См. Публичную декларацию целей и задач Минфина России на 2025 год.

Текущее положение и перспективное решение

ТЕКУЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ПЕРСПЕКТИВНОЕ РЕШЕНИЕ:

В 2023 году экономическая и бюджетная политика в первую очередь были ориентированы на содействие структурной трансформации экономики (в том числе перестройке хозяйственных связей) с минимальными потерями для потенциала развития и сохранением рабочих мест.

Приверженность институтам ответственной экономической политики способствовала сохранению финансовой стабильности, а экспансивная направленность бюджетной политики в переходный период 2022 - 2024 годов содействовала смягчению влияния структурной трансформации на потенциал экономики.

Размер бюджетного импульса в 2023 году соответствовал 4,1% годового ВВП, а акцент финансирования на программах содействия перестройки хозяйственных связей, поддержки базовых отраслей промышленности, МСП и наиболее уязвимых категорий граждан наряду с их своевременностью повысил его эффективность.

Как результат экономическая и финансовая системы проявили высокую адаптивность при сохранении устойчивости. Короткий период сокращения выпуска сменился динамичным ростом экономики при увеличении рабочих мест и ускорении инвестиций.

В 2024 году экспансивная направленность бюджетной политики сохранится при запланированном сокращении размера бюджетного импульса.

В соответствии с поручениями по реализации Послания Президента Федеральному Собранию в 2024 году будет сформирован перспективный финансовый план на 2025 - 2030 годы, параметризация доходной базы и расходных обязательств которого должны с 2025 года обеспечить первичный структурный баланс в соответствии с параметрами бюджетного правила. Это будет содействовать устойчивости бюджетной системы и укрепит макроэкономическую и финансовую стабильность Российской Федерации.

В 2024 году будут приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на справедливое распределение налоговой нагрузки и содействие реализации национальных целей развития. Новые условия будут зафиксированы на долгосрочный период в целях обеспечения стабильности и предсказуемости условий хозяйствования.

Приоритетное направление дополнительных бюджетных ресурсов, а также ориентация действующих государственных программ на национальные цели развития будут содействовать в том числе укреплению технологического суверенитета и конкурентоспособности экономики, повышению доступности и улучшению качества образования и здравоохранения, созданию современной комфортной инфраструктуры и, как результат, повышению качества жизни граждан.

Планируется дальнейшее развитие системы управления и профилактики бюджетными рисками, включающее как совершенствование методологического аппарата с учетом оценки вероятности их наступления, так и расширение периметра анализируемых рисков (ГЧП, субсидирование процентной ставки, тарифное регулирование и др.).