2.5. Направления психологического сопровождения

Целостность психологического сопровождения обеспечивается взаимосвязанными направлениями: психодиагностическая деятельность, развивающая и психокоррекционная деятельность; психологическое консультирование и просвещение, психологическая профилактика, экспертная и организационно-методическая работа.

Психодиагностическая деятельность включает:

1) первичную диагностику - при разработке индивидуального плана развития и жизнеустройства (ИПРЖУ);

2) диагностику по запросу;

3) диагностику для отслеживания динамики изменений;

4) диагностику, осуществляемую в целях профессионального самоопределения, оценки готовности к самостоятельному проживанию.

Диагностический инструментарий должен быть валидным, вызывающим доверие научного сообщества, прошедшим процедуру верификации. Практика показывает, что чем проще и доступнее методика для детей, тем выше процент качественной диагностической информации.

Описание адаптационного периода включает:

состояние ребенка в условиях кабинета психолога (преобладающее настроение, особенности вступления в контакт, чувство безопасности, уровень тревожности);

особенности привязанности ребенка (возможные проявления в поведении);

способность ребенка различать, называть чувства и эмоции, умение выражать их и контролировать;

особенности самооценки, мотивации, влечений ребенка;

особенности познавательной сферы у ребенка (при отсутствии заключений ПМПК, дефектолога, логопеда);

отношение ребенка к кровным родственникам и близким людям (в том числе замещающим родителям, в случае повторного помещения в организацию для детей-сирот);

особенности представлений ребенка о жизни в семье (важно для определения сроков подготовки ребенка к передаче в семью на воспитание, в том числе в кровную семью);

особенности травмирующего опыта у ребенка и его влияние на поведение.

Базовые характеристики ребенка, которые может включить в описание по результатам первичной диагностики психолог:

интеллектуальное развитие (память, мышление, внимание, соответствие возрастной норме);

самооценка;

психологическое самочувствие (в организации для детей-сирот, в школе);

эмоционально-волевая сфера;

особенности темперамента;

социометрический статус;

локус контроля (как объясняет свои удачи или неудачи в деятельности: внешними обстоятельствами либо же внутренними факторами);

основные проблемы (проблемы развития, психологические проблемы);

запрос на индивидуальную психологическую помощь;

потребности в замещающей заботе, представление о замещающей семье;

отношения с кровными родственниками (уровень привязанности);

значимые вещи ребенка (вещи, имеющие особую ценность (при наличии);

последствия пережитых психологических травм (при наличии).

Данные диагностики должны помочь психологу ответить на вопросы: на что я, как психолог, должен прежде всего направить свои усилия в работе с ребенком, какие формы работы предпочесть, какие мне дать рекомендации другим специалистам о том, как работать с ребенком, что необходимо учесть в общении.

Ответ ребенка служит лишь основанием для подтверждения или отклонения гипотез о природе его проблем. Выводы должны основываться на информации, полученной из разных источников и разными методами (триангуляция), на осторожном и критическом толковании данных, их анализе с учетом зоны ближайшего развития ребенка.

Знакомя с результатами диагностики заинтересованных в них лиц (воспитателей, учителей, кандидатов в усыновители, опекуны или попечители), психологу важно говорить на понятном языке, без профессиональных терминов, придерживаться цели прогноза и развития. Рекомендации психолога должны быть конкретными, содержательными, давать четкие ясные указания на особенности работы с воспитанником.

Развивающая и психокоррекционная деятельность направлена на потенциальные возможности ребенка. Развивающая работа ориентирована на создание условий, при которых ребенок может подняться на оптимальный для него уровень развития. Коррекционная работа ориентирована на эталон психического развития как максимальную задачу. Коррекционная деятельность направлена на работу с личностными проблемами ребенка (страхи, тревоги, плохое настроение).

Главные цели психологической коррекционно-развивающей работы: снижение тревожности; формирование чувства своей значимости и защищенности, адекватной самооценки, уверенности в успехе и признании, возможности делать выбор, в соответствии с которым совершать действия; развитие коммуникативных навыков, форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; обучение методам релаксации и визуализации [39].

