|
Возрастной период
|
Основные возрастные задачи социализации
|
Возрастной стандарт
|
Отклонения от стандарта у детей, воспитывающихся в организациях для детей-сирот
|
Проявления отклонений в поведении
|
Возможные реабилитационно-коррекционные действия
|
|
Младенчество
|
Воспитание чувства безопасности и доверия
|
На фоне быстрого физического и эмоционально го развития, удовлетворения основных потребностей, развивается речь, доверие и сильная привязанность к близким и недоверие к незнакомым
|
Значительные отставания в эмоциональном и физическом развитии;
Отсутствие речевых проявлений (гуления, лепета, слов);
Недоверие к окружающим, отсутствие чувства безопасности;
Неумение понять и добиться удовлетворения собственных потребностей
|
Пассивность;
Пониженная подвижность и речевые проявления;
Отсутствие реакции и контроля мышечных движений
|
Как можно больше внимания и физического контакта.
Разные формы массажа, активное применение развивающих игр, приемов.
Обеспечение одного ключевого (значимого) взрослого для данного ребенка
|
|
Раннее детство
|
Воспитание уверенности в себе и независимости
|
Соответствующее физическое развитие;
Освоение навыков самообслуживания, оказание помощи взрослым;
Игры с придуманными людьми и предметами;
Интерес ко всему, что его окружает;
Познание мира через близкого взрослого;
Установление контроля над своим миром и появление гнева, если это не удается.
Первоначальные попытки различения настоящего и прошедшего
|
Плохо ходит, координация нарушена; отсутствие привязанности к взрослому, недоверие;
Отклонения в познании мира: излишняя робость или независимость;
Неумение контролировать гнев, недовольство
|
Поведение, характерное для более младшего возраста;
Зависимость от взрослых;
Упрямство, сопротивление;
Вспышки гнева, раздражительность, перепады настроения
|
В отношениях вернуться к модели младенческого поведения.
Восстановить баланс между безопасностью рядом с близким взрослым и самостоятельностью при познании мира.
Снять вспышки гнева, чтобы у ребенка пропала необходимость привлекать к себе внимание таким способом
|
|
Дошкольный возраст
|
Познание себя и окружающего мира.
Развитие инициативности
|
Состояние "почемучек" (развитие речи, жажда информации);
Физическая активность;
Увеличение самостоятельности, развитие навыков самообслуживания;
Развитие игры и воображения для познания мира;
Соблюдает правила игры;
Общается с другими взрослыми и детьми, делится с ними игрушками; развитие внеситуативных форм общения
|
Задержка речевого развития;
Отсутствие любопытства;
Слабое физическое развитие, координация движений;
Страхи и чувство вины;
Бесконтрольность чувств гнева, агрессии, нежелание делиться;
Избегает других детей, часто ссорится с ними; не имеет друзей;
Недостаточный контроль за физиологическими функциями
|
Отчужденность, заторможенность;
Ночные страхи, чувство вины и осознание себя как плохого;
Зависимость от взрослых (льнет);
Неконтролируемое поведение, энергия;
Агрессивность по отношению к себе и другим
|
Постоянное внимание, личный пример воспитателя.
В специальных занятиях снять чувство вины.
Устранить ночные страхи, организовав процедуру укладывания и сна.
Всячески поощрять его
|
|
Младший школьный возраст
|
Понимание окружающего мира.
Ориентация на достижение и развитие компетентности (трудолюбия).
Развитие субъектности
|
Первые попытки установления причинно-следственных связей.
Овладение трудовыми навыками, развитие сложных форм игровой деятельности.
Овладение навыками самооценки и самоконтроля.
Способность анализировать окружающее и осознавать пространство и время.
Различение хорошего и плохого
|
Острое ощущение собственного положения (почему это произошло со мной?).
Неуспехи в познавательных занятиях, в школьном обучении.
Ограниченность в развитии коммуникативных навыков (плохо сходится с другими детьми)
|
Депрессия, отчужденность от в отношениях.
Отставание в учебе.
Неспособность перейти к конкретному мышлению
|
Не давить на ребенка, дать время для переживаний.
Поощрять каждое успешное действие.
Принимать его придумки, сказки, не высказывать недоверие.
Привлекать ребенка к труду по самообслуживанию.
Предоставить возможности для творческого труда
|
|
Подростковый возраст
|
Осознание себя в окружающем мире (идентичность), становление социальной позиции.
Индивидуализация.
Возникновение и формирование "чувства взрослости"
|
Принятие произошедших физиологических изменений (половое созревание) и собственной внешности.
Установление новых и более зрелых отношений с ровесниками обоих полов.
Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых.
Выбор структуры полового поведения на основе "образа" своей половой роли.
Расширение сферы самостоятельности и компетентности
|
Затруднения в самоидентификации;
Незащищенность, низкая самооценка; неспособность к длительным взаимоотношениям, дружбе.
Слабо выражено стремление к самостоятельности.
Неготовность к принятию ответственности за свои поступки и действия
|
Отстраненность от взрослых.
Вызывающее поведение, непринятие авторитетов и границ.
Стремление убежать как в прямом смысле, так и через злоупотребление алкоголя, наркотиков
|
Установление правил поведения, границ с четким объяснением, почему они установлены.
Направить усилия воспитателей на формирование самоуважения подростка.
Найти пути к созданию положительной самоидентификации.
Расширять сферу самостоятельности подростка.
Признавать факт его взросления и способствовать достижению им "статуса взрослого"
|
|
Ранний юношеский возраст
|
Личностное и профессиональное самоопределение.
Подготовка к интеграции и непосредственная интеграция в социум.
Достижение статуса взрослого
|
Формирование структуры ценностных ориентаций, адекватных развитию общества.
Использование системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
Выбор будущей профессии и подготовка к профессиональной карьере:
Формирование семейных установок, готовности к созданию собственной семьи.
Определены планы на ближайшее будущее.
Готовность к новым социальным контактам
|
Большая интенсивность эмоций, преобладание эмоциональных решений над рациональными; трудности в личностном и профессиональном самоопределении, незнание и неприятие самого себя как личности,
Нет стремления к расширению с внешним миром.
Узкая сфера самостоятельности и компетентности
|
Инфантилизм, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах.
Пассивность.
Замкнутость.
Неуверенность в себе и своих действиях
|
Организация помощи в личностном и профессиональном самоопределении.
Активизация сексуального воспитания, просветительской работы.
Обучение практическим навыкам, способствующим подготовке к самостоятельной жизни.
Обеспечение социальных проб в разнообразной деятельности.
Создание условий для расширения сферы ответственности
|