III. Комплектование собрания музея. Экспертиза культурных ценностей в целях отнесения их к музейным предметам
III. Комплектование собрания музея.
Экспертиза культурных ценностей в целях отнесения
их к музейным предметам
(в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Музеи осуществляют работу по комплектованию собрания музея культурными ценностями, документами и иными предметами, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление, на основании концепции комплектования.
Концепция комплектования разрабатывается музеем на период 10 - 15 лет, основывается на принципе целостности и единства собрания музея, с учетом тематического профиля музея и истории формирования коллекций.
Концепция комплектования должна содержать следующие разделы: история формирования музейных, библиотечных, архивных фондов и технотронных архивов, входящих в состав собрания музея; тематика собрания музея, анализ состава музейных, библиотечных, архивных фондов и технотронных архивов; цели развития музея; темы комплектования; принципы и критерии отбора музейных предметов и документов для каждого фонда, составляющего собрание.
Проект концепции комплектования рассматривается на заседании коллегиального органа музея, в компетенцию которого входит рассмотрение вопросов научно-исследовательской, экспозиционно-выставочной, научно-фондовой, просветительской работы музея (далее - Ученый совет или Научно-методический совет (при отсутствии в музее Ученого совета).
Одобренный Ученым советом или Научно-методическим советом (при отсутствии в музее Ученого совета) проект концепции комплектования представляется учредителю музея на согласование с сопроводительным письмом, подписанным руководителем музея, в виде документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, направленного посредством системы электронного документооборота.
Решение о согласовании концепции комплектования принимается учредителем музея в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, и оформляется письмом на бланке учредителя.
Проект концепции комплектования возвращается музею по следующим основаниям:
несоответствие структуре документа, установленной абзацем третьим настоящего пункта;
неполнота сведений в разделах проекта концепции комплектования;
наличие в проекте концепции комплектования недостоверных сведений;
отсутствие одобрения проекта концепции комплектования Ученого совета и (или) Научно-методического совета (при отсутствии в музее Ученого совета).
При наличии оснований, указанных в абзацах восьмом - одиннадцатом настоящего пункта, учредитель возвращает музею проект концепции комплектования на доработку в течение 20 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в абзаце пятом настоящего пункта.
Согласованный учредителем проект концепции комплектования утверждается распорядительным документом музея.
Концепция комплектования размещается на официальном сайте музея в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.
В случае внесения изменений концепция комплектования подлежит согласованию в соответствии с абзацами четвертым - шестым настоящего пункта.
На основании концепции комплектования музей самостоятельно разрабатывает программу комплектования фондов, составляющих собрание музея, на срок, не превышающий срок действия концепции комплектования.
Отчет о реализации концепции комплектования представляется учредителю музея ежегодно.
(п. 3.1 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.2. Культурные ценности и иные предметы, имеющие музейное значение, принятые на временное хранение (далее - объект экспертизы), подлежат экспертизе в целях определения их историко-культурной, художественной, научной и иной ценности, отнесения их к музейным предметам основного или иного музейного фонда; экспертиза проводится ЭФЗК (далее - экспертиза ЭФЗК).
(п. 3.2 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.3. Подлежащие экспертизе ЭФЗК объекты экспертизы поступают на временное хранение и учитываются в порядке, определенном главой VII Единых правил.
(п. 3.3 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.4. В процессе проведения экспертизы ЭФЗК в отношении каждого объекта экспертизы на основе искусствоведческого, источниковедческого, технико-технологического анализа и других исследований определяются:
авторство, тема, сюжет, стилистические особенности, информативность (для произведений изобразительного искусства, архивных документов) и другие атрибутивные характеристики объекта экспертизы;
время и место создания объекта экспертизы;
видовая принадлежность (для естественно-научных коллекций);
материалы и способ изготовления (ручной, механический, литье, ковка, чеканка, живопись, рукопись, печать и другие) объекта экспертизы;
цвет, формы, устройство (при необходимости) объекта экспертизы;
принадлежность объекта экспертизы конкретному лицу (мемориальность);
типологические признаки объекта экспертизы путем сопоставления с аналогами;
состояние сохранности объекта экспертизы;
история бытования объекта экспертизы.
В зависимости от особенностей объекта экспертизы ЭФЗК могут устанавливаться иные сведения о нем.
В отношении каждого объекта экспертизы должна быть проведена фотофиксация. Фотофиксации подлежат:
общий вид объекта экспертизы (при необходимости лицевая и оборотная стороны). Для нумизматических и фалеристических предметов фотофиксация лицевой и оборотной сторон обязательны;
отдельные фрагменты объекта экспертизы (для объектов экспертизы, состоящих из отдельных фрагментов или составных частей);
особые отметки, имеющиеся на объекте экспертизы (марки, клейма, метки, штампы, печати, записи и другие надписи, ярлыки, номера, подписи авторов и другие (при наличии);
имеющиеся повреждения (при наличии).
При проведении экспертизы ЭФЗК в отношении объекта экспертизы принимается решение об отнесении объекта экспертизы к основному или иному музейному фонду.
(п. 3.4 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.5. При необходимости музеем с целью получения компетентного суждения до заседания ЭФЗК могут быть получены экспертные заключения хранителей или научных сотрудников музея, не являющихся членами ЭФЗК, экспертное заключение стороннего эксперта на бланке организации, в трудовых отношениях с которой он состоит, и имеющее подпись специалиста и руководителя организации, экспертное заключение эксперта по культурным ценностям в виде распечатанного файла в формате pdf. Экспертные заключения доводятся до сведения всех членов ЭФЗК до заседания ЭФЗК для учета при принятии решения в соответствии с абзацами вторым - пятым пункта 3.8 Единых правил.
