исключения: в базу не включают стоимость услуг для отдельных категорий физлиц, муниципальные образования могут установить свои послабления и др.

- Закон о ККТ не требует применения кассы при оплате налога, как и его выделения в отдельном реквизите чека или БСО.