КонсультантПлюс: примечание.
Федеральный закон от 06.05.1999 N 97-ФЗ утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Настоящие Методические рекомендации (далее - МР) разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ), Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), Федеральным законом от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", Федеральным законом от 13.12.1994 N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1999 N 1160 "О контроле за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд и координации их проведения", Указом Президента Российской Федерации от 08.04.1997 N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и другие.
Разработка МР имела своей целью совершенствование организации договорно-правовой работы в таможенных органах при заключении ими (таможенными органами), как хозяйствующими субъектами, договоров на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В рассматриваемом случае под государственными нуждами понимаются потребности таможенных органов в продукции, работах и услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и необходимые для обеспечения их нормального функционирования.
Заключаемые таможенными органами государственные контракты подчиняются общим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для заключения, изменения и расторжения договоров (контрактов) на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06.05.1999 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" под государственным контрактом понимается договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и победителем конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Данное положение корреспондируется с установленным БК РФ ограничением для бюджетных учреждений на свободу заключения договоров, а именно: согласно БК РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов, под которыми понимаются договоры, заключенные органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (ст. ст. 71, 72 БК РФ).
ГК РФ в свою очередь выделил ряд государственных контрактов в качестве предметов регулирования отдельных параграфов главы 30 ГК РФ. Так, порядок заключения государственного контракта установлен параграфом 4 главы 30 ГК РФ, который регламентирует правоотношения, связанные с тремя видами государственных контрактов: государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд (ст. ст. 525 - 534 ГК РФ), государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд (ст. ст. 763 - 768 ГК РФ) и государственный контракт на выполнение научно-исследовательских работ, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд (ст. 778 ГК РФ).
В целях упрощения и ускорения процесса составления конкретных договоров в таможенных органах ГТК России неоднократно утверждал типовые формы договоров исходя из специфики договоров, заключаемых таможенными органами. Так, помимо таких "укоренившихся" видов договоров, как "подряд", "поставка", Приказ ГТК России от 02.07.2001 N 626 <*> утверждал типовой "договор ответственного хранения", а Приказ ГТК России от 10.11.1994 N 573 <**> содержал также типовые "договор купли-продажи" и "договор на создание (передачу) научно-технической продукции".
--------------------------------
<*> Утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК России от 26.11.2003 N 1337.
<**> Утратил силу в связи с изданием Приказа ГТК России от 02.07.2001 N 626.
Предлагаемые к использованию Типовые формы договоров, утвержденные Приказом ГТК России от 26.11.2003 N 1337, содержат две новые формы: Типовой договор безвозмездного пользования и Типовой договор возмездного оказания услуг специалиста при проведении таможенного контроля.
Включение новых форм обусловлено рядом объективных причин. Так, Типовой договор возмездного оказания услуг специалиста при проведении таможенного контроля отражает современные тенденции в условиях действия нового ТК РФ. П. 5 ст. 377 ТК РФ устанавливает, что в необходимых случаях для проведения изъятия товаров или наложения ареста на них приглашается специалист, а ст. 384 ТК РФ устанавливает основу такого привлечения - договорную.
В соответствии с п. 2 ст. 419 ТК РФ в случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах, принадлежащих владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, по согласованию с их владельцами, а также в помещениях участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, эти организации предоставляют таможенным органам необходимые служебные помещения на основании договора безвозмездного пользования.
Именно безвозмездность отличает данный договор от договора аренды и исключает возможность получения ссудодателем вознаграждения в какой бы то ни было форме. В то же время, согласно пп. 3.2.3 Типовой формы договора безвозмездного пользования, ссудополучатель обязан нести расходы по содержанию имущества, поскольку данное положение напрямую вытекает из статьи 695 ГК РФ.
Использование типовых форм значительно упрощает работу по составлению конкретного договора. Однако следует учитывать, что универсальных типовых форм, способных на 100% обезопасить интересы государственного учреждения, не существует и не может быть создано по объективным причинам, поскольку договор в целом - это акт индивидуальный, и никакая оптимальная типовая форма не сможет заменить грамотного специалиста.
Нередко у должностных лиц таможенных органов возникают вопросы при согласовании условий публичного договора (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
При проверке проекта договора необходимо помнить, что его условия, включая цену товаров, работ и услуг, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей (п. 2 ст. 426 ГК РФ). Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что нередко такие публичные договоры являются договорами присоединения, т.е. их условия определены в формулярах или иных стандартных формах и могут быть приняты таможенным органом не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом (п. 1 ст. 428 ГК РФ).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875