6. Особенности проведения отдельных аудиторских процедур и применения методов при аудите инноваций
6.1. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в рамках аудита инноваций осуществляется путем проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в форме предварительного аудита, оперативного анализа и контроля, последующего аудита (контроля) с применением методов проверки, ревизии, анализа, обследования, мониторинга, а также иных методов, предусмотренных стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.
При планировании аудиторских процедур необходимо учитывать, что государственная поддержка инновационных проектов осуществляется институтом инновационного развития или иным объектом аудита, как правило, в следующих формах:
предоставления конечным получателям государственной поддержки грантов (в том числе в целях компенсации затрат, уже понесенных конечным получателем государственной поддержки), призов, стипендий;
участие в формах коллективных инвестиций, в том числе участия в инвестиционных фондах и инвестиционных товариществах, а также в инвестиционных фондах под управлением сторонних управляющих компаний;
участия в уставном капитале "портфельных" компаний, в том числе путем участия в уставном капитале вновь создаваемых юридических лиц, приобретения обыкновенных акций (долей в уставном капитале) существующих юридических лиц (преимущественно в рамках дополнительных эмиссий, увеличения уставного капитала), приобретения привилегированных акций "портфельных" компаний, приобретения опционов на акции (доли) "портфельных" компаний;
предоставления денежных средств в виде займов (включая займы, условия предоставления которых предполагают возможность конвертации обязательств заемщика в акции (доли в уставном капитале) "портфельных" компаний);
приобретения облигаций и конвертируемых долговых обязательств, предоставление поручительств по кредитам (займам) и другим обязательствам "портфельных" компаний;
выдачи гарантий и поручительств;
иных формах финансирования, в том числе посредством участия в стратегических партнерствах;
нефинансовой поддержки инновационной деятельности, включая:
предоставление образовательных услуг, информационной и консультационной поддержки;
содействие в формировании проектной документации;
формирование спроса на инновационную продукцию;
Особенности планирования средств, финансирования инновационных проектов, процедур их мониторинга, отчетной и первичной документации по ним зависят от указанных форм финансирования, которые регулируются отдельными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и локальными документами институтов инновационного развития или иных объектов аудита. Аудиторские процедуры для каждой формы поддержки инновационной деятельности могут отличаться.
6.2. Подготовительный этап проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия состоит в предварительном изучении предмета и объектов аудита посредством сбора и анализа информации, целью которого является в том числе получение понимания о видах и целях деятельности объекта аудита.
Источники информации, рекомендуемые к использованию для аудита инноваций, а также примерные шаблоны для запросов информации представлены в приложениях N 2, N 3, N 3.1, N 3.2 и N 3.3 к Методическим рекомендациям.
6.3. В ходе основного этапа контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций проверяются, анализируются и оцениваются:
1) документы, определяющие стратегию, цели и задачи предоставления объектом аудита государственной поддержки инновационной деятельности;
2) процессы принятия институтом инновационного развития или иным объектом аудита решений по финансовому участию в реализации инновационных проектов или финансовой поддержки инновационной деятельности;
3) процессы финансового обеспечения инновационной деятельности и участия в реализации инновационных проектов;
4) процессы проведения объектом аудита мониторинга инновационных проектов;
5) процессы управления рисками при реализации (участии в реализации) объектом аудита инновационных проектов;
6) проблемные аспекты инновационной деятельности, которые связаны с рыночными, технологическими рисками и внешними условиями реализации инновационных проектов;
7) иные процессы государственной поддержки инновационной деятельности.
6.3.1. При анализе документов, определяющих стратегию, цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, определяется соответствие установленных в них целей, задач, положений о направлениях расходования бюджетных средств:
1) основным направлениям государственной поддержки инновационной деятельности, приоритетам и перспективам научно-технологического развития Российской Федерации, предусмотренным Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642, Концепцией технологического развития на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2023 г. N 1315-р;
2) направлениям развития науки, технологий и техники, выделенным в государственных программах Российской Федерации, национальных (федеральных) проектах и программах, Национальной технологической инициативе;
3) приоритетным направлениям науки, технологий и техники, а также перечню критических технологий Российской Федерации, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 899 "Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
4) направлениям, указанным в прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации, утверждаемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
5) перечням отраслей высокого технологичного уровня, среднего высокого технологичного уровня и наукоемким отраслям, определенным приказом Росстата от 15 декабря 2017 г. N 832 "Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации";
6) другим документам стратегического планирования, относящимся к сфере инновационной деятельности объекта аудита.
