2. Согласование проекта договора
Согласование проекта договора - один из основных этапов договорной работы в таможенных органах.
В договоре все условия должны быть предельно конкретными. Нельзя оставлять место для двусмысленности, различного понимания условий сторонами. В договоре не может быть мелочей, в нем все важно, и кажущиеся мелочи в будущем могут вылиться в конфликтные ситуации. Некорректный и непродуманный договор неизбежно влечет за собой возникновение проблем как минимум гражданско-правового характера, поэтому гарантией успешного достижения преследуемых таможенным органом как хозяйствующим субъектом целей и задач, а также эффективной защиты его прав и законных интересов является юридически грамотно составленный договор.
В соответствии с п. 1 ст. 8 и ст. ст. 421, 422 ГК РФ содержание договора должно соответствовать закону и иным правовым актам, к которым, в силу ст. 3 ГК РФ, отнесены указы Президента Российской Федерации, а также постановления Правительства Российской Федерации, изданные на основании и во исполнение ГК РФ.
Применительно к предлагаемым к использованию Типовым формам договоров, к подзаконным актам, обязательным для применения при заключении государственных контрактов, относятся, в частности, постановления Правительства Российской Федерации, определяющие порядок и размеры авансирования государственным заказчиком работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
Так, в 2004 году, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год", получатели средств федерального бюджета при заключении подлежащих оплате за счет средств федерального бюджета договоров (контрактов) на поставку товаров, работ, услуг вправе предусматривать авансовые платежи в следующем порядке:
- в размере 100 процентов суммы договора (контракта) - по договорам за услуги связи и подписку на печатные издания, на обучение на курсах повышения квалификации, приобретение авиа- и железнодорожных билетов, билетов для проезда городским и пригородным транспортом, а также путевок на санаторно-курортное лечение;
- в размере 30 процентов суммы договора, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, - по остальным договорам (контрактам).
В соответствии с положениями о правовых подразделениях таможенных органов должностные лица правовых отделов, служб проверяют на соответствие действующему законодательству Российской Федерации, в том числе нормативным правовым актам ГТК России, и международным договорам, участником которых является Российская Федерация, проекты договоров, соглашений, контрактов, нормативных и иных правовых актов, представляемых на подпись (для визирования) руководству таможенных органов, а также визируют их.
В случае противоречия действующему законодательству проектов договоров (контрактов) должностные лица таможенных органов возвращают их на доработку и готовят по ним необходимые заключения и рекомендации об устранении выявленных нарушений. Без визы юрисконсульта договоры и соглашения начальниками таможенных органов на подпись приниматься не должны. При этом юрисконсульт проверяет проект договора на соответствие действующему законодательству Российской Федерации только после того, как проект прошел согласование и завизирован всеми другими заинтересованными службами и должностными лицами таможенного органа. Указанное положение объясняется тем, что специфика заказываемой продукции, технологии производства, оказания услуг должны быть проверены структурным подразделением - разработчиком договора, наличие денежных средств для расчетов с контрагентом по договору, структура и модель цены - соответствующим финансовым подразделением.
Независимо от вида заключаемого договора (контракта) в тексте проекта должны быть отражены следующие элементы:
4) права и обязанности сторон;
5) сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
7) штрафные санкции и возмещение убытков (ответственность сторон);
8) обстоятельства непреодолимой силы;
Договор может включать и другие разделы, такие как технические условия; лицензионные условия; условия испытаний, приемки, требования к технической документации, упаковке, маркировке и т.д. Наличие таких факультативных условий особенно характерно для договоров поставки или подряда.
Заключению договора, как правило, предшествуют предварительные переговоры по нему. Если такие переговоры были зафиксированы в переписке, в предварительном соглашении, протоколе о намерениях либо иным способом, в тексте государственного контракта целесообразно отметить, что указанные выше документы утрачивают свою силу с момента его подписания (см. подпункт 10.1 Типового договора поставки).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875