Коррекционно-развивающая работа включает групповые занятия, организацию групповой и индивидуальной рефлексии, тренинги личностного роста, дискуссии, ролевые и ситуационные игры, широкий спектр межличностных взаимодействий в различных социумах и др. Через систему тренингов и занятий коррекционно-развивающая работа более насыщенная, интересная и занимательная.

Эффективной формой работы являются активные групповые занятия для освоения навыков конструктивного общения, овладения своими эмоциями, эмоциональной поддержки, формирования умений сотрудничать, договариваться, конструктивно разрешать конфликты.

На начальной стадии групповой работы желательно, чтобы группа состояла не более чем из четырех человек, так как даже один гиперактивный ребенок может разрушить работу группы. В то же время с детьми, у которых нет подобных проблем, можно начинать работать индивидуально и в группах одновременно. Есть дети, с которыми необходимо работать только индивидуально в связи с их медицинскими и психологическими проблемами. Опыт практических психологов показывает, что при проведении коррекционно-развивающей групповой работы величина группы должна определяться возрастом входящих в нее детей: от 4 - 5 человек в дошкольной группе до 8 человек в группе подростков. Параллельно с индивидуальными консультациями групповую работу лучше начинать с 2 - 4 детьми с участием 2 ведущих психологов. В этом случае дети легче усваивают правила поведения на занятиях, взаимодействия с другими детьми и психологами. Следует помнить, что дети очень быстро забывают эти правила, особенно если перерыв между занятиями был больше недели. Занятия с гиперактивными и эмоционально неустойчивыми детьми предполагают включение упражнений на снятие напряжения и канализацию агрессии (независимо от возраста участников) [27].

При определении основных направлений групповой работы важно учитывать особенности возраста и специфические сложности детей.

В работе с подростками в возрасте от 13 до 18 лет положительные отзывы практиков связаны с тренингами личностного роста. Содержательность тренингов будет более профессиональной, если психолог займет позицию, связанную с доверием, справедливостью и человечностью. Важно не навязывать ребенку своих взглядов, а способствовать формированию психологических новообразований, обеспечивающих возникновение и укрепление собственных взглядов. В тренинговые занятия желательно включать такие формы, приемы, ситуации, которые компенсировали бы негативный опыт и жизненные обстоятельства детей и способствовали формированию личности. Наибольший развивающий эффект связан не с наращиванием разнообразных психотехнических приемов, а с наиболее полным использованием потенциальных возможностей ребенка.

Учитывая психологические трудности у детей, работу психолога лучше начинать с индивидуальных консультаций, а затем объединить детей в группу.

В индивидуальной работе используются проектные рисуночные методики, психотерапевтическая беседа для "проработки" проблем в эмоционально-волевой сфере, а также упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, тонкой моторики и др.

Важно помнить о роли игры. Именно в процессе игры можно передать ребенку необходимые навыки и знания, понятия о жизненных правилах и ценностях, научиться лучше понимать друг друга.

С целью стабилизации психо-эмоционального состояния детей, переживших жестокое обращение и насилие семье, следует использовать психотерапию, двигательную и арт-терапию, куклотерапию, сенсорную комнату, метафорические карты и др.

Консультационная деятельность призвана обеспечить формирование способности ребенка к сознательному ответственному выбору. В центре внимания выборы, связанные с выстраиванием индивидуального образовательного маршрута, профессиональным и жизненным самоопределением.

Индивидуальное или семейное консультирование родителей (близких родственников; замещающих родителей) направлено на психологическую помощь в случае возникновения или усугубления у них сложных эмоциональных состояний, связанных с ухудшением состояния ребенка, разлучением с ребенком, возвращением ребенка в кровную семью или с взаимоотношениями со специалистами организации для детей-сирот, трудностями в принятии ребенком замещающих родителей и/или понимании особенностей развития и поведения ребенка замещающими родителями, другими обстоятельствами.

Групповые консультации для специалистов организации для детей-сирот направлены на предотвращение их психологического неблагополучия, а индивидуальные - на выяснение и устранение причин, приводящих к нарушениям во взаимодействии в паре "ребенок - воспитатель".

Психологическое просвещение - это приобщение воспитателей и детей к психологическим знаниям. Необходимо проведение семинаров и тренингов, групп психологической поддержки и др.

