III. Аэропортовые сборы

32. Сбор за взлет-посадку устанавливается за обеспечение посадки и вылета воздушного судна на аэродроме, включая:

1) предоставление взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек, перронов и площадок специального назначения (летного поля);

2) светотехническое обеспечение полетов воздушных судов;

3) аварийно-спасательное обеспечение <27> полетов воздушных судов на аэродроме и в районе аэродрома <28>;

--------------------------------

<27> Статья 69 Воздушного кодекса Российской Федерации.

<28> Пункт 4 Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2020 г. N 517 (зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2020 г., регистрационный N 62008) (далее - приказ N 517). В соответствии с пунктом 2 приказа N 517 данный акт действует до 1 января 2027 г.

4) мероприятия по борьбе с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах <29>;

--------------------------------

<29> Пункт 4 Федеральных авиационных правил "Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2023 г. N 331 (зарегистрирован Минюстом России 1 ноября 2023 г., регистрационный N 75806) (далее - приказ N 331). В соответствии с пунктом 2 приказа N 331 данный акт действует до 1 сентября 2030 г.

5) управление движением воздушных судов на перроне (при наличии специализированного подразделения аэропортового комплекса);

6) предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме в течение:

трех часов после посадки - для пассажирских сертифицированных типов воздушных судов;

шести часов - для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и (или) выгрузке) в аэропорту посадки;

трех часов - для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке;

7) организация предоставления экипажам воздушных судов аэронавигационной и метеорологической информации при подготовке к полету, включая:

предоставление экипажу воздушного судна аэронавигационной информации по аэродромам вылета, аэродромам назначения, запасным аэродромам и районам полетной информации (районам ОВД), через которые пролегает маршрут полета;

прием у экипажа воздушного судна или представителя эксплуатанта плана полета и его передачу по каналам связи органу единой системы организации воздушного движения Российской Федерации;

рассылку стандартных сообщений, касающихся обслуживания воздушного движения и осуществления другой деятельности по использованию воздушного пространства <30>;

--------------------------------

<30> Пункт 30 Табеля.

согласование оперативных вопросов, связанных с организацией и выполнением рейса, включая перенос времени вылета, задержки рейсов, и передачу указанной информации службам аэропорта.

33. Сбор за взлет-посадку устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна.

34. Плата за взлет-посадку определяется произведением установленного сбора за взлет-посадку, максимальной взлетной массы воздушного судна и следующего коэффициента, применяемого по следующим группам воздушных судов:

1) воздушные суда до 5 тонн 700 килограмм включительно - 0,25;

2) воздушные суда свыше 5 тонн 700 килограмм до 12 тонн включительно - 0,5;

3) самолеты свыше 12 тонн - 1,0;

4) вертолеты свыше 12 тонн - 0,5.

35. При взимании платы, рассчитанной на основе сбора за взлет-посадку, взлет и посадка одного воздушного судна эквивалентны одной услуге.

36. Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается за обеспечение защиты находящихся в аэропорту воздушных судов от актов незаконного вмешательства силами обеспечения транспортной безопасности, в том числе подразделениями транспортной безопасности, осуществляющими защиту такого аэропорта, при осуществлении технологического взаимодействия воздушного судна с аэропортом (аэродромом) в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающими уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 <31> (далее - Требования N 1605), и требованиями по обеспечению транспортной безопасности, учитывающими уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 <32>, включая:

--------------------------------

<31> В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1605 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта" данный акт действует в течение 6 лет со дня его вступления в силу.

<32> В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2022 г. N 731 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств воздушного транспорта, и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 5 октября 2020 г. N 1604" данный акт действует до 1 сентября 2028 г.

1) проведение досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра проходящих (перемещаемых) в зону транспортной безопасности физических лиц, транспортных средств, груза, почтовых отправлений, багажа, ручной клади и личных вещей, иных материальных объектов, а также животных, находящихся у физических лиц, и иных материально-технических объектов (далее - объекты досмотра), наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, установленными в соответствии с частью 13 статьи 12.2 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности";

2) проведение досмотра воздушного судна перед его подачей под посадку пассажиров, физических лиц, не являющихся пассажирами, и перед проведением погрузочных операций;

3) недопущение проникновения физических лиц на воздушное судно вне установленных (обозначенных) мест на границах зоны транспортной безопасности воздушного судна, в которых осуществляется перемещение на воздушное судно объектов досмотра;

4) выполнение задач по реагированию на подготовку совершения или на совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и воздушного судна силами специально оснащенных мобильных групп быстрого реагирования, круглосуточно выполняющих задачи по такому реагированию;

5) обеспечение в случаях, когда установленный уровень безопасности в аэропорту ниже установленного уровня безопасности на воздушном судне, с которым аэропорт осуществляет технологическое взаимодействие, выполнения положений Требований N 1605, соответствующих уровню безопасности, установленному на воздушном судне, а также реализация дополнительных мер обеспечения транспортной безопасности в части проведения в аэропорту досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования;

6) осуществление пропускного и внутриобъектового режима на объекте транспортной инфраструктуры, выдачу пропусков;

7) информирование командира воздушного судна и всех членов экипажа о местонахождении каждого кресла, занимаемого вооруженным лицом на борту воздушного судна;

8) сопровождение лиц, обладающих разовыми пропусками, работниками сил обеспечения транспортной безопасности аэропорта по заявкам перевозчика.

В основу сбора за обеспечение транспортной безопасности не включается стоимость пропусков, выдаваемых организациям и физическим лицам, не являющимся лицами, оплачивающими данный сбор.

37. Сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается для пассажирских и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна или на каждого убывающего пассажира и на 1 килограмм обработанного груза, почты.

