3.2. Организационные условия работы психологической службы

Организационные условия эффективной работы психологической службы включают: организационно-правовые, материально-технические, организационно-методические, организационно-кадровые.

Организационно-правовые условия представлены нормативными правовыми актами, локальными актами организации для детей-сирот и документацией, обеспечивающими и регламентирующими деятельность психологической службы.

Правовым основанием деятельности психологической службы являются: Конституция Российской Федерации, Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", устав организации для детей-сирот, Положение о психологической службе.

Документы специфического характера отражают требования к содержанию и организации профессиональной деятельности специалистов психологической службы и являются обязательными для выполнения:

Этический кодекс психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, проходившем в мае 2003 года в г. Москве);

профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" (приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. N 514н);

распоряжение Минпросвещения России от 28 декабря 2020 г. N Р-193 "Об утверждении методических рекомендаций по системе функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях" (вместе с "Системой функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации");

приказ Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии";

распоряжение Минпросвещения России от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации";

письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015 г. N ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи";

паспорт кабинета психологической службы (при наличии);

должностные инструкции специалистов психологической службы.

Организационно-методическая документация включает следующие основные документы:

перспективный план работы психологической службы на год (при наличии у педагога-психолога рабочей программы перспективный план работы на год может не использоваться);

циклограмма работы (регламентирует деятельность специалистов в определенной последовательности и временных границах);

журнал учета видов работы (фиксирует весь объем работы, создает возможность для анализа);

журнал учета консультаций родителей (иных законных представителей); кандидатов в усыновители, опекуны (попечители);

аналитический отчет по итогам деятельности психологической службы за год (отражает все виды деятельности, включает качественные и количественные показатели, общие результаты и сравнительные характеристики);

форма регистрации наиболее часто применяемых диагностических методик;

индивидуальные и групповые программы развивающей и коррекционной направленности;

расписание коррекционно-развивающих занятий;

методические материалы по психодиагностической работе;

методические материалы по просветительской, профилактической работе.

Специальная документация педагога-психолога: психологические характеристики, психологические заключения, протоколы обследования, протоколы коррекционных занятий, бесед и др.

Формы рекомендуемых документов педагога-психолога представлены в Приложении 4.

Материально-технические условия предполагают наличие рабочего пространства (кабинета или кабинетов), которое должно позволить:

1) оказывать квалифицированную психологическую помощь детям, помещенным в организацию для детей-сирот, педагогам, специалистам, родственникам детей и т.д.;

2) создавать атмосферу доверия и сохранения в тайне полученной конфиденциальной информации;

3) обеспечивать безопасность (психическую и физическую), ощущение комфорта.

Основными функциями пространства психологической службы являются профессиональная и организационно-методическая.

Первая (профессиональная) функция реализуется в грамотном использовании рабочего места, соблюдении режима его работы, оснащении необходимым оборудованием и психологическим инструментарием в соответствии с целями и задачами психологической службы.

Вторая (организационно-методическая) функция направлена на координацию действий всех специалистов, включая педагогов, работающих с детьми в организации для детей-сирот, оказание практической помощи по вопросам психологии, коррекции, реабилитации.

Успешное выполнение этих функций зависит от грамотности специалистов, их творческого подхода к работе.

Пространство психологической службы может находиться на одной площади или на разных площадях. Преимущества последнего не только в возможности расширить площадь, но и в том, что расположение психологических "зон" в разных помещениях позволяет детям увидеть инвариантность использования пространства психологической службы.

В пространстве психологической службы можно выделить несколько функциональных зон, которые могут находиться в разных помещениях или в одном - с разграничением их с помощью подвижных перегородок, ширм, занавесей, растений, расставления мебели:

первичного приема и индивидуальной беседы с ребенком, педагогом, специалистом, администрацией;

консультативной работы;

игровой терапии;

релаксации и снятия психоэмоционального напряжения;

групповых занятий.

Оформление и оборудование каждой зоны должно соответствовать ее функционалу, возрасту детей, особенностям их психофизического развития и состояния здоровья, давать возможность для индивидуальной и/или групповой работы.

Техническое оснащение кабинета: оргтехника (компьютер, принтер, ксерокс, сканер или МФУ), система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов; система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

Мебель подбирается удобная и функциональная, лучше со скругленными формами, которую можно было бы использовать в разных целях, без труда перемещать, освобождая нужные части помещения для различных занятий.

