Приложение N 2

к Методическим рекомендациям

по проведению аудита государственной

поддержки инновационной деятельности

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПОРЯДОК
ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И В ХОДЕ ПРОВЕДЕНИЯ
КОНТРОЛЬНОГО (ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО) МЕРОПРИЯТИЯ
ПО АУДИТУ ИННОВАЦИЙ

Контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие в рамках аудита инноваций включает три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

1. На подготовительном этапе контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в рамках аудита инноваций осуществляется:

изучение законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере инновационного и научно-технологического развития;

сбор общих данных о предмете и объектах аудита (контроля) (далее - объект аудита);

изучение информации о предмете и объекте аудита, анализ специфики деятельности объекта аудита в области инноваций;

подготовка и утверждение программы проведения и подготовка рабочего плана контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций.

1.1. При подготовке к проведению контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций необходимо изучить и в дальнейшем использовать положения следующих основных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы инноваций:

Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ);

Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";

Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе";

постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. N 738 "Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами ("золотой акции")";

постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";

постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2020 г. N 2204 "О некоторых вопросах реализации государственной поддержки инновационной деятельности, в том числе путем венчурного и (или) прямого финансирования инновационных проектов, и признании утратившими силу акта Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации";

методические рекомендации по формированию и применению ключевых показателей эффективности деятельности акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Российской Федерации, и отдельных некоммерческих организаций в целях определения размера вознаграждения их руководящего состава, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. N 3579-р;

распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2021 г. N 241-р об утверждении перечня федеральных институтов инновационного развития;

приказ Росстата от 15 декабря 2017 г. N 832 "Об утверждении Методики расчета показателей "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом внутреннем продукте" и "Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте субъекта Российской Федерации";

приказ Минэкономразвития России от 18 января 2022 г. N 17 "Об организации в Минэкономразвития России работы по формированию и ведению реестра конечных получателей государственной поддержки",

а также:

нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, устанавливающие в отношении института инновационного развития или иного объекта аудита цели, целевые индикаторы, показатели или задачи предоставления государственной поддержки;

правила предоставления соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, принятые в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и устанавливающие цели, задачи предоставления государственной поддержки.

Кроме того, рекомендуется учитывать следующие национальные стандарты Российской Федерации и иные документы:

ГОСТ Р 15.301-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство;

ГОСТ Р 58048-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Трансфер технологии. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий;

ГОСТ Р ИСО 31000-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Менеджмент риска. Принципы и руководство.

1.2. Сбор общей информации о предмете и объекте аудита рекомендуется осуществлять путем:

направления соответствующих запросов объектам аудита и иным органам, организациям, располагающим информацией о деятельности объекта аудита (примерные шаблоны запросов приведены в приложениях N 3, N 3.1, N 3.2, N 3.3 к Методическим рекомендациям);

направления запросов (письменных обращений) в структурные подразделения аппарата Счетной палаты, ранее проводившие контрольные или экспертно-аналитические мероприятия в отношении данного объекта аудита;

обращения к Единому порталу бюджетной системы Российской Федерации, в том числе к:

информации о договорах (соглашениях) о предоставлении средств из федерального бюджета и отчетов об их исполнении;

информации о государственных заданиях на оказание государственных услуг (выполнение работ) и отчетов об их исполнении;

обращения к государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет", в том числе к данным:

подсистемы бюджетного планирования, включая данные реестров расходных расписаний и обоснований бюджетных ассигнований, в части средств, запланированных на государственную поддержку инновационной деятельности;

подсистем управления национальными проектами и управления государственными программами Российской Федерации, содержащими мероприятия и результаты по государственной поддержке инновационной деятельности;

подсистемы учета и отчетности;

другим подсистемам, касающихся использования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках мер государственной поддержки инновационной деятельности;

обращения к информационной системы "СПАРК-Маркетинг" для целей анализа финансово-экономических показателей юридических лиц;

обращения к данным государственной информационной системы промышленности;