Для грузовых сертифицированных типов воздушных судов сбор за обеспечение транспортной безопасности устанавливается на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна или на 1 килограмм обработанного груза, почты.

38. При взимании сбора за обеспечение транспортной безопасности, установленного на 1 тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, плата за обеспечение транспортной безопасности определяется произведением установленного сбора за обеспечение транспортной безопасности, максимальной взлетной массы воздушного судна и следующего коэффициента, применяемого по следующим группам воздушных судов:

1) воздушные суда до 5 тонн 700 килограмм включительно - 0,25;

2) воздушные суда свыше 5 тонн 700 килограмм до 12 тонн включительно - 0,5;

3) самолеты свыше 12 тонн - 1,0;

4) вертолеты свыше 12 тонн - 0,5.

39. При взимании сбора за обеспечение транспортной безопасности, установленного на каждого убывающего пассажира, 1 килограмм груза, почты, плата за обеспечение транспортной безопасности определяется на основе установленного сбора за обеспечение транспортной безопасности и данных сводной загрузочной ведомости <33>.

--------------------------------

<33> Пункт 5.68 ФАП N 128.

40. Сбор за стоянку устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну на аэродроме более трех часов после посадки для пассажирских и шести часов для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при наличии грузов (почты), подлежащих обработке (погрузке и (или) выгрузке) в аэропорту посадки.

Для грузовых и грузопассажирских сертифицированных типов воздушных судов при отсутствии грузов (почты), подлежащих обработке, сбор устанавливается за предоставление места стоянки воздушному судну более трех часов.

41. Сбор за стоянку взимается в случаях, когда условия стоянки воздушного судна на аэродроме не определены договором об оказании услуг между организацией гражданской авиации и потребителем.

42. Сбор за стоянку устанавливается на один час стоянки воздушного судна в процентах от сбора за взлет-посадку.

43. Плата за стоянку определяется на основе установленного сбора за стоянку и времени стоянки воздушного судна.

При расчете указанной в абзаце первом настоящего пункта платы:

а) время стоянки воздушного судна определяется как разность между временем посадки и вылета воздушного судна, уменьшенная на 15 минут и на время предоставления места стоянки воздушному судну, указанное в пункте 32 настоящего Порядка;

б) время стоянки воздушного судна округляется до целого в часах в следующем порядке:

до 30 минут - округляется в меньшую сторону (до нуля);

30 минут и более - округляется в большую сторону (до одного часа).

44. Плата за стоянку не взимается за время задержки вылета (стоянки) воздушного судна из аэропорта (на аэродроме) в следующих случаях:

1) при задержке вылетов по метеоусловиям в аэропорту вылета или по маршруту полета до пункта следующей посадки (включая пункт следующей посадки);

2) по вине организации гражданской авиации, взимающей плату за стоянку;

3) в случае вынужденной посадки воздушных судов по причине неисправности воздушного судна в полете или неисправности воздушного судна в аэропорту посадки и классификации авиационного события как авиационное происшествие или авиационный инцидент <34>, - за время выполнения необходимого объема работ по устранению дефектов для выпуска исправного воздушного судна, но не более 72 часов с момента посадки воздушного судна;

--------------------------------

<34> Статья 95 Воздушного кодекса Российской Федерации.

4) при задержке вылетов из-за чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации;

5) при стоянке воздушного судна на аэродроме в аэропорту вылета, а также на запасном аэродроме в случае подачи сигнала "Ковер" <35>.

--------------------------------

<35> Пункт 176 Правил N 138.

45. Сбор за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливается за обслуживание в зоне и зданиях аэровокзала (терминала) убывающих, прибывающих и транзитных пассажиров и их багажа, за исключением услуг (работ), предоставляемых в соответствии с пунктом 49 настоящего Порядка, включая:

1) предоставление привокзальной площади;

2) предоставление вестибюля, справочно-информационной зоны, помещений и зон ожидания;

3) предоставление помещений обязательного дополнительного обслуживания пассажиров (комнаты матери и ребенка, медицинского пункта, туалета и других помещений, за пользование которыми отдельная плата не взимается);

4) предоставление пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности кресел-колясок, специальных подъемных устройств, технических и транспортных средств до завершения размещения на борту воздушного судна и с момента постановки воздушного судна на место стоянки, а также их обслуживание в соответствии с требованиями Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 24 <36>;

--------------------------------

<36> Зарегистрирован Минюстом России 22 марта 2016 г., регистрационный N 41488.

5) информационное обеспечение пассажиров;

6) обеспечение государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 11 Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 872 (далее - Правила N 872), включая обеспечение пограничного контроля, таможенного контроля (при международных перевозках);

7) предоставление перехода или тоннеля (при осуществлении сообщения между аэровокзалами (терминалами) с использованием таких объектов);

8) предоставление автоматизированных систем обработки багажа.

46. Сбор за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливается за обслуживание 1 пассажира в возрасте от 12 лет и старше отдельно для внутренних и международных полетов.

47. Плата за предоставление аэровокзала (терминала) определяется на основе количества прибывающих, убывающих и транзитных пассажиров и установленного сбора за предоставление аэровокзала (терминала) в следующем порядке:

1) за пассажиров в возрасте от 12 лет и старше - по установленному сбору;

2) за детей от 2 лет до 12 лет - по установленному сбору, умноженному на коэффициент в размере 0,5;

3) за детей до 2 лет - плата за предоставление аэровокзала (терминала) не взимается.

За обслуживание транзитных пассажиров, следующих далее тем же номером рейса, плата за предоставление аэровокзала (терминала) взимается однократно как за убывающих пассажиров.

48. При наличии в аэропорту двух и более пассажирских аэровокзалов (терминалов) сборы за предоставление аэровокзала (терминала) устанавливаются для каждого аэровокзала (терминала) отдельно.