Аудит эффективности инноваций направлен на:
проведение оценки эффективности использования федеральных и иных ресурсов, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности;
формулирование выводов об эффективности (результативности и (или) экономности) использования федеральных и иных ресурсов, направленных на государственную поддержку инновационной деятельности, и иных выводов;
выявление причин неэффективного (нерезультативного и (или) неэкономного) использования федеральных и иных ресурсов, условий их возникновения, возможностей для повышения эффективности (результативности и (или) экономности) использования федеральных и иных ресурсов на государственную поддержку инновационной деятельности;
подготовку и направление в адрес объектов аудита и иных заинтересованных органов и организаций требований, предложений (рекомендаций) по повышению эффективности (результативности и (или) экономности) использования федеральных и иных ресурсов на государственную поддержку инновационной деятельности, совершенствованию организации и процессов использования федеральных и иных ресурсов на государственную поддержку инновационной деятельности;
информирование о результатах аудита эффективности объектов аудита и иных заинтересованных органов и организаций.
Требования и рекомендации к определению и формулированию целей аудита эффективности определены пунктами 3.2.1 - 3.2.3 СГА 104 и пунктами 4.1 - 4.3 Методических рекомендаций по применению аудита эффективности.
При проведении аудита эффективности инноваций необходимо иметь в виду возможность определения (идентификации) непосредственных, конечных результатов и (или) итоговых эффектов, федеральных и иных ресурсов, направленных на инновационную деятельность.
Аудит инноваций рекомендуется осуществлять с учетом анализа (оценки, проверки и т.п.) эффективности совокупности инвестиционных и совокупности неинвестиционных финансовых вложений в инновационные проекты по "портфелю" проектов.
Ниже приведены примеры формулировок целей аудита эффективности инноваций.
1. Оценить эффективность деятельности объектов аудита, например:
института инновационного развития или прочего получателя средств из бюджета;
деятельности инвестиционного фонда или "портфельной" компании, созданной с участием института инновационного развития или прочего получателя средств из бюджета;
юридического лица, являющегося оператором мер государственной поддержки;
центров компетенций или инфраструктурных центров "Национальной технологической инициативы" и так далее.
2. Оценить эффективность отдельных мер (мероприятий) в рамках государственной поддержки инновационной деятельности, например:
реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы;
реализации программ, направленных на поддержку компаний, завершивших стадию НИОКР.
3. Оценить эффективность реализации отдельных федеральных проектов в рамках государственных программ Российской Федерации, связанных с инновационным развитием, например:
федеральных проектов "Взлет - от стартапа до IPO", "Платформа университетского технологического предпринимательства", финансируемых в рамках государственных программ Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" и "Научно-технологическое развитие Российской Федерации".
4. Оценить эффективность использования ресурсов, направленных на финансирование отдельных направлений деятельности института инновационного развития или прочего получателя средств, например, на:
реализацию проектов в целях выполнения планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы;
государственную поддержку центров компетенций Национальной технологической инициативы;
финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы.
По каждой цели аудита эффективности инноваций определяются вопросы аудита эффективности, по каждому вопросу разрабатываются критерии аудита эффективности.
Основные положения, на которые следует обращать внимание при формулировании вопросов, определены в пунктах 3.2.4 - 3.2.5 СГА 104, 4.5 - 4.9 Методических рекомендаций по применению аудита эффективности.
Ниже приведены примеры формулировок вопросов аудита эффективности инноваций.
1. Оценить достижение запланированных результатов реализации отдельных мер национальных проектов в рамках государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Оценить степень достижения институтом инновационного развития или прочим получателем средств из бюджета целей и задач предоставления государственной поддержки, поставленных перед институтом инновационного развития на момент осуществления такой поддержки.
3. Оценить степень достижения целевых индикаторов и показателей деятельности объектов аудита, запланированных к реализации за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности.
4. Оценить достижение социально-экономических и научно-технических результатов инновационной деятельности объекта аудита.
5. Оценить использование ресурсов при реализации отдельных мер национальных проектов в рамках государственной поддержки инновационной деятельности.
6. Оценить достаточность ресурсов для достижения запланированных результатов реализации отдельных мероприятий государственных программ Российской Федерации в рамках государственной поддержки инновационной деятельности.
7. Оценить расходы на административно-управленческий персонал института инновационного развития за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности и возможность их оптимизации.
8. Оценить расходы на управление и вознаграждение управляющих компаний института инновационного развития.
9. Оценить степень загрузки (использования) созданных объектов инновационной инфраструктуры за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности.
10. Оценить затраты из внебюджетных источников на проведение или расширение проводимых фундаментальных и прикладных научных исследований на территории Российской Федерации за счет средств государственной поддержки, развитие и разработку инновационных технологий в ходе научно-технической деятельности, финансирования производства, масштабирования или коммерциализации новых товаров (услуг).
11. Оценить результативность проводимых за счет средств государственной поддержки фундаментальных и (или) прикладных научных исследований на территории Российской Федерации.
12. Оценить степень вовлеченности достигнутых результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот, в том числе увеличение доходов от реализации или коммерциализации таких результатов по мере их появления.
13. Оценить объем выручки от инновационной деятельности за счет средств государственной поддержки.
14. Оценить достижение целевых показателей доходности инвестиций объекта аудита.
15. Оценить использование средств федерального бюджета, направленных на поддержку научно-технологических (инновационных) проектов через кредитные организации и институты развития.
16. Оценить достижение непосредственных результатов мер, направленных на поддержку научно-технологических (инновационных) проектов через кредитные организации и институты развития.
17. Оценить достижение конечных результатов поддержки научно-технологических (инновационных) проектов.
18. Оценить налоговые поступления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от компаний, реализующих указанные проекты.
4.4. Примеры недопустимой практики формулирования целей и вопросов при проведении аудита инноваций представлены в следующей таблице.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875