5.1 Методика, используемая как основа для расчета продолжительности первоначального аудита систем менеджмента (Этап 1 + Этап 2), включает в себя рассмотрение таблиц и рисунков, приведенных в Приложении А для аудита СМК, в Приложении Б для аудита СЭМ и в Приложении В для аудита СМБТиОЗ соответственно. Приложение А (СМК) основывается на эффективной численности персонала (пункт 4.3 настоящего руководства - руководство по расчету эффективной численности персонала) и уровне риска, но не указывает минимальную или максимальную продолжительность проведения аудита. Кроме эффективной численности персонала, Приложение Б (СЭМ) основывается также на экологической сложности организации и не указывает минимальную или максимальную продолжительность проведения аудита, Приложение В (СМБТиОЗ) основывается на эффективной численности персонала и категории сложности риска в области БТиОЗ, связанного со сферой деятельности организации, и не указывает минимальную или максимальную продолжительность проведения аудита. Таблица СМБТиОЗ 2 показывает связь между сферами деятельности и категориями сложности БТиОЗ на основе рисков в области БТиОЗ. <1>
--------------------------------
<1> Нормальной практикой считается, что время, затраченное на проведение Этапа 2, превышает время, затраченное на проведение Этапа 1.
5.2 При помощи подходящего коэффициента, эти таблицы и рисунки можно использовать в качестве базиса для расчета продолжительности надзорного (инспекционного) (раздел 5 настоящего руководства) и ресертификационного (раздел 6 настоящего руководства) аудитов.
5.3 ООС должен иметь процедуры, обеспечивающие соответствующее распределение времени на проведение аудита важных процессов клиента. Опыт показывает, что время, необходимое для проведения результативного аудита как СМК, так и СЭМ и СМБТиОЗ, зависит также от других факторов, помимо численности персонала. Эти факторы подробно рассматриваются в разделе 8 настоящего руководства.
5.4 Настоящее руководство перечисляет положения, которые необходимо учитывать при определении необходимой продолжительности аудита. Эти и другие факторы необходимо оценить на предмет потенциального воздействия на определение продолжительности аудита, вне зависимости от типа аудита, в ходе процесса анализа заявки ООС и после проведения Этапа 1, а также на протяжении сертификационного цикла и в ходе повторной сертификации. Таким образом, соответствующие таблицы, рисунки и диаграммы по СМК, СЭМ и СМБТиОЗ, демонстрирующие взаимосвязь между эффективной численностью персонала и сложностью организации, не могут быть использованы по отдельности. Данные таблицы и рисунки дают основу для дальнейшего планирования аудита и, таким образом, внесения необходимых корректировок в продолжительность аудита по всем типам проверок.
5.5 Для аудитов СМК рисунок СМК 1 предоставляет визуальное руководство по внесению корректировок в основное время проведения аудита, рассчитанное по таблице СМК 1, и предоставляет основу для процесса, который необходимо использовать при планировании аудита посредством определения исходной точки на основе общей эффективной численности персонала во всех сменах.
5.6 В отношении аудита СЭМ при расчете продолжительности целесообразно основываться на эффективной численности персонала организации, а также природе, количестве и сложности экологических аспектов стандартной организации в данной отрасли. Таблицы СЭМ 1 и СЭМ 2 предоставляют основу для процессов, которые необходимо использовать при планировании проведения аудита. Продолжительность аудита систем менеджмента затем должна быть скорректирована с учетом значительных факторов, относящихся только к проверяемой организации.
В отношении аудита СМБТиОЗ при расчете продолжительности целесообразно основываться на эффективной численности персонала организации, а также на природе, количестве и серьезности рисков в области БТиОЗ стандартной в данной отрасли. Таблицы СМБТиОЗ 1 и СМБТиОЗ 2 предоставляют основу для процессов, которые необходимо использовать при планировании аудита. Продолжительность аудита систем менеджмента затем должна быть скорректирована с учетом значительных факторов, относящихся только к проверяемой организации.
5.7 Исходная точка отсчета для определения продолжительности аудита систем менеджмента должна быть идентифицирована, основываясь на эффективной численности персонала, а затем откорректирована с учетом существенных для проверяемого клиента факторов, с дополнением или исключением определенных показателей для изменения базовой цифры. В каждом случае необходимо зафиксировать основу для расчета продолжительности аудита систем менеджмента, включая все внесенные корректировки. ООС должен проконтролировать, чтобы любые изменения в продолжительности проведения аудита не повлияли на результативность аудита.
В отношении СМК и СЭМ, если процессы реализации продукции или услуг осуществляются посменно, объем аудита каждой смены ООС зависит от процессов, выполняемых в каждую смену, и от уровня контроля над каждой сменой, продемонстрированного клиентом. Для осуществления аудита результативности внедрения должен быть проведен аудит как минимум одной смены. Основания отсутствия аудита других смен (например, смен, деятельность которых осуществляется вне обычных рабочих часов) должны быть документально оформлены.
В отношении СМБТиОЗ, если процессы реализации продукции или услуг осуществляются посменно, объем аудита каждой смены ООС зависит от процессов, выполняемых в каждую смену, принимая во внимание связанные риски в области БТиОЗ, и от уровня контроля над каждой сменой, продемонстрированного клиентом. Для проведения аудита эффективности внедрения, по крайней мере одна из смен, деятельность которой осуществляется в обычные рабочие часы, и одна из смен, осуществляющих свою деятельность вне рабочих часов, должны проверяться в течение первого цикла сертификации. В ходе надзорных (инспекционных) аудитов последующих циклов ООС может принять решение не проводить аудит второй смены на основании признанной зрелости СМБТиОЗ организации. По мере возможности, рекомендуется вносить коррективы в связи с задержкой начала проведения аудита, с тем, чтобы охватить обе смены в течение аудито-дня. Обоснование отказа от проведения аудита других смен должно быть документально оформлено с учетом риска невыполнения этого требования.
5.8 Продолжительность аудита систем менеджмента, определенная с использованием таблиц или рисунков Приложений А, Б и В, не должна учитывать время работы стажеров, наблюдателей или технических экспертов.
5.9 Сокращение продолжительности аудита систем менеджмента не должно превышать 30% от времени, указанного в таблицах СМК 1, СЭМ 1 и СМБТиОЗ 1. <1>
--------------------------------
<1> Пункт 5.9 настоящего руководства может не применяться к ситуациям, описанным в документе СМ N 04.1-4.0011 для отдельных площадок при производстве на нескольких площадках. В этом случае на таких площадках доступно ограниченное количество процессов, и применение всех соответствующих требований стандарта(-ов) систем менеджмента может быть верифицировано.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875