Основными направлениями государственной политики в области защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, являются социальное и личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее - дети-сироты; лица из их числа).
Каждый ребенок должен жить и воспитываться в семье. Помещение ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - организация для детей-сирот), рассматривается как временная мера до его устройства в семью на воспитание [23].
Дети, воспитывающиеся в организации для детей-сирот, должны быть подготовлены к самостоятельной жизни. Подготовка начинается с момента помещения ребенка в организацию для детей-сирот.
Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. N 240 2018 - 2027 годы в Российской Федерации объявлены Десятилетием детства и главным приоритетом государственной политики провозглашено благополучие ребенка [37].
Правительством Российской Федерации утвержден план основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на 2021 - 2027 годы, в котором выделен раздел "Защита детей, оставшихся без попечения родителей" и обозначена цель мероприятий, включенных в данный раздел, - обеспечение полноценного развития и социализации детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях институционализации, замещающего родительства и в самостоятельной жизни [29].
Важное условие достижения сформулированной цели - организация комплексного сопровождения детей, находящихся в организациях для детей-сирот, составляющей которого является психологическое сопровождение.
По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, к 2020 году психологическая служба создана в 68% организаций для детей-сирот, 2346 педагогов-психологов являются штатными сотрудниками таких организаций. С учетом общей численности детей, находящихся в организациях для детей-сирот, а также работников, на каждого педагога-психолога в 2020 году приходилось в среднем более 40 человек.
Из совокупности внешних условий, стимулирующих развитие психологического сопровождения детей в организациях для детей-сирот, возможно выделить следующие.
- Реформирование организаций для детей-сирот
Система преобразований в организациях для детей-сирот нормативно закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" и связана с их новыми функциями (далее - постановление Правительства N 481) [23].
Постановлением Правительства N 481 предусматривается:
организация проживания детей в воспитательных группах по семейному принципу (совместное проживание детей разного возраста, прежде всего родных братьев и сестер, детей, являющихся родственниками; установлена предельная наполняемость групп);
закрепление ограниченного количества педагогических работников, постоянно находящихся с воспитательной группой детей, выполняющих также функции воспитателей, индивидуальных кураторов (наставников) детей;
проведение психолого-медико-педагогической реабилитации детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию для детей-сирот после устройства на воспитание в семью [23].
- Изменение состава детей в организациях для детей-сирот
По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, 58% детей в организациях для детей-сирот - дети в возрасте от 12 до 18 лет, 55% - дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, и 40% - дети, имеющие братьев и сестер. 48% детей находятся в организации для детей-сирот от двух и более лет. 6% детей из числа возвращенных в организации для детей-сирот после отмены решения о передаче в семью на воспитание имеют психологическую травматизацию "возврата".
- Введение ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19
В 2020 году выросло число детей, временно переданных из организаций для детей-сирот в семьи граждан Российской Федерации. По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, число таких детей составило 6540 человек.
- Распространение доказательного подхода
Доказательный подход основан на применении исследовательских методов для поиска аргументов, свидетельствующих, что комплекс осуществляемых в рамках практики действий действительно приводит к желаемым изменениям [36].
Пользование валидным и надежным диагностическим инструментарием является необходимой составляющей доказательного подхода. Для отбора психодиагностических методик, вызывающих доверие научного сообщества, Минпросвещения России предложен открытый реестр методик [28].
- Возможность для детей в организациях для детей-сирот "быть услышанными"
С 2018 года Минпросвещения России организует проведение оценки субъективного благополучия детей в организациях для детей-сирот, что свидетельствует об изменении в подходах к психологической помощи детям, оставшимся без попечения родителей: от "социальных вывихов" и "дефицит-центрированной" модели помощи к опоре на ресурсы ребенка, активизацию его личностного потенциала и потенциала среды [21].
- Потребность в повышении квалификации специалистов организаций для детей-сирот, осуществляющих свою деятельность непосредственно с детьми
По результатам мониторинга Минпросвещения России, в 2020 году у специалистов организаций для детей-сирот выявлена потребность в повышении профессиональных компетенций при осуществлении трудовых функций, в том числе по следующим вопросам:
психолого-педагогическая реабилитация детей, в том числе реализация мероприятий по оказанию детям психологической (психолого-педагогической) помощи, включая организацию психопрофилактической и психокоррекционной работы, психологической помощи детям, возвращенным в организацию после устройства на воспитание в семью;
составление и реализация индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка;
подготовка детей к самостоятельному проживанию после завершения пребывания в организации;
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875