Приложение 2

ВОЗРАСТНЫЕ СТАНДАРТЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НИХ У ВОСПИТАННИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Возрастные стандарты социализации детей-сирот/И.А. Бобылева, Н.П. Иванова, О.В. Заводилкина, Г.П. Красницкая//Под общим руководством Е.М. Рыбинского. - М.: ООО "СИМС", 1999 [8]

Возрастной период

Основные возрастные задачи социализации

Возрастной стандарт

Отклонения от стандарта у детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот

Проявления отклонений в поведении

Возможные реабилитационно-коррекционные действия

Младенчество

Воспитание чувства безопасности и доверия

На фоне быстрого физического и эмоционально го развития, удовлетворения основных потребностей, развивается речь, доверие и сильная привязанность к близким и недоверие к незнакомым

Значительные отставания в эмоциональном и физическом развитии;

Отсутствие речевых проявлений (гуления, лепета, слов);

Недоверие к окружающим, отсутствие чувства безопасности;

Неумение понять и добиться удовлетворения собственных потребностей

Пассивность;

Пониженная подвижность и речевые проявления;

Отсутствие реакции и контроля мышечных движений

Как можно больше внимания и физического контакта.

Разные формы массажа, активное применение развивающих игр, приемов.

Обеспечение одного ключевого (значимого) взрослого для данного ребенка

Раннее детство

Воспитание уверенности в себе и независимости

Соответствующее физическое развитие;

Освоение навыков самообслуживания, оказание помощи взрослым;

Игры с придуманными людьми и предметами;

Интерес ко всему, что его окружает;

Познание мира через близкого взрослого;

Установление контроля над своим миром и появление гнева, если это не удается.

Первоначальные попытки различения настоящего и прошедшего

Плохо ходит, координация нарушена; отсутствие привязанности к взрослому, недоверие;

Отклонения в познании мира: излишняя робость или независимость;

Неумение контролировать гнев, недовольство

Поведение, характерное для более младшего возраста;

Зависимость от взрослых;

Упрямство, сопротивление;

Вспышки гнева, раздражительность, перепады настроения

В отношениях вернуться к модели младенческого поведения.

Восстановить баланс между безопасностью рядом с близким взрослым и самостоятельностью при познании мира.

Снять вспышки гнева, чтобы у ребенка пропала необходимость привлекать к себе внимание таким способом

Дошкольный возраст

Познание себя и окружающего мира.

Развитие инициативности

Состояние "почемучек" (развитие речи, жажда информации);

Физическая активность;

Увеличение самостоятельности, развитие навыков самообслуживания;

Развитие игры и воображения для познания мира;

Соблюдает правила игры;

Общается с другими взрослыми и детьми, делится с ними игрушками; развитие внеситуативных форм общения

Задержка речевого развития;

Отсутствие любопытства;

Слабое физическое развитие, координация движений;

Страхи и чувство вины;

Бесконтрольность чувств гнева, агрессии, нежелание делиться;

Избегает других детей, часто ссорится с ними; не имеет друзей;

Недостаточный контроль за физиологическими функциями

Отчужденность, заторможенность;

Ночные страхи, чувство вины и осознание себя как плохого;

Зависимость от взрослых (льнет);

Неконтролируемое поведение, энергия;

Агрессивность по отношению к себе и другим

Постоянное внимание, личный пример воспитателя.

В специальных занятиях снять чувство вины.

Устранить ночные страхи, организовав процедуру укладывания и сна.

Всячески поощрять его

Младший школьный возраст

Понимание окружающего мира.

Ориентация на достижение и развитие компетентности (трудолюбия).

Развитие субъектности

Первые попытки установления причинно-следственных связей.

Овладение трудовыми навыками, развитие сложных форм игровой деятельности.

Овладение навыками самооценки и самоконтроля.

Способность анализировать окружающее и осознавать пространство и время.

Различение хорошего и плохого

Острое ощущение собственного положения (почему это произошло со мной?).

Неуспехи в познавательных занятиях, в школьном обучении.

Ограниченность в развитии коммуникативных навыков (плохо сходится с другими детьми)

Депрессия, отчужденность от в отношениях.

Отставание в учебе.

Неспособность перейти к конкретному мышлению

Не давить на ребенка, дать время для переживаний.

Поощрять каждое успешное действие.

Принимать его придумки, сказки, не высказывать недоверие.

Привлекать ребенка к труду по самообслуживанию.

Предоставить возможности для творческого труда

Подростковый возраст

Осознание себя в окружающем мире (идентичность), становление социальной позиции.

Индивидуализация.

Возникновение и формирование "чувства взрослости"

Принятие произошедших физиологических изменений (половое созревание) и собственной внешности.

Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.

Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.

Выбор структуры полового поведения на основе "образа" своей половой роли.

Расширение сферы самостоятельности и компетентности

Затруднения в самоидентификации;

Незащищенность, низкая самооценка; неспособность к длительным взаимоотношениям, дружбе.

Слабо выражено стремление к самостоятельности.

Неготовность к принятию ответственности за свои поступки и действия

Отстраненность от взрослых.

Вызывающее поведение, непринятие авторитетов и границ.

Стремление убежать как в прямом смысле, так и через злоупотребление алкоголя, наркотиков

Установление правил поведения, границ с четким объяснением, почему они установлены.

Направить усилия воспитателей на формирование самоуважения подростка.

Найти пути к созданию положительной самоидентификации.

Расширять сферу самостоятельности подростка.

Признавать факт его взросления и способствовать достижению им "статуса взрослого"

Ранний юношеский возраст

Личностное и профессиональное самоопределение.

Подготовка к интеграции и непосредственная интеграция в социум.

Достижение статуса взрослого

Формирование структуры ценностных ориентаций, адекватных развитию общества.

Использование системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.

Выбор будущей профессии и подготовка к профессиональной карьере:

Формирование семейных установок, готовности к созданию собственной семьи.

Определены планы на ближайшее будущее.

Готовность к новым социальным контактам

Большая интенсивность эмоций, преобладание эмоциональных решений над рациональными; трудности в личностном и профессиональном самоопределении, незнание и неприятие самого себя как личности,

Нет стремления к расширению с внешним миром.

Узкая сфера самостоятельности и компетентности

Инфантилизм, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах.

Пассивность.

Замкнутость.

Неуверенность в себе и своих действиях

Организация помощи в личностном и профессиональном самоопределении.

Активизация сексуального воспитания, просветительской работы.

Обучение практическим навыкам, способствующим подготовке к самостоятельной жизни.

Обеспечение социальных проб в разнообразной деятельности.

Создание условий для расширения сферы ответственности