V. Проведение контрольного мероприятия

35. Руководство проведением контрольного мероприятия и координацию действий участников ревизионной группы осуществляет руководитель ревизионной группы. На период проведения контрольного мероприятия участники ревизионной группы подчиняются непосредственно руководителю ревизионной группы.

36. Датой начала контрольного мероприятия считается дата предъявления руководителем ревизионной группы предписания на проведение контрольного мероприятия руководителю объекта контроля. Датой окончания контрольного мероприятия считается день подписания акта контрольного мероприятия руководителем объекта контроля.

37. По прибытии на объект контроля руководитель ревизионной группы обязан предъявить руководителю объекта контроля предписание на право проведения контрольного мероприятия, ознакомить его с программой контрольного мероприятия, представить участников ревизионной группы.

38. Руководитель ревизионной группы и руководитель объекта контроля проводят совещание с заинтересованными должностными лицами, в ходе которого руководитель ревизионной группы:

представляет участников ревизионной группы;

информирует участников совещания о порядке и сроках проведения контрольного мероприятия, рассмотрения и согласования материалов ревизии по завершении контрольного мероприятия.

Руководитель объекта контроля:

информирует о структуре объекта контроля, выполняемых на данный период задачах и состоянии финансово-хозяйственной деятельности;

представляет участникам ревизионной группы руководителей структурных подразделений объекта контроля и учреждений, подчиненных объекту контроля;

дает указание руководителям структурных подразделений объекта контроля и учреждений, подведомственных объекту контроля, о представлении ревизионной группе документов и сведений, необходимых для контрольного мероприятия;

определяет список должностных лиц, ответственных за представление запрашиваемой документации, справок, объяснений, а также режим работы служб на период контрольного мероприятия.

39. По итогам проведенного совещания составляется протокол, копия которого приобщается к материалам контрольного мероприятия.

40. Руководитель объекта контроля обязан обеспечить:

размещение участников ревизионной группы в отдельных служебных помещениях, оборудованных необходимой компьютерной техникой и оргтехникой, телефонной связью и канцелярскими принадлежностями;

доступ участников ревизионной группы к информационно-правовым системам, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии технической возможности), электронным базам, в которых ведется бюджетный (бухгалтерский) учет, формирование отчетности и оформление документов, относящихся к финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

своевременность представления участникам ревизионной группы документов и сведений, необходимых для контрольного мероприятия, и их достоверность;

необходимым автотранспортом участников ревизионной группы в служебных целях;

условия, необходимые для сохранности переданных участникам ревизионной группы документов, материалов;

проведение необходимых для контрольного мероприятия инвентаризаций, контрольных обмеров, расчетов;

выполнение необходимых при проведении контрольного мероприятия и оформлении его результатов работ по делопроизводству (в том числе подшивку акта контрольного мероприятия, приложений к нему, их отправку).

41. В случае отказа работников объекта контроля представить необходимые документы, письменные объяснения либо возникновения других препятствий для проведения контрольного мероприятия руководитель ревизионной группы составляет соответствующий акт и доводит информацию об этих фактах до руководителя соответствующего субъекта контроля.

42. Проверки отдельных вопросов программы контрольного мероприятия осуществляются на основании документов, сформированных объектом контроля на бумажных носителях, электронных документов или по сведениям, не имеющим статуса документа. При этом электронные документы должны быть подписаны электронной подписью уполномоченных должностных лиц.

43. При проведении контрольного мероприятия руководителем (участником) ревизионной группы в адрес руководителя объекта контроля, руководителя структурного подразделения объекта контроля или учреждения, подведомственного объекту контроля, деятельность которого проверяется, при необходимости может оформляться запрос-требование на представление документов и сведений к проверке <13>. Рекомендуемый образец запроса-требования приведен в приложении N 4 к настоящему Порядку.

--------------------------------

<13> Далее - запрос-требование.

Запрос-требование оформляется в двух экземплярах, один из которых передается руководителю объекта контроля, руководителю структурного подразделения объекта контроля или учреждения, подведомственного объекту контроля, деятельность которого проверяется, под подпись с указанием даты и времени его вручения на обоих экземплярах запроса-требования.

При непредставлении (отказе от представления) затребованных документов и сведений в сроки, указанные в запросе-требовании, руководитель объекта контроля, руководитель структурного подразделения объекта контроля или учреждения, подведомственного объекту контроля, деятельность которого проверяется, обязан представить письменные пояснения с изложением причин непредставления (отказа от представления) затребованных документов и сведений. Данные пояснения приобщаются к материалам контрольного мероприятия.

