Помимо недостаточного освещения и не соблюдения гигиенических требований к условиям для чтения и письма возникновение зрительного утомления и близорукости может быть обусловлено неправильной рабочей позой сидящего школьника во время занятий в школе и дома. Речь идет о чрезмерном приближении глаз к предмету работы, что приводит к повышенному напряжению как внутренних прямых мышц глаза, сводящих глазные яблоки, так и внутриглазной цилиарной мышцы, а также мышц шеи и спины, которые поддерживают голову. В результате глаза работают с перегрузкой и быстро утомляются. Кроме того, постоянное напряжение различных групп мышц нарушает процесс кровообращения в глазах, способствует быстрому изнашиванию компенсаторных механизмов и появлению или прогрессированию близорукости.
Одной из причин, по которой школьники вынуждены сильно приближать глаза к рассматриваемым предметам, может быть нарушение зрения или неправильно подобранные очки.
Привычка, чаще у младших школьников, слишком близко приближать глаза к книге, тетради и особенно к рисунку не всегда связана с недостаточностью зрения, нередко она является выражением эмоций, связанных со старанием. Обычно, чем ребенок больше старается, тем больше он приближает глаза к объекту. Следует предостерегать детей от этой привычки и всячески препятствовать ее закреплению.
Положение сидя считается правильным, если сидеть прямо, слегка наклонив голову вперед, спина опирается о спинку стула на уровне поясницы, оба плеча находятся на одном уровне, предплечья свободно лежат на столе, туловище не упирается в передний край стола - между ними остается свободное пространство в 3 - 4 см; бедра почти полностью (не менее 2/3) лежат на сиденье, ноги в коленных суставах согнуты под прямым или тупым углом и опираются всей стопой на пол или подножку. При этом тело имеет несколько точек опоры (стол, сиденье, спинка, пол или подножка), что снижает статическое напряжение мышц, необходимое для удержания туловища в вертикальном положении, а значит, уменьшается и утомляемость.
Проверить правильность посадки обучающийся может сам. Так, между столом и грудью должен свободно проходить кулак, лопатки касаться спинки стула. Расстояние от глаз до рабочей поверхности (книги, тетради) определяется рукой: поставить руку, согнутую в локте, на стол, кончики пальцев должны касаться виска. Садясь за работу к столу, надо задвинуть стул на 3 - 4 см под стол.
Очень важно выработать и закрепить привычку правильно сидеть с детских лет, где бы ребенок ни находился (в гостях, в театре, на концерте и т.п.) и каким делом ни занимался (чтение, письмо, просмотр телепередач, занятия на компьютере, шитье, вязание и т.д.).
С целью изменения неправильного положения туловища обучающихся крайних рядов необходимо менять детям места в классе.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей