В предупреждении развития близорукости большую роль играет свет, особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи.
Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин D, находящийся в коже, переходит в активное состояние, способствуя, тем самым, правильному усвоению кальция и фосфора. При ультрафиолетовой недостаточности происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается аккомодационная способность глаза и биомеханическая стабильность его наружной капсулы - склеры. Детям и подросткам необходимо как можно больше бывать на улице в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовых лучей (с 10 до 16 часов). Именно эти часы желательно ежедневно отводить для прогулок, причем не только во время каникул и по выходным дням, но и в учебные дни. Врачи настоятельно рекомендуют гулять на воздухе 1,5 - 2 часа ежедневно. Время, проводимое на свежем воздухе, снижает риск возникновения близорукости у детей. Многочисленные сообщения последнего времени подтверждают результаты более ранних исследований, проведенных в нашей стране: дети, которые проводят больше времени на открытом воздухе, имеют гораздо меньшую вероятность развития миопии. Так, у детей в возрасте 12 лет с непродолжительным пребыванием на улице (до 1,6 часов в день) и внешкольной учебной нагрузкой более трех часов в день шансы стать близорукими в 2 - 3 раза выше, чем у их сверстников с длительным пребыванием на открытом воздухе (более 2,8 часа в день) и внешкольной учебой до 2 часов в день. Поощряя детей к чтению, важно сбалансировать зрительную нагрузку, сократив другие виды досуга, связанные с работой вблизи, и обеспечить ребенку больше времени на открытом воздухе. Отмечено, что среднее дневное пребывание на открытом воздухе в течение 90 минут существенно снижает риск близорукости у подростков, а у эмметропичных детей двух близоруких родителей, проводящих более 14 часов в неделю на открытом воздухе, на 20% снижается вероятность развития миопии.
Использование искусственного ультрафиолетового облучения (особенно в северных районах), включенного в систему искусственного освещения, для общего укрепления организма школьников значительно улучшает и состояние их аккомодационного аппарата.
Одним из важнейших условий для нормальной зрительной работы является хорошее освещение. Особенно важно хорошее освещение для школьников. Именно в период школьного обучения глаза ребенка испытывают систематическую большую и трудную для них нагрузку, обычно протекающую в разных условиях естественного и искусственного освещения. Кроме того, глаз ребенка в период обучения в школе растет, и в это время он наиболее чувствителен к неблагоприятным воздействиям любого рода, которые могут привести и нередко приводят к серьезным нарушениям зрения.
Сетчатка глаза очень чувствительна к потоку световых лучей, сила которых в природе, как известно, колеблется в очень больших пределах. Их воздействие на нервные клетки сетчатки регулируется не только с помощью расширения или сужения зрачка, но и путем изменения чувствительности того участка сетчатой оболочки (желтого пятна), на который фокусируется изображение. Приспособляемость глаза к освещению различной силы (ее называют адаптацией) очень велика. Глаз человека может выдерживать освещенность в десятки тысяч люксов и различать предметы при освещенности, равной сотым долям одного люкса <1>. Однако если при этом сужение и расширение зрачка происходит очень быстро, то изменение чувствительности сетчатки - более длительный процесс. Поэтому резкое изменение освещенности предметов сильно раздражает нервные клетки сетчатки. Частая адаптация глаз вызывает неприятное ощущение и может привести к снижению остроты зрения. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк.
--------------------------------
<1> Люкс (лк) - международная единица освещенности, получаемая от одной международной свечи на расстоянии 1 м.
Основные требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, т.к. на улице поздно светает, рано темнеет, а домашние уроки обучающимися чаще всего выполняются после 16 часов. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. Опасаться сочетания естественного и искусственного освещения не следует, т.к. специальные исследования показали, что для зрения гораздо опаснее недостаток света, чем применение смешанного освещения.
Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания, люминесцентные и светодиодные лампы.
На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли и грязи, эта цифра может достичь 50%.
Освещенность помещения снижается на 10 - 40%, если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесками. Окно, возле которого стоит рабочий стол, цветами лучше не загромождать. Их можно расположить вблизи окна на полочках.
На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, мебели. Светлые тона повышают освещенность, например, белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность темно-коричневого или черного цвета поглощает почти все лучи.
Стены жилых помещений, как правило, отражают мало света, т.к. могут быть завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т.д. Поэтому письменный или рабочий стол лучше ставить у окна, чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит к окну торцом), иначе (например, при письме) на тетрадь будет падать тень от правой руки и она окажется затемненной.
При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 вт., при этом в комнате не исключается искусственное освещение. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать длительное время и изо дня в день, то возникают различные расстройства аккомодации, например, ее привычно-избыточное напряжение (ПИНА) или слабость, недостаточность, т.е. создаются предпосылки для развития близорукости. Это, в первую очередь, относится к тем школьникам, которые уже имеют те или иные зрительные расстройства, но все равно предпочитают все свободное время проводить за книгой, у телевизора, монитора компьютера, ноутбука и т.д. в слабоосвещенном помещении.
Резкое напряжение и утомление глаз вызывает чрезмерно яркий свет, особенно от лампы без абажура. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк. Кроме того, ярко-красные, прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.
Таким образом, одним из основных мероприятий, необходимых для профилактики нарушений зрения, является соблюдение основных гигиенических правил освещенности в классах и других учебных помещениях.
Освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным и приятным для глаз. Немаловажное значение имеет также цветовое оформление дверей, потолка, окон, мебели и оснащения классных и других учебных комнат.
Причинами, ухудшающими освещенность в учебных помещениях, могут явиться:
- размещение на подоконниках высоких (более 30 см) цветов;
- развешивание на окнах занавесок и штор, закрывающих верхнюю часть окна или не убирающихся в простенки между окнами;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875