Организационно-методические условия включают методическое оснащение, к которому можно отнести два вида инструментария: собственно-психологический инструментарий (методики, программы и т.п.) и инструментарий, обеспечивающий психологическую деятельность (игровые материалы, технические (карандаши, фломастеры, пластилин и т.п.), вспомогательные (флешки, компакт-диски и т.п.).

Основные требования к применяемому инструментарию: доказанные надежность и валидность, соответствие возрасту и состоянию здоровья.

При проведении развивающей и коррекционной работы у педагога-психолога должны быть программы, утвержденные руководителем учреждения, по которым проводятся занятия.

Организационно-кадровые условия: достаточность педагогов-психологов, соответствие их знаний и умений требованиям профессионального стандарта, особенностям целевой группы.

Рекомендуемое количество педагогов-психологов в организации для детей-сирот составляет одна единица на каждые две воспитательные группы (но не менее одного на организацию).

Согласно профессиональному стандарту педагог-психолог должен выполнять две обобщенные трудовые функции:

1. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.

2. Оказание психолого-педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

При выполнении указанных трудовых функций педагог-психолог может занимать различные профессиональные позиции (по М.Р. Битяновой):

1) "Психолог - врач, психиатр" (чужда для психологов, но привлекательна и выгодна для педагогов);

2) "Психолог - адвокат ребенка" (защита ребенка от "нехороших" взрослых);

3) "Психолог - массовик-затейник" (выполнение работы в развлекательной форме);

4) "Психолог - доверенное лицо" (оказание помощи через доверительные контакты);

5) "Психолог - наставник" (содействие в контактах с людьми, помощь и направление в разрешении трудных ситуаций, актуальных вопросов);

6) "Психолог - дипломат" (тактичное разрешение спорных вопросов, посредничество в трудных ситуациях, без субъективных оценок).

Профессиональная позиция педагога-психолога должна обеспечивать субъектный уровень специалиста, авторитет в глазах детей и сотрудников, доступность для общения и обращений.

К работе в психологической службе рекомендуется привлекать специалистов, имеющих высшее образование по направлениям подготовки, специальностям, входящим в укрупненные группы специальностей и направлений подготовки "Образование и педагогические науки", "Психологические науки", прошедших специальную подготовку в рамках дополнительного профессионального образования, а также иных специалистов при условии прохождения ими профессиональной переподготовки по указанным направлениям подготовки, специальностям, и не имеющих ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

На практике в организации для детей-сирот имеется потребность в разных специалистах в области психологии (психотерапевт, нейропсихолог и т.д.). В качестве решения проблемы отсутствия в организации таких специалистов возможно рассматривать получение консультаций от них с применением телемедицинских технологий.

Учитывая в настоящее время рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей с ментальными нарушениями, рекомендуется вводить в штатное расписание организаций для детей-сирот должности клинического психолога для оказания компетентной психологической помощи данной категории детей.

Для специалистов психологической службы принципиально наличие профессионально значимых качеств, среди которых можно выделить способность осознавать границы своей профессиональной компетенции и предвидеть последствия от своих профессиональных действий или действий другого человека. Доминирующие качества личности психолога: интеллектуальность, социабельность, эмоциональная лабильность (гибкость), практичность (рациональность), коммуникабельность (Р.В. Овчарова). Не совместимы с профессией психолога следующие характеристики личности: невротичность личности, агрессивность, низкая сила "эго", комплексы неполноценности, чувство превосходства, лживость и др.

Необходимо обеспечивать возможность получения психологом консультации коллег из профессионального сообщества по поводу собственной работы (прохождение супервизии) как в очном режиме, так и с применением дистанционных технологий; повышение квалификации (рекомендуемая периодичность не реже 1 раза в 3 года), прохождение аттестации.

Повышение квалификации специалистов психологической службы должно быть направлено на наращивание профессиональных компетенций, необходимых для работы именно с той категорией воспитанников, которые находятся в зоне их профессиональной ответственности, с учетом возраста ребенка, состояния его здоровья и наиболее выраженных психологических проблем или актуальных задач.

Наиболее востребованы профессиональные компетенции, связанные с вопросами девиантного, суицидального, аутоагрессивного поведения детей и подростков; психология и психотерапия кризисных состояний, аддикций у детей и подростков; ориентированная на решения краткосрочная терапия; диалектическая поведенческая терапия подростков.

На практике для прохождения аттестации требуется представление от ресурсного центра, заполнение портфолио на интернет-портале или в бумажном виде, проведение открытого занятия, прохождение квалификационного собеседования, посещение аттестационной комиссией рабочего места.