В ходе анализа документов, определяющих цели и задачи предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, может также оцениваться:
измеримость поставленных целей и задач предоставления государственной поддержки инновационной деятельности (счетность, наличие возможности ежегодного мониторинга или при необходимости ежеквартально мониторинга их достижения);
уровень достижения целей и задач предоставления государственной поддержки, поставленных перед институтом инновационного развития или иным объектом аудита (путем сопоставления плановых и фактических показателей);
возможность оценки эффективности использования средств государственной поддержки исходя из фактических и плановых (прогнозных) сроков достижения институтом инновационного развития экономических, финансовых, социально-экономических и (или) научно-технических результатов, экономности и (или) результативности использования средств государственной поддержки в отношении достигнутых экономических, финансовых, социально-экономических и (или) научно-технических результатов, соответствующих целевым и промежуточным индикаторам и показателям инновационной деятельности института инновационного развития;
взаимосвязь поставленных целей и задач с ключевыми показателями эффективности структурных подразделений и руководящего состава объекта аудита, системой мотивации его работников;
оценка достаточности мер по контролю за использованием средств государственной поддержки инновационной деятельности с учетом соотношения затрат на проведение процедур контроля, включая затраты на формирование отчетности по результатам контроля, и объема предоставленных институту инновационного развития или иному объекту аудита средств государственной поддержки (объем средств на проведение экспертиз не должен быть больше объемов предоставленных средств конечным получателям).
6.3.2. При проверке, анализе, мониторинге процессов принятия институтом инновационного развития ("портфельной" компанией или управляющей компанией инвестиционного фонда) или иным объектом аудита решений по финансовому участию в реализации инновационных проектов или финансовой поддержки инновационной деятельности рекомендуется обратить внимание на:
1) наличие и фактическое осуществление процедур коллегиального принятия решений о предоставлении средств государственной поддержки, в том числе об отборе заявок или иных процедур отбора проектов для получения указанных средств;
2) наличие и соблюдение порядка принятия решений о финансовом обеспечении инновационных проектов, включая наличие и соблюдение порядка и условий рассмотрения и отбора заявок или иных процедур отбора проектов для получения средств государственной поддержки, порядка проведения их экспертизы (далее - порядок принятия решений);
3) соответствие выбранной формы государственной поддержки инновационного проекта положениям пункта 3 статьи 16.2 Федерального закона N 127-ФЗ, условиям и допустимым формам финансового обеспечения инновационного проекта за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности и особенностям осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 2204, порядку принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта, утвержденному институтом инновационного развития;
4) соответствие порядка принятия решений о государственной поддержки инновационной деятельности Положению о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта и особенностям осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 2204;
5) наличие внутренних процедур контроля за соблюдением правил и требований, связанных с порядком приема, рассмотрения и отбора заявок или реализации иных процедур отбора проектов для получения средств государственной поддержки, процедур привлечения независимых профессиональных специалистов (экспертов);
6) наличие научно-технической экспертизы, направленной на определение соответствия технологических направлений инновационного проекта в сфере деятельности объекта аудита документам, указанным в пункте 6.3.1 Методических рекомендаций;
7) наличие инвестиционной экспертизы инновационного проекта (которая должна включать объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта на плановый период его реализации, а также анализ достижимости и реализуемости основных экономических параметров с учетом уровня готовности технологии, рисков и возможностей);
8) наличие иных применимых экспертиз, включая проверку добросовестности и правоспособности контрагентов, экспертизу безопасности продукции, патентную и юридическую экспертизы, ценовой аудит объектов капитального строительства, финансирование которых планируется полностью или частично осуществить за счет инвестиций объекта аудита;
9) наличие планов реализации инновационных проектов;
10) наличие проводимой объектом аудита оценки рисков, планируемых к финансированию инновационных проектов.