обращения к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, Организации экономического сотрудничества и развития; Всемирного банка; Всемирной организации по интеллектуальной собственности; Института статистики ЮНЕСКО;

обращения к библиографическим и реферативным базам данных рецензируемой научной литературы Web of Science и Scopus;

обращения к статистической информации об охранных документах и об использовании интеллектуальной собственности, сбор которых осуществляется Роспатентом;

обращения к открытым реестрам объектов интеллектуальной собственности, ведение которых осуществляется Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральный институт промышленной собственности";

обращения к данным реестра конечных получателей государственной поддержки, формирование и ведение которого осуществляется в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 18 января 2022 г. N 17 (по запросу);

обращения к данным единой государственной информационной системы учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, которая создана и ведется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";

обращения к иным информационным ресурсам в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе официальным сайтам государственных органов и иных организаций, располагающих информацией о деятельности объекта аудита в области инноваций;

обращения к информационно-аналитической системе удаленного проведения внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палаты Российской Федерации;

обращения к прочим статистическим, информационным данным и иным источникам.

1.3. Выбор объекта аудита зависит от уровня бюджетных полномочий, связанных с предоставлением средств государственной поддержки (главные распорядители, распорядители, получатели средств федерального бюджета, получатели средств из федерального бюджета, конечные получатели государственной поддержки), формы предоставления средств государственной поддержки (управляющие компании инвестиционных фондов, "портфельные" компании), полномочий федеральные органы исполнительной власти по координации инновационной деятельности (ответственные за координацию деятельности института инновационного развития или прочего получателя средств из федерального бюджета, а также отраслевой направленности инновационной деятельности).

Примерный перечень объектов аудита предусмотрен пунктом 1.6 Методических рекомендаций.

В ходе изучения специфики предмета и объекта аудита:

определяются источники финансирования инновационной деятельности и результаты государственной поддержки инновационной деятельности;

уточняются цели <5>, формулируются вопросы контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, критерии аудита;

--------------------------------

<5> В соответствии со стандартом организации деятельности Счетной палаты Российской Федерации СОД 6 "Планирование работы Счетной палаты Российской Федерации" формулирование целей мероприятия осуществляется на этапе подготовки предложений в план работы Счетной палаты на очередной год.

составляется матрица дизайна контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

При необходимости в ходе изучения специфики предмета и объекта аудита рекомендуется провести серию интервью и (или) фокус-группы с экспертами в сфере инновационного и научно-технологического развития, включая заинтересованных представителей академического сообщества, управляющих фондами венчурных и прямых инвестиций, в целях выявления проблемных областей.

Результаты изучения специфики предмета и объекта аудита фиксируются в рабочей документации и должны содержать соответствующие информационные, аналитические, графические и иные материалы и документы, послужившие обоснованием для выбранных целей аудита инноваций, формулирования вопросов контрольного или экспертно-аналитического мероприятий, методов их проведения и методов сбора фактических данных и информации.

1.4. По результатам предварительного изучения деятельности объекта аудита подготавливается проект программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций.

При разработке программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций следует руководствоваться положениями СГА 101 или СГА 102, соответственно.

После утверждения программы проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций осуществляется подготовка рабочего плана проведения мероприятия.

При подготовке рабочего плана проведения мероприятия следует руководствоваться положениями СГА 101 и СГА 102.

2. Основной этап контрольного и экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций включает в себя:

сбор и анализ фактических данных и информации в целях формирования аудиторских доказательств;

сравнение обнаруженных фактов с разработанными критериями аудита соответствия и аудита эффективности и с действующими нормами бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения в части предоставления и использования средств государственной поддержки инновационной деятельности (на основе процедур, установленных Методическими рекомендациями). Выявление различий, подтвержденных аудиторскими доказательствами;

оформление акта (актов) или заключения.

Примерный перечень целей, вопросов и критериев по аудиту инноваций изложен в разделах 4 и 5 Методических рекомендаций, а также в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.