Взрослым, работающим с детьми, необходима психологическая готовность к такой деятельности: знание специфики возраста, понимание индивидуальности ребенка, учет психологических особенностей детей, оставшихся без попечения родителей, психологические навыки общения, которые делают отношения искренними и открытыми благодаря принятию и пониманию и позволяют взрослым и детям свободно выражать себя.

Специалистам организации для детей-сирот важно показать особенности развития детей и их причины, объяснить истоки нарушений поведения, негативизма и неблагодарности, с которыми сталкиваются сотрудники организаций для детей-сирот.

Всем, кто работает в организации для детей-сирот, необходимо понимать, как развиваются привязанности между детьми и родителями, что происходит с ребенком, когда они нарушаются, как влияет недостаток нормальной привязанности на психическое развитие ребенка. Как влияет период переживания процесса грусти на повседневную жизнь ребенка, на что он тратит огромное количество эмоциональных и физических сил.

Важно разъяснить роль для ребенка:

опыта учета его чувств и желаний, их исполнения;

помощи в преодолении внутреннего одиночества;

возможности чувствовать свою нужность и значимость, индивидуальность и неповторимость;

воспоминаний и любви к родителям, уважительного отношения к ним и отсутствия конкуренции с ними со стороны воспитателей, обесценивания прошлого ребенка;

продуманной организации свободного времени и возможности в любое время по своему желанию, а не по принуждению прийти на занятия, которые вызвали у него интерес;

возможность проявлять инициативу и влиять на свою жизнь.

Важно показать, что для преодоления травматического опыта необходимы: чувство безопасности; доверие к окружающим людям; доступность информации о себе, об окружающих людях; уважение к личности и истории ребенка; принятие прошлого и настоящего; наличие значимого взрослого.

Должен быть единый подход, единые психологические правила, с которыми знакомы дети и взрослые.

Создание нормального в терапевтическом отношении и эмоционально приемлемого климата в детской группе требует гибкости и эмоциональной устойчивости. Поэтому психологическая помощь требуется и персоналу в осознании необходимости их ответственности, инициативности, активности, самостоятельности в работе с детьми.

У воспитателей существует потребность в профессиональном общении, в анализе и разборе трудных случаев. Необходима коррекция взаимодействия с детьми, осуществляемая психологом, которая ведет к осознанию негативного влияния авторитарного стиля общения, оценочного отношения; смене профессиональной позиции на позицию, способствующую субъективному благополучию воспитанников.

Повседневная напряженная деятельность ведет к профессиональному выгоранию. Психологу необходимо дать специалистам организации для детей-сирот психологический инструментарий эмоциональной саморегуляции, провести обучение способам психологической поддержки, познакомить с навыками конструктивного взаимодействия, конструктивных способов реагирования в конфликтных ситуациях.

Таким образом, психолог является проводником разнообразных форм и методов, способствующих развитию и социализации детей.

Психологическая профилактика связана с изучением, прогнозом, созданием условий (бытовых, психологических, трудовых, воспитательных, учебных и др.), максимально благоприятных для психического развития ребенка. Профилактика направлена на предупреждение возможных нарушений условий развития ребенка, отклонений в психическом развитии ребенка, межличностных и межгрупповых проблем в детском возрасте, сохранение, укрепление здоровья детей, предупреждение нарушений педагогической компетентности.

Возможны три уровня профилактики: первичная (в центре внимания все дети), вторичная (в центре внимания дети "группы риска"), третичная (в центре внимания дети с ярко выраженными серьезными психологическими проблемами).

Психологическая экспертиза направлена на оценку комфортности и безопасности среды организации для детей-сирот, включая реализуемые образовательные программы. К экспертной работе относится также участие в психолого-педагогических медико-социальных консилиумах, комиссиях, административных совещаниях по принятию каких-либо решений, требующих психологического разъяснения ситуации.

Организационно-методическая работа включает: анализ и планирование деятельности; прохождение курсов повышения квалификации; анализ научной, методической литературы для подбора диагностического инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ; участие в работе методических семинаров, научно-практических конференций, методических объединений; оформление кабинета и др.