6.3.3. При аудите процессов финансового обеспечения инновационной деятельности и участия объекта аудита в реализации инновационных проектов проверяются, анализируются и оцениваются:
1) соответствие нормативных правовых актов, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций и соглашений о предоставлении субсидий на развитие инновационной деятельности, заключаемых между главным распорядителем бюджетных средств и получателем средств из бюджета, пункту 3(1) требований к договорам о предоставлении бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2017 г. N 190, и пункту 14 общих требований к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг и проведение отборов получателей указанных субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2023 г. N 1782;
2) соблюдение объектом аудита требований документов, определяющих порядок предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, включая соблюдение сроков и полноту выделения средств на государственную поддержку инновационной деятельности, определяются причины отклонений, в том числе с учетом воздействия внешних факторов;
3) соблюдение получателем средств из бюджета условий договоров о предоставлении бюджетных инвестиций и соглашений о предоставлении субсидий на развитие инновационной деятельности, включая своевременность и полноту перечисления средств конечному получателю;
4) соблюдение конечным получателем государственной поддержки условий соглашений (договоров) о предоставлении государственной поддержки, в том числе с институтом инновационного развития, его дочерним обществом, инвестиционным фондом и его управляющей компанией, "портфельной" компанией, включая своевременность использования конечным получателем средств на заявленные цели и их соответствие заявленным целям;
5) соблюдение конечным получателем государственной поддержки сроков реализации инновационных проектов, установленных описаниями, паспортами и программами проектов;
6) соответствие фактически достигнутых и запланированных (прогнозных) результатов использования средств государственной поддержки целям их предоставления;
7) соблюдение при финансовом обеспечении инновационной деятельность норм:
Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
Федерального закона от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе";
других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих создание и функционирование юридических лиц в целях государственной поддержки инновационной деятельности;
8) наличие у объекта аудита внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием ответственных за принятие конкретных решений и санкций за нарушение установленных процедур;
9) прозрачность внутренних процедур контроля за выполнением установленного порядка предоставления государственной поддержки инновационной деятельности, а также наличие и описание основных этапов предоставления государственной поддержки инновационной деятельности с указанием предельных сроков их проведения;
10) процессы постановки на учет результатов интеллектуальной деятельности в качестве нематериальных активов, соответствующих всем критериям признания;
11) достоверность определения первоначальной стоимости нематериальных активов и отражения результатов переоценки стоимости нематериальных активов;
12) организация учета результатов внедрения (коммерциализации) инноваций.
При аудите процессов финансового обеспечения инновационной деятельности и участия в реализации инновационных проектов рекомендуется учитывать допустимость действий (сделок, операций) института инновационного развития и иного объекта аудита:
по предоставлению "портфельным" компаниям или конечным получателям государственной поддержки займов, условия которых предусматривают возможность предоставления кредитору ценных бумаг, корпоративных прав, иного имущества или имущественных прав вместо возврата (в счет погашения) задолженности по займу;
по предоставлению финансирования в форме грантов или в иной форме, не предполагающей возврат средств, в соответствии с условиями которого получатель является ответственным за соблюдение условий предоставления финансирования, а соответствующий институт инновационного развития или иной получатель средств из федерального бюджета - за проведение текущего и последующего мониторинга соблюдения получателем государственной поддержки условий предоставления финансирования и результатов реализации поддержанных инновационных проектов;
по приобретению институтом инновационного развития или иным объектом аудита опционов эмитентов, являющихся "портфельными" компаниями или конечными получателями государственной поддержки, а также ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении представляемых такими ценными бумагами ценных бумаг (производных ценных бумаг);
по отказу института инновационного развития или иного объекта аудита от защиты своих имущественных интересов в связи с экономической нецелесообразностью подачи искового заявления на основании оценки суммы предполагаемых судебных расходов, либо информации о неплатежеспособности возможного должника, либо в связи с наличием обоснованно высокого риска раскрытия в ходе рассмотрения искового заявления информации, являющейся государственной или коммерческой тайной;
по проведению институтом инновационного развития или иным объектом аудита, являющимся в том числе лицом, закупочная деятельность которого регулируется в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), если это прямо не запрещено законодательством Российской Федерации и обосновано целесообразностью такой закупки по экономическим, научно-техническим или иным обстоятельствам, к числу которых может относиться в том числе необходимость соблюдения режима коммерческой тайны, оперативного решения задач и достижения целей, сохранения положительной репутации закупщика, использования профессионального опыта и специальных знаний единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), в том числе опыта и знаний, накопленных в ходе взаимодействия с осуществляющим закупку лицом либо с его партнерами по осуществляемым инновационным проектам;
по предоставлению гарантий (поручительств) "портфельным" компаниям или конечным получателям государственной поддержки, используемых в качестве обеспечения по займам коммерческих банков, привлекаемым "портфельными" компаниями или конечными получателями государственной поддержки.
Утверждаемые уполномоченными органами института инновационного развития или иного объекта аудита, бизнес-планы, программы (планы) финансирования или иные решения относительно финансовой поддержки инновационной деятельности могут предусматривать возникновение неизрасходованных указанными объектами аудита по окончании установленного срока остатков средств государственной поддержки с учетом особенностей организационно-правовых форм институтов инновационного развития и применяемых инструментов государственной поддержки инновационной деятельности.