Особенности проведения отдельных аудиторских процедур и применение методов при аудите инноваций изложены в разделе 6 Методических рекомендаций.

Для проведения аудиторских процедур на основном этапе используется проверка, анализ и оценка документов, указанных в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.

Требования к составлению рабочей документации при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в случае проведения аудита инноваций с применением аудита эффективности установлены соответствующими методическими документами Счетной палаты.

В состав портфеля института инновационного развития входит, как правило, значительное количество инновационных проектов с высоким уровнем риска.

Следовательно, при проведении финансового аудита на всех этапах контрольного мероприятия, в том числе при проведении документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, связанных с инновационной деятельностью, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита, проверок соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения рекомендуется применять риск-ориентированный подход с применением процедур, установленных Методическими указаниями по оценке существенности и рисков в ходе контрольных мероприятий, осуществляемых в виде финансового аудита <6>.

--------------------------------

<6> Утверждены Коллегией Счетной палаты (протокол от 12 апреля 2021 г. N 23К (1466).

С учетом того что инновационные проекты характеризуются высоким допустимым уровнем риска, возможностью недостижения запланированного результата, значение для расчета уровня существенности рекомендуется устанавливать на уровне 3%, если не установлены негативные факторы, влияющие на классификацию уровня риска.

3. На заключительном этапе мероприятия обобщаются полученные результаты, готовятся выводы и предложения (рекомендации), направленные на их устранение, составляется отчет о результатах контрольного и экспертно-аналитического мероприятия.

3.1. Результаты мероприятий по аудиту инноваций должны содержать:

изложение в обобщенном виде фактов нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения аудита инноваций;

анализ проблем планирования и использования бюджетных средств и средств внебюджетных источников, возврат которых обеспечен государственными гарантиями Российской Федерации, ведения бухгалтерской (бюджетной) отчетности, организации проведения экспертиз, мониторинга и контроля реализации инновационных проектов, мониторинга и контроля целевого расходования средств государственной поддержки, направленных на финансовое обеспечение инновационных проектов, организации оценки рисков реализации инновационных проектов;

рекомендации (в случае их наличия) по решению проблем в указанных сферах.

3.2. Подготовка предложений (рекомендаций) является завершающей процедурой формирования результатов аудита инноваций, осуществляется в случае, если в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлены недостатки и нарушения, в том числе в рамках реализации мероприятий по государственной поддержке инновационной деятельности.

Подготовленные предложения (рекомендации) включаются в отчет о результатах контрольного (экспертно-аналитического) мероприятия.

3.3. При подготовке предложений (рекомендаций) необходимо:

руководствоваться поставленными целями контрольного или экспертно-аналитического мероприятия по аудиту инноваций, а также основываться на заключениях и выводах, сделанных по результатам мероприятия;

обосновать необходимость проведения комплекса мероприятий для устранения выявленных недостатков и нарушений, которые позволят повысить эффективность деятельности объекта аудита в сфере государственной поддержки инновационной деятельности;

учитывать опыт использования объектом аудита в ходе осуществления им инновационной деятельности (поддержки инновационной деятельности) общепринятых и не противоречащих законодательству Российской Федерации практик, обычаев, стандартов и рекомендаций международных организаций, объединяющих национальные органы регулирования и (или) национальных участников рынков прямых и венчурных инвестиций, включая:

практику определения размера вознаграждения за управление инвестициями исходя из стоимости предполагаемого имущества в управлении;

практику диверсификации объектом аудита рисков недостижения результата при реализации инновационных проектов;

практику применения объектом аудита в своей деятельности требований к условиям и порядку совершения сделок, условиям и порядку прекращения (исполнения, расторжения) сделок;

практику поэтапного финансирования инновационных проектов и так далее.

Предложения (рекомендации) должны быть конкретными по отношению к проверяемой информационной системе или проекту, а также к деятельности объекта аудита при реализации мероприятий по информатизации, аргументированными, с представлением результатов анализа информационной системы или проекта и обоснованными по выбранным критериям и показателям.