ЭНЕРГЕТИКА

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ по вопросу регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии, оказываемые сетевыми организациями, на основе соглашений об условиях регулируемых видов деятельности (19.11.2024)

В частности, установлено, что при регулировании цен (тарифов) на такие услуги могут применяться методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала и методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электроэнергии с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Сводный прогнозный баланс ежегодно формируется на расчетный период регулирования и плановый период регулирования сроком до 4 лет.

ФАС России принимает решение об изменении балансовых решений, в том числе в текущем расчетном периоде регулирования, в части изменения количества групп точек поставки, зарегистрированных за участником оптового рынка электроэнергии и мощности, перераспределения объемов электроэнергии (мощности) между группами точек поставки без изменения суммарных утвержденных объемов поставки (покупки) электроэнергии (мощности).

В случае установления единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территориях 2 и более субъектов РФ по согласованию между высшими должностными лицами таких субъектов РФ (председателями высших исполнительных органов субъектов РФ) к заявлению о согласовании заключения соглашения между исполнительным органом субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов и территориальной сетевой организацией прилагается письмо, подписанное высшим должностным лицом субъекта РФ, исполнительный орган в области государственного регулирования тарифов которого уполномочен устанавливать на территориях таких субъектов РФ единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электроэнергии.

В случае внесения изменений в инвестиционную программу территориальной сетевой организации в обязательном порядке вносятся изменения в указанное соглашение. Если изменения в указанное соглашение вносятся только в части изменений параметров инвестиционной программы (за исключением случаев снижения совокупного объема финансирования инвестиционной программы организации за счет выручки от реализации товаров (услуг) от объема, предусмотренного в соглашении), то такое изменение не согласовывается с ФАС России.

Расширяется перечень существенных условий соглашений об условиях регулируемых видов деятельности, уточняется примерная форма такого соглашения.

(Постановление Правительства РФ от 19.11.2024 N 1584)

Внесены изменения в отдельные акты Правительства РФ в сфере электроэнергетики (19.11.2024)

При установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, регулирующие органы в целях сглаживания изменения тарифов могут распределять по годам в течение периода, который не может быть более 5 лет, в том числе относящимся к разным долгосрочным периодам регулирования, корректировки необходимой валовой выручки сетевых организаций, проводимые по итогам года, предшествующего текущему периоду регулирования, а также выявленные по результатам проверки хозяйственной деятельности сетевых организаций исключаемые экономически необоснованные доходы и расходы.

Действие указанного положения не распространяется на территориальные сетевые организации, государственное регулирование цен (тарифов) которых осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала, а также в случае заключения между сетевой организацией и регулирующим органом соглашения об условиях регулируемых видов деятельности.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых основных средств и нематериальных активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии. При этом не учитываются обесценение основных средств, затраты на ремонт, техническое обслуживание и технический осмотр, а также амортизация прав пользования активами, отраженными в составе основных средств, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

При расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии при определении необходимой валовой выручки сетевых организаций учитываются внереализационные расходы, к которым отнесены в том числе расходы на обслуживание заемных средств, в том числе привлеченных на финансирование капитальных вложений, а также для покрытия недостатка средств при просрочке платежей со стороны потребителей услуг по передаче электроэнергии и гарантирующих поставщиков (энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций), действующих в интересах указанных потребителей, включая просроченную задолженность предыдущих лет гарантирующих поставщиков, находящихся или находившихся в процедуре банкротства.

Определены мероприятия и расходы, на покрытие которых могут быть направлены амортизационные расходы при утверждении (корректировке) на очередной период регулирования инвестиционной программы и определении источника финансирования инвестиционных проектов, а также при проведении анализа исполнения мероприятий инвестиционной программы.

Расширяется перечень сведений, которые должно содержать экспертное заключение по итогам экспертизы предложений об установлении цен (тарифов) или их предельных уровней.

(Постановления Правительства РФ от 19.11.2024 N 1581 и N 1583)

Внесены изменения в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (19.11.2024)

В частности, установлено, что при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки сетевых организаций учитываются операционные и подконтрольные расходы (базовый уровень таких расходов).

Операционные и подконтрольные расходы (базовые уровни таких расходов), учитываемые при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике, не должны превышать уровни таких расходов, определенные при соблюдении условия непревышения удельной величины операционных и подконтрольных расходов (базовых уровней таких расходов) в расчете на единицу количества активов, необходимых для регулируемой деятельности, над удельной величиной операционных (подконтрольных) расходов (базового уровня таких расходов) территориальной сетевой организации, которая соответствует на очередной период регулирования критериям отнесения к крупнейшей территориальной сетевой организации в административных границах субъекта РФ, в расчете на единицу количества активов, необходимых для регулируемой деятельности в очередном периоде регулирования.

Указанные положения не применяются при определении величины операционных расходов (базового уровня операционных расходов) отдельных территориальных сетевых организаций, не соответствующих указанным критериям.

Также установлено, что уровень потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации пересматривается в случае изменения суммарной величины отпуска электроэнергии в электрические сети такой организации на 20 и более процентов величины, учтенной при установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии на первый год долгосрочного периода регулирования или на очередной год долгосрочного периода регулирования после пересмотра уровня потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям. Определен порядок такого пересмотра.

Определены особенности установления на 2025 год цен (тарифов) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим отдельным территориальным сетевым организациям, для которых 2025 год является очередным годом долгосрочного периода регулирования.

(Постановления Правительства РФ от 19.11.2024 N 1581 и N 1582)