6.3.4. При аудите процедур мониторинга инновационных проектов проверяются, анализируются и оцениваются:
1) наличие специально созданных объектом аудита органов <3> и осуществляемых ими процедур мониторинга и контроля реализации инновационных проектов, мониторинга и контроля целевого использования средств государственной поддержки, соответствующих Положению о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта, и особенностям осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 2204;
--------------------------------
<3> Уполномоченные органы института инновационного развития, осуществляющие в том числе рассмотрение и принятие решения о финансовом обеспечении инновационного проекта (в порядке, определяемом локальными нормативными актами института инновационного развития);
комитет по аудиту или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к задачам которого относится в том числе осуществление контроля за эффективностью функционирования системы внутреннего контроля, управления рисками и системы корпоративного управления института инновационного развития;
ревизионная комиссия, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью института инновационного развития;
комитет по стратегии или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, к основным задачам которого относятся подготовка и рассмотрение рекомендаций по вопросам стратегического развития института инновационного развития;
инвестиционный комитет или иной орган при уполномоченном органе института инновационного развития, осуществляющий рассмотрение инновационных проектов и параметров их реализации;
службы внутреннего аудита и внутреннего контроля, управления рисками и иные.
2) наличие принятой институтом инновационного развития и иным объектом аудита системы отчетности, включая отчетность, представляемую уполномоченным органам института инновационного развития различного уровня, отчетность, подтвержденную независимыми аудиторами, управленческую отчетность, публичную отчетность и иные виды отчетности <4>;
--------------------------------
<4> Объем, формы и регулярность представления отчетности устанавливаются институтом инновационного развития самостоятельно с учетом особенностей как самого института инновационного развития, так и реализуемых при его поддержке инновационных проектов, включая стадию их реализации, уровень готовности технологии, объем и форму финансового обеспечения, уровень рисков и иные особенности.
3) наличие на объекте аудита ориентированной на результат отчетности по мерам государственной поддержки инновационной деятельности;
4) наличие механизмов для оценки потенциальных инвестиций, а также их управления;
5) информационные системы учета инвестиционных фондов, в том числе управляющих компаний инвестиционных фондов, дочерних обществ, "портфельных" компаний, конечных получателей государственной поддержки, или иные информационные системы на предмет наличия в них информации о конечном получателе государственной поддержки и инновационном проекте (завершении этапа реализации инновационного проекта, достижении запланированных результатов инновационного проекта);
6) соблюдение институтом инновационного развития или иным объектом аудита процедур, предусмотренных Положением о проведении экспертиз, осуществлении мониторинга и контроля реализации инновационного проекта, мониторинге и контроле целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационного проекта, и особенностями осуществления государственной поддержки инновационной деятельности посредством участия государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" в финансовом обеспечении реализации инновационных проектов, обеспечивающих ускоренную разработку и внедрение перспективных технологий, в рамках программы "Инвестиции в технологических лидеров", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 2204, в случае выявления факта нарушения инвестиционным фондом, дочерним обществом, "портфельной" компанией или конечным получателем государственной поддержки целей использования средств государственной поддержки, указания недостоверных сведений в отчетности по инновационному проекту и представленных документах.
6.3.5. При аудите процессов управления рисками при реализации (участии в реализации) институтом инновационного развития инновационных проектов проверяются, анализируются и оцениваются:
1) наличие методики оценки рисков реализации инновационных проектов, утвержденной уполномоченным органом института инновационного развития, ее соответствие Федеральному закону N 127-ФЗ и Правилам определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 2204;
2) процедуры управления рисками и их соответствие методике оценки рисков реализации инновационного проекта;
3) перечень рисков, оцениваемых институтом инновационного развития при принятии решения о реализации инновационного проекта за счет средств государственной поддержки (устанавливается локальным нормативным актом института инновационного развития);
4) наличие мероприятий института инновационного развития по управлению рисками, включая меры реагирования на внешние условия реализации инновационных проектов, и их соответствие Правилам определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации N 2204.
При оценке рисков деятельности участников инновационного процесса рекомендуется учитывать наработанную объектом аудита практику по управлению рисками в соответствии с Правилами определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими при реализации инновационного проекта с использованием средств государственной поддержки, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N 2204.