(п. 3.5 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.6. Положение и состав ЭФЗК утверждаются руководителем музея и представляются на согласование учредителю в соответствии с положениями своих уставов.
3.7. В компетенцию ЭФЗК в части формирования Музейного фонда Российской Федерации, учета и хранения музейных предметов входит:
решение методических, организационных и научно-практических вопросов учетно-хранительской, научно-фондовой деятельности и экспозиционно-выставочной работы;
проведение экспертизы ЭФЗК, в том числе в отношении музейных предметов;
проведение экспертизы музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, с целью установления отсутствия историко-культурной, художественной, научной и музейной ценности;
проведение экспертизы находящихся в частной собственности объектов экспертизы, в отношении которых экспертом по культурным ценностям, аттестованным Министерством культуры Российской Федерации в порядке, установленном Правилами аттестации экспертов по культурным ценностям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2023 г. N 1976, сделан вывод об отнесении объектов экспертизы к культурным ценностям, для включения в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации (для государственных музеев Российской Федерации и государственных музеев субъектов Российской Федерации в случае принятия музеем решения о проведении таковой экспертизы);
принятие решения о включении (невключении) прошедших экспертизу ЭФЗК музейных предметов в основной и иные фонды музея;
систематизация фондов музея по фондовым коллекциям и присвоение им шифров;
отнесение принятых на постоянное хранение музейных предметов к определенной фондовой коллекции в соответствии с систематизацией фондов;
принятие решений о переводе музейных предметов из одной фондовой коллекции в другую;
рассмотрение вопроса о замене (переписке) томов ГИК, книг поступлений иных фондов (далее - КП иных фондов), инвентарных книг фондовых коллекций, книг специального учета музейных предметов, содержащих драгоценные металлы и (или) драгоценные камни (далее - соответственно КСУ ДМДК, ДМДК), книг специального учета оружия, книги специального учета "Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов Российской Федерации" с шифром "ГКМИ" (далее - книги специального учета) и принятие решения о ходатайстве перед Министерством культуры Российской Федерации (учредителем музея) об их замене (переписке) в соответствии с пунктами 6.27 - 6.29 Единых правил;
подготовка заключений о возможности (невозможности) передачи музейных предметов на постоянное хранение и во временное пользование в другие музеи и организации;
рассмотрение документов об исключении музейных предметов основного фонда из состава Музейного фонда Российской Федерации и принятие решения о ходатайстве перед Министерством культуры Российской Федерации об исключении музейных предметов основного фонда из состава Музейного фонда Российской Федерации;
рассмотрение документов об исключении музейных предметов иных фондов из состава этих фондов и принятие решения о ходатайстве перед учредителем об исключении музейных предметов иных фондов из состава этих фондов;
рассмотрение документов об исключении учетных записей из ГИК, инвентарных книг фондовых коллекций, книг специального учета и принятие решения о ходатайстве перед Министерством культуры Российской Федерации об исключении учетных записей из книг специального учета;
рассмотрение документов об исключении учетных записей из КП иных фондов и принятие решения о ходатайстве перед учредителем об исключении учетных записей из КП иных фондов;
определение страховой стоимости музейных предметов, выдаваемых во временное пользование, в том числе на зарубежные выставки;
рассмотрение актов проверки наличия и сверки сведений в отношении музейных предметов основного и иных фондов, принятие решений об устранении выявленных нарушений в учете музейных предметов, указанные в пунктах 54.11, 54.15, 54.20 Единых правил;
внесение изменений в учетную документацию по результатам новой атрибуции, реставрации, научных исследований музейных предметов и другим причинам;
выработка рекомендаций по определению стоимости музейных предметов в случае закупки.
(п. 3.7 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.8. Решения и рекомендации по вопросам, отнесенным к полномочиям ЭФЗК в соответствии с пунктом 3.7 Единых правил, оформляются протоколом заседания, в котором указываются фамилии, имена, отчества (при наличии), должности всех присутствовавших на заседании членов ЭФЗК и приглашенных лиц, повестка дня, ход обсуждения вопросов, аргументированное обоснование принятых решений.
В отношении вопросов экспертизы ЭФЗК, предусмотренных пунктом 3.4 Единых правил, принятое решение оформляется в виде выводов:
о наличии у культурной ценности историко-культурной, художественной, научной и иной ценности, необходимой для включения в состав Музейного фонда Российской Федерации или иного музейного фонда, и соответствии культурной ценности концепции комплектования;
о наличии у культурной ценности историко-культурной, художественной, научной и иной ценности, и несоответствии культурной ценности концепции комплектования и возврате ее владельцу (собственнику);
об отсутствии у предмета историко-культурной, художественной, научной и иной ценности и возврате владельцу (собственнику).
Выводы ЭФЗК основываются на мнении членов ЭФЗК с учетом экспертных заключений, указанных в пункте 3.5 Единых правил (при наличии).
Экспертные заключения, указанные в пункте 3.5 Единых правил поименовываются в протоколе заседания ЭФЗК и оформляются приложением к нему.
(п. 3.8 в ред. Приказа Минкультуры России от 29.08.2024 N 1648)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.9. Решения ЭФЗК вступают в силу после утверждения протокола руководителем. Подпись руководителя скрепляется печатью музея (при наличии).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875