1. Общие положения

1.1. Методические рекомендации по проведению аудита государственной поддержки инновационной деятельности (далее - Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 41-ФЗ).

Методические рекомендации разработаны с учетом:

1) положений нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в связи с оказанием государственной поддержки инновационной деятельности, включая:

Бюджетный кодекс Российской Федерации (пункт 2 статьи 160.3);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2204);

2) положений стандартов внешнего государственного аудита (контроля), включая:

СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - СГА 101);

СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - СГА 102);

СГА 103 "Финансовый аудит (контроль)" (далее - СГА 103);

СГА 104 "Аудит эффективности" (далее - СГА 104);

СГА 108 "Аудит соответствия" (далее - СГА 108);

3) положений методических документов Счетной палаты Российской Федерации (далее - Счетная палата), утверждаемых Коллегией Счетной палаты, в том числе:

по применению аудита эффективности;

по оценке рисков при проведении аудита эффективности;

по формированию рабочей документации при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;

по оценке существенности и рисков в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в виде финансового аудита;

4) опыта применения аудита государственной поддержки инновационной деятельности высшими органами аудита иностранных государств;

5) практики институтов инновационного развития по мониторингу и контролю реализации инновационных проектов, а также мониторингу и контролю расходования средств государственной поддержки на финансовое обеспечение инновационных проектов.

1.2. Методические рекомендации разработаны для использования инспекторами и иными сотрудниками аппарата Счетной палаты при организации и проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (далее также - мероприятия) по аудиту государственной поддержки инновационной деятельности (далее - аудит инноваций).

1.3. Задачами Методических рекомендаций являются:

определение системы понятий, используемых при проведении аудита инноваций;

предоставление рекомендаций по формулированию целей и вопросов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по аудиту инноваций;

предоставление рекомендаций по формулированию критериев аудита;

определение особенностей, принципов и методов аудита инноваций, в том числе с применением "портфельного" подхода;

предоставление рекомендаций по формулированию выводов, подготовке предложений (рекомендаций) по итогам аудита инноваций.

1.4. Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по аудиту инноваций осуществляются с применением методологии:

финансового аудита (контроля) (далее - финансовый аудит инноваций);

аудита соответствия (далее - аудит соответствия инноваций);

аудита эффективности (далее - аудит эффективности инноваций).

Основополагающие требования к порядку организации и проведения контрольных или экспертно-аналитических мероприятий по аудиту инноваций в зависимости от вида аудита (контроля) определены в стандартах Счетной палаты, предусмотренных пунктом 1.1 Методических рекомендаций.

1.5. Предметом контрольного или экспертно-аналитического мероприятия Счетной палаты при аудите инноваций является государственная поддержка инновационной деятельности (далее также - государственная поддержка), деятельность объекта аудита (контроля) (далее - объект аудита) по достижению целей, задач, показателей и результатов государственной поддержки инновационной деятельности за счет использования средств государственной поддержки инновационной деятельности и иных ресурсов.

1.6. В перечень объектов аудита инноваций в соответствии со статьей 15 Федерального закона N 41-ФЗ в зависимости от целей мероприятия рекомендуется включать:

федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют координацию деятельности института инновационного развития или иного объекта аудита;

главных распорядителей (распорядителей), получателей бюджетных средств, которым были предусмотрены средства федерального бюджета на государственную поддержку инновационной деятельности;

институты инновационного развития, которые получают средства государственной поддержки из федерального бюджета и используют другие федеральные и иные ресурсы, самостоятельно осуществляют инновационную деятельность или являются субъектом инновационной деятельности, которому Российской Федерацией предоставлены средства на оказание поддержки юридическим и физическим лицам, осуществляющим инновационную деятельность;

прочих получателей средств из федерального бюджета (не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями), которым предоставлены средства на государственную поддержку инновационной деятельности на основании государственного контракта на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, договора (соглашения) о предоставлении субсидии, договора о предоставлении бюджетных инвестиций (включая государственные корпорации (компании), прочие компании с государственным участием, реализующие программы инновационного развития);

фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности;

управляющие компании инвестиционных фондов, которые созданы и (или) финансируются с использованием средств государственной поддержки, в том числе предоставленных институтом инновационного развития, его дочерним обществом, осуществляют вложение привлекаемых средств в "портфельные" компании или в конечных получателей государственной поддержки;

"портфельные" компании, которые реализуют с финансовым и (или) организационным участием (финансовой поддержкой) института инновационного развития и (или) его дочернего общества и (или) инвестиционного фонда один или несколько инновационных проектов или осуществляют предоставление (вложение) средств государственной поддержки конечным получателям государственной поддержки на реализацию одного или нескольких инновационных проектов;

конечных получателей государственной поддержки, которые осуществляют реализацию инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, в том числе предоставленных институтом инновационного развития, его дочерним обществом, инвестиционным фондом или "портфельной" компанией <1>.

--------------------------------

<1> Объекты аудита, предусмотренные абзацами пятым - девятым пункта 1.6 Методических рекомендаций, также по тексту Методических рекомендаций могут быть поименованы как иные объекты аудита.

Объекты аудита выбираются в зависимости от предмета аудита, уровня и формы государственной поддержки инновационной деятельности.