Модель психологической службы предполагает профессиональное взаимодействие специалистов службы со специалистами организации для детей-сирот, наличие у них профессиональных и межпрофессиональных компетенций, обеспечивающих возможность работы в междисциплинарных командах.
Выделяются следующие направления в работе психологической службы организации для детей-сирот.
1. Непосредственная работа с детьми в организации для детей-сирот
Задачи, которые решает психологическая служба:
систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;
разработка рекомендаций по итогам психологических обследований для специалистов, работающих с ребенком;
создание социально-психологических условий для эффективного психического развития детей в социуме;
систематическая помощь детям с депривацией развития в виде психокоррекции;
организация жизнедеятельности ребенка с учетом его психических и физических возможностей [40].
Необходимо привлечение психолога или психологов узкой специализации (сексопатологи, психоневрологи, нейролингвисты и др.) в случае, если для оказания помощи ребенку нужна специальная квалифицированная помощь, требующая особой подготовки и знаний специфических методов работы. Например, при работе с детьми, перенесшими сексуальное насилие, или детьми, имеющими зависимости.
2. Работа со специалистами организации для детей-сирот
Задачи, которые решает психологическая служба:
помощь в освоении знаний об особенностях детей разного возраста, учета психологических особенностей детей, воспитывающихся вне семейной заботы;
помощь в овладении специальными методиками работы с данной категорией детей и практическими умениями эффективного взаимодействия с детьми, нахождения выхода из конфликтных ситуаций, снятия агрессивного поведения у детей;
супервизорство, помогающее коллективу справиться со своими проблемами, поддержать друг друга, профессионально общаться;
профилактика эмоционального выгорания.
Психологическая помощь специалистам организации для детей-сирот может оказываться в форме научно-практического семинара, семинара по одной конкретной проблеме, выездного тренинга и др. Для проведения такой работы рекомендуется привлекать высококвалифицированных специалистов-психологов или команду психологов, а также обязательно участие всех специалистов, включая администрацию организации для детей-сирот.
3. Работа с родителями (иными законными представителями), родственниками ребенка, кандидатами в усыновители, опекуны или попечители)
Задачи, которые решает психологическая служба:
содействие семейному устройству ребенка;
содействие возвращению ребенка в кровную семью;
консультирование и психологическая помощь взрослым, окружающим ребенка, из числа родственников или замещающих родителей.
При отсутствии в организации для детей-сирот штатного педагога-психолога рекомендуется заключение договора с организациями, осуществляющими деятельность по оказанию психолого-педагогической медико-социальной помощи (Центр ППМС-помощи; негосударственные некоммерческие организации).
Принципы, лежащие в основе построения стратегии и практики деятельности психологической службы в организации для детей-сирот:
принцип включенности и непосредственного участия - педагоги-психологи службы являются членами коллектива и участниками всех происходящих в организации для детей-сирот событий;
принцип взаимодействия и дополнения в решении основных проблем ребенка означает вхождение педагогов-психологов в междисциплинарную команду специалистов организации для детей-сирот, обеспечивающих комплексное сопровождение воспитанников;
принцип сочетания свободы и ответственности предполагает создание вариативного поля выбора и одновременной личной ответственности за выбранное решение;
принцип конгруэнтности включает согласованность информации и действий членов психологической службы;
принцип диалогичности предусматривает организацию равноправного межсубъектного диалога, который исходит из признания и безусловного уважения права ребенка свободно выбирать и реализовывать свой выбор.
Инструментом принятия психологической службой согласованных решений является междисциплинарный консилиум. Заседания консилиума подразделяются на плановые (для оценки результата коррекционно-развивающей работы и внесения при необходимости корректив в рекомендации по организации комплексного сопровождения воспитанников) и внеплановые (при помещении ребенка в организацию для детей-сирот; при отрицательной динамике развития ребенка; с целью решения конфликтных ситуаций и в других случаях).
При наличии у ребенка психологической травмы с явно проявляющимся посттравматическим синдромом или при необходимости проведения реабилитационной работы дополнительно указываются задачи и рекомендации по проведению реабилитации ребенка.
Решения консилиума находят отражение в индивидуальном плане развития и жизнеустройства ребенка (ИПРЖУ).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875