3.1. Модель психологической службы

Модель психологической службы предполагает профессиональное взаимодействие специалистов службы со специалистами организации для детей-сирот, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работы в междисциплинарных командах.

Выделяются следующие направления в работе психологической службы организации для детей-сирот.

1. Непосредственная работа с детьми в организации для детей-сирот

Задачи, которые решает психологическая служба:

систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

разработка рекомендаций по итогам психологических обследований для специалистов, работающих с ребенком;

создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;

систематическая помощь детям с депривацией развития в виде психокоррекции;

организация жизнедеятельности ребенка с учетом его психических и физических возможностей [40].

Необходимо привлечение психолога или психологов узкой специализации (сексопатологи, психоневрологи, нейролингвисты и др.) в случае, если для оказания помощи ребенку нужна специальная квалифицированная помощь, требующая особой подготовки и знаний специфических методов работы. Например, при работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие, или детьми, имеющими зависимости.

2. Работа со специалистами организации для детей-сирот

Задачи, которые решает психологическая служба:

помощь в освоении знаний об особенностях детей разного возраста, учета психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семейной заботы;

помощь в овладении специальными методиками работы с данной категорией детей и практическими умениями эффективного взаимодействия с детьми, нахождения выхода из конфликтных ситуаций, снятия агрессивного поведения у детей;

супервизорство, помогающее коллективу справиться со своими проблемами, поддержать друг друга, профессионально общаться;

профилактика эмоционального выгорания.

Психологическая помощь специалистам организации для детей-сирот может оказываться в форме научно-практического семинара, семинара по одной конкретной проблеме, выездного тренинга и др. Для проведения такой работы рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов-психологов или команду психологов, а также обязательно участие всех специалистов, включая администрацию организации для детей-сирот.

3. Работа с родителями (иными законными представителями), родственниками ребенка, кандидатами в усыновители, опекуны или попечители)

Задачи, которые решает психологическая служба:

содействие семейному устройству ребенка;

содействие возвращению ребенка в кровную семью;

консультирование и психологическая помощь взрослым, окружающим ребенка, из числа родственников или замещающих родителей.

При отсутствии в организации для детей-сирот штатного педагога-психолога рекомендуется заключение договора с организациями, осуществляющими деятельность по оказанию психолого-педагогической медико-социальной помощи (Центр ППМС-помощи; негосударственные некоммерческие организации).

Принципы, лежащие в основе построения стратегии и практики деятельности психологической службы в организации для детей-сирот:

принцип включенности и непосредственного участия - педагоги-психологи службы являются членами коллектива и участниками всех происходящих в организации для детей-сирот событий;

принцип взаимодействия и дополнения в решении основных проблем ребенка означает вхождение педагогов-психологов в междисциплинарную команду специалистов организации для детей-сирот, обеспечивающих комплексное сопровождение воспитанников;

принцип сочетания свободы и ответственности предполагает создание вариативного поля выбора и одновременной личной ответственности за выбранное решение;

принцип конгруэнтности включает согласованность информации и действий членов психологической службы;

принцип диалогичности предусматривает организацию равноправного межсубъектного диалога, который исходит из признания и безусловного уважения права ребенка свободно выбирать и реализовывать свой выбор.

Инструментом принятия психологической службой согласованных решений является междисциплинарный консилиум. Заседания консилиума подразделяются на плановые (для оценки результата коррекционно-развивающей работы и внесения при необходимости корректив в рекомендации по организации комплексного сопровождения воспитанников) и внеплановые (при помещении ребенка в организацию для детей-сирот; при отрицательной динамике развития ребенка; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях).

При наличии у ребенка психологической травмы с явно проявляющимся посттравматическим синдромом или при необходимости проведения реабилитационной работы дополнительно указываются задачи и рекомендации по проведению реабилитации ребенка.

Решения консилиума находят отражение в индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка (ИПРЖУ).