44. Руководитель ревизионной группы распределяет членов группы согласно их профессиональным качествам и занимаемым должностям по конкретным участкам работы, а также проводит инструктаж об обязанностях, порядке взаимодействия, намечаемых к проверке структурных подразделениях и подведомственных объекту контроля учреждениях. Руководителем ревизионной группы может быть оформлено служебное задание участникам ревизионной группы, а также привлеченным специалистам.

45. Исходя из вопросов, указанных в программе контрольного мероприятия, руководитель ревизионной группы определяет объем и состав контрольных действий по каждому пункту программы, а также методы, формы и способы проведения таких контрольных действий.

46. Контрольные действия по документальному изучению проводятся по документам объекта контроля путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению осуществляются в том числе путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров (обмеров).

47. Контрольные действия могут проводиться сплошным способом или выборочно. Решение об использовании способа проведения контрольных действий по каждому вопросу программы принимает руководитель ревизионной группы исходя из содержания вопроса программы, объема фактов хозяйственной жизни, относящихся к этому вопросу, состояния бюджетного (бухгалтерского) учета в объекте контроля, срока контрольного мероприятия и иных обстоятельств. При осуществлении контрольных действий выборочным способом объем выборки и ее состав определяются руководителем ревизионной группы таким образом, чтобы обеспечить объективную оценку операциям по изучаемому вопросу.

Сведения о подвергнутых проверке периодах и объемах выборки при проверке выплаты денежного довольствия и заработной платы, операций с наличными и безналичными средствами, расходов по авансовым отчетам, бюджетной (бухгалтерской) отчетности отражаются в справке о проверке отдельных вопросов программы контрольного мероприятия, акте проверки отдельных вопросов, справке проверки отдельных вопросов, акте контрольного мероприятия.

48. Руководитель ревизионной группы изучает имеющиеся у объекта контроля акты контрольных мероприятий, проведенных соответствующими контролирующими органами в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

49. Руководитель ревизионной группы организует проверку кассы и материальных ценностей, находящихся в местах хранения. При необходимости в период проведения контрольного мероприятия руководитель ревизионной группы может производить повторные проверки кассы и инвентаризации.

50. В тех случаях, когда выборочной проверкой выявлены факты нарушений, имеющих явные признаки уголовно наказуемых деяний, в результате которых объекту контроля был причинен ущерб, осуществляется проверка относящихся к данным нарушениям документов сплошным способом за весь ревизуемый (проверяемый) период, а также за периоды, охваченные предыдущими контрольными мероприятиями, но не менее чем за три месяца.

51. При возникновении сомнений в подлинности подписей должностных и материально ответственных лиц руководитель ревизионной группы истребует личное подтверждение указанной подписи соответствующего лица.

52. В случаях установления руководителем ревизионной группы документов, имеющих признаки подделки, подлога, доступ работников объекта контроля к данным документам прекращается до принятия уполномоченными должностными лицами решения об их изъятии.

53. При выявлении нарушений в ведении бюджетного (бухгалтерского) учета или его отсутствии, утрате первичных учетных документов и регистров учета объекта контроля или при наличии иных причин, препятствующих проведению контрольного мероприятия, указанное контрольное мероприятие по решению назначившего его руководителя может быть приостановлено (отменено). Контрольное мероприятие может быть продолжено по окончании работ по восстановлению учета или после устранения причин, препятствовавших его проведению.

Должностным лицам субъектов контроля запрещается принимать участие в восстановлении бюджетного (бухгалтерского) учета объекта контроля.

54. Для достижения цели контрольного мероприятия руководителем ревизионной группы или отдельными ее участниками по поручению руководителя ревизионной группы осуществляется контроль работы участников ревизионной группы и ее результатов в части соответствия требованиям настоящего Порядка.

Контролю в ходе контрольного мероприятия подлежат:

работа каждого участника ревизионной группы независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта;

работа, выполняемая на каждом этапе контрольного мероприятия, и ее результаты.

55. При осуществлении контроля необходимо удостовериться в том, что:

участникам ревизионной группы понятны поставленные перед ними задачи и вопросы программы контрольного мероприятия;

программа контрольного мероприятия выполняется;

выявленные в ходе контрольного мероприятия нарушения задокументированы;

рабочая документация содержит копии первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, бюджетной (бухгалтерской), статистической и иной отчетности, результаты процедур контроля, проведенных в ходе контрольного мероприятия, заключения экспертов, письменные заявления и объяснения должностных лиц, а также документы и сведения, полученные из других достоверных источников, которые подтверждают наличие выявленных нарушений и недостатков в деятельности объекта контроля и являются основанием для выводов и предложений по результатам контрольного мероприятия <14>;

--------------------------------

<14> Далее - доказательства.

достигается цель контрольного мероприятия.

56. Руководитель ревизионной группы обеспечивает подготовку акта контрольного мероприятия, качество организации, подготовки и проведения контрольного мероприятия, объективность его результатов, выводов и предложений.