6.3.6. При проведении аудита инноваций рекомендуется обратить внимание на следующие проблемные аспекты инновационной деятельности, которые связаны с рыночными, технологическими рисками и внешними условиями реализации инновационных проектов:
потенциал привлечения соинвесторов;
наличие у ключевых разработчиков необходимого научного потенциала, опыта в индустрии, предпринимательского потенциала, укомплектованность команды проекта;
влияние научно-технической новизны инновационного проекта на его коммерциализацию;
востребованность продукта, технологии на рынке;
конкурентные преимущества продукта, технологии перед мировыми аналогами к моменту выхода на рынок;
целевой сегмент рынка для продукта, его объем и уровень барьеров для проникновения на целевой рынок в будущем;
внедрение и вывод продукта на рынок;
возможность создания бизнес-модели на основе продукта, технологии;
сроки ожидаемой коммерциализации бизнес-модели на основе предлагаемого продукта, технологии;
достижение цели инновационного проекта и заявленных технических характеристик;
уровень защиты интеллектуальной собственности на российском и международном рынке (патентный портфель и возможность копирования технологии третьими лицами);
осуществление в течение длительного времени (например, в течение года) исследовательской деятельности по единственному инновационному проекту (либо по всем проектам) с существенными отклонениями от описания проекта или неосуществление участником проекта исследовательской деятельности.
6.4. Особенности аудита инноваций с применением "портфельного" подхода.
6.4.1. В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств государственной поддержки в виде инвестиционных финансовых вложений и завершенных по состоянию на период проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, необходимо оценить интегрально достигнутые показатели возвратности инвестиций с учетом дополнительных экономических, финансовых, социально-экономических, научно-технических результатов от реализации таких инновационных проектов.
В состав инновационных проектов, поддерживаемых объектом аудита в виде инвестиционных финансовых вложений, могут входить проекты, реализация которых продолжается по состоянию на период проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту эффективности инноваций (незавершенные проекты).
В отношении таких проектов необходимо интегрально оценить плановые и промежуточные показатели возвратности инвестиций, дополнительные экономические, финансовые, социально-экономические, научно-технические результаты реализации таких проектов и обоснованность осуществленного институтом инновационного развития или иным объектом аудита планирования, а также прогнозируемую и фактическую динамику достижения целевых результатов реализации указанных проектов.
В качестве основного показателя использования инвестиций, совершенных в форме участия в капитале, рекомендуется использовать ориентир целевого уровня доходности по портфелю проектов как ключевой показатель оценки государственной поддержки инновационной деятельности, определенный институтом инновационного развития или иным объектом аудита на основе опыта использования институтом инновационного развития или иным объектом аудита в ходе осуществления им инновационной деятельности (поддержки инновационной деятельности) общепринятых, в том числе в сфере венчурных и (или) прямых инвестиций, не противоречащих законодательству Российской Федерации практик, обычаев, стандартов и рекомендаций международных организаций, объединяющих национальные органы регулирования и (или) национальных участников рынков прямых и венчурных инвестиций, методики оценки рисков реализации инновационного проекта, утвержденной институтом инновационного развития в соответствии с абзацем третьим пункта 4 статьи 16.4 Федерального закона N 127-ФЗ.
6.4.2. В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств государственной поддержки, полученных институтом инновационного развития или иным объектом аудита средств из бюджета в виде взноса в уставный капитал или бюджетных инвестиций, от дальнейшего финансирования которых институт инновационного развития или иной объект аудита отказался, а также в отношении досрочно прекращенных инновационных проектов необходимо:
оценить интегрально достигнутые показатели возвратности инвестиций, экономические, финансовые, социально-экономические, научно-технические результаты указанных проектов;
оценить обоснованность отказа от дальнейшего финансирования таких проектов, обоснованность досрочного прекращения инновационных проектов;
оценить соблюдение коэффициента соотношения риска и прибыли, порядок расчета которого определяется нормативными документами института инновационного развития или иного объекта аудита.
6.4.3. К предмету аудита инноваций с применением "портфельного" подхода может относиться портфель инновационных проектов, поддерживаемых объектом аудита в виде неинвестиционных финансовых вложений.
В отношении инновационных проектов, реализованных за счет средств неинвестиционных финансовых вложений, необходимо оценить интегрально по завершенным по состоянию на период проведения аудита проектов достижение положительных социально-экономических и научно-технических результатов.
В состав указанного портфеля могут входить в том числе проекты, реализация которых продолжается по состоянию на период проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.
В отношении таких проектов рекомендуется проанализировать интегрально промежуточные и плановые социально-экономические или научно-технические результаты реализации указанных проектов, а также прогнозируемую и фактическую динамику достижения целевых результатов реализации указанных проектов.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875