4. Инциденты при уходе на второй круг

13.02.2022 на аэродроме Волгоград произошел инцидент с ВС (самолетом) Боинг-737-800 VQ-BTC (материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 220863).

Заход на посадку выполнялся в простых метеоусловиях, с закрылками в положении "30". До высоты 684 футов полет по глиссаде проходил с включенным автопилотом и автоматом тяги. Посадка выполнялась вторым пилотом.

На высоте 120 футов командир ВС информировал второго пилота о полете выше глиссады. Второй пилот отреагировал на полученное сообщение и отклонил штурвальную колонку "от себя", увеличив вертикальную скорость снижения с 640 фут/мин на высоте 96 футов до 1120 фут/мин к высоте 22 футов.

Пролет торца ВПП произошел на высоте 34 футов с вертикальной скоростью 1040 фут/мин на приборной скорости 154 узла (превышающей расчетную 150 узлов, но находящуюся в рамках стабилизированного захода).

На высоте 2 - 3 фута произошло срабатывание предупреждающей сигнализации GPWS "SINK RATE". Несмотря на вмешательство в управление со стороны командира ВС и отклонение штурвала "на себя", приземление произошло с вертикальной скоростью 704 фут/мин и вертикальной перегрузкой 2,81 ед.

В момент касания угол тангажа составлял 2,81°, рычаги управления двигателями были установлены в положение "малый газ" непосредственно перед касанием ВПП. Несвоевременная и несоразмерная установка РУД на малый газ в сочетании с коротким и резким выравниванием привела к отделению ВС от ВПП.

После первого касания ВПП командир ВС принял решение об уходе на второй круг. Момент повторного приземления совпал со взятием штурвальной колонки "на себя" для выполнения ухода на второй круг и увеличением оборотов двигателей, что привело к увеличению угла тангажа до 9,67° и касанию ВПП хвостовой пятой фюзеляжа.

По результатам расследования было отмечено, что инциденту способствовал малый (недостаточный) опыт работы на данном типе ВС как у командира ВС (общий налет 3076 часов, на типе - 88 часов, все в качестве командира), так и у второго пилота (общий налет 926 часов, на типе - 626 часов).

05.05.2022 на аэродроме Уфа произошел инцидент с ВС (самолетом) ATR-72-212A RA-67685 (материалы расследования размещены в АМРИПП Росавиации, учетный N 222481).

Перед началом снижения для посадки экипаж ВС прослушал информацию АТИС, согласно которой при посадке на ВПП-14 (правая) ветер у земли был 190° 15 порывы 20 м/с. В дальнейшем метеоинформация менялась из-за изменения направления и скорости ветра.

ВС пролетело торец ВПП на высоте 33 фута и скорости 115 узлов (VREF = 102 узла, VAPP = 112 узла). Преждевременное снижение режима работы двигателей командиром ВС в сочетании с длительным выдерживанием в условиях неустойчивого ветрового режима привели к тому, что касание ВПП произошло на скорости 99 узлов. В момент касания ВПП рычаги управления двигателями были переведены на "полетный малый газ", а руль высоты отклонен "на кабрирование" на 14,5° (более 1/2 хода от нейтрального положения), что привело к незначительному (около 1 фута) отделению ВС от ВПП. Далее пилот отклонил руль высоты "на пикирование", что привело к повторном приземлению, после чего было принято решение об уходе на второй круг.

После увеличения режима работы двигателей для ухода на второй круг, пилот продолжил знакопеременные отклонения руля высоты на углы до 10°. В результате больших отклонений руля высоты, угол тангажа увеличился до значения 8,33° и произошло касание ВПП хвостовой пятой.