Минтруд России совместно с Минздравом России и Минпросвещения России, при участии секции Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере "Дети и взрослые с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью" во исполнение протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 12 мая 2023 г. N 2 направляет совместные рекомендации по вопросу развития региональных программ и услуг ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет, имеющим нарушения развития или риск их возникновения, и их семьям.
С 2016 по 2020 годы организация оказания ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации осуществлялась с учетом положений Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 1839-р, и плана мероприятий по ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2016 г. N 2723-р.
Это позволило сформировать единые подходы к оказанию в субъектах Российской Федерации медицинской, социальной и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям, а также обеспечить межведомственное и внутриведомственное взаимодействие.
С 2021 года организация оказания ранней помощи детям и их семьям в Российской Федерации осуществляется с учетом положений Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года (далее - Концепция), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2021 г. N 3711-р, и плана ее реализации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2022 года N 2253-р.
Концепцией определено, что ранняя помощь детям и их семьям - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических мероприятий, оказываемых на междисциплинарной основе детям в возрасте от рождения до 3 лет, имеющим нарушения психофизического развития или риск их возникновения безотносительно наличия у них инвалидности, и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей, их социализации и интеграции в общество, а также на повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в целях комплексной профилактики формирования детской инвалидности.
Ранняя помощь детям и их семьям является неотъемлемой составляющей комплексной реабилитации и абилитации, обеспечивающей своевременную качественную мультидисциплинарную поддержку ребенка и его семьи в целях профилактики формирования и утяжеления детской инвалидности.
Для унификации подходов к оказанию в субъектах Российской Федерации ранней помощи детям и их семьям Минтрудом России при участии Минздрава России и Минпросвещения России разработаны рекомендуемые типовые документы по организации предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: порядок организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям и их семьям; порядок направления детей к поставщикам услуг ранней помощи; примерный стандарт предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям; порядок оказания услуг ранней помощи детям и их семьям; методика оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям; а также положение о структурном подразделении (Центре) по оказанию услуг ранней помощи; типовой договор с родителями об оказании услуг ранней помощи; перечень специалистов подразделения ранней помощи; перечень помещений, необходимых для работы подразделения ранней помощи; перечень оборудования, рекомендуемого для работы подразделения ранней помощи.
В рамках примерного стандарта предоставления услуг по ранней помощи детям и их семьям предусмотрены рекомендации по созданию в организациях различной ведомственной принадлежности структурных подразделений, предоставляющих услуги ранней помощи детям и их семьям, а также представлен перечень услуг: содействие развитию функционирования ребенка и семьи в естественных жизненных ситуациях, развитию общения и речи, мобильности, самообслуживания и бытовых навыков, познавательной активности, социальному и эмоциональному взаимодействию ребенка и родителя, становлению психического здоровья и социализации ребенка.
Также Минтрудом России 25 декабря 2018 г. утверждены методические рекомендации по организации услуг ранней помощи детям и их семьям в рамках формирования системы комплексной реабилитации и абилитации (ссылка доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274).
В указанных методических рекомендациях описываются этапы формирования системы ранней помощи детям и их семьям в субъекте Российской Федерации, в том числе: составление программы и плана развития ранней помощи, организация межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ведомств и организаций, обеспечивающих предоставление услуг ранней помощи детям и их семьям, определение порядка выявления детей, потенциально нуждающихся в ранней помощи, их направления на получение услуг ранней помощи, условий и порядка реализации услуг ранней помощи, оценки качества и эффективности предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям.
Одновременно приказом Минтруда России от 10 августа 2020 г. N 493 "О методическом и методологическом федеральном центре по ранней помощи и сопровождению" на базе структурных подразделений ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России создан Методический и методологический федеральный центр по ранней помощи и сопровождению (далее - Методический центр).
Одной из основных функций Методического центра является мониторинг и анализ развития в регионах ранней помощи, подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам ранней помощи, обеспечение взаимодействия с высшими органами исполнительной власти Российской Федерации по вопросам ранней помощи, а также оказание консультативной помощи органам власти субъектов Российской Федерации, организациям, обеспечивающим предоставление услуг ранней помощи, а также проведение обучения специалистов во вопросам ранней помощи детям и их семьям. Ссылка на сайт Методического центра в сети Интернет: https://center-albreht.ru/ru/metodicheskiy_tsentr/.
Для обеспечения создаваемой в рамках Концепции системы ранней помощи профессиональными кадрами ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России во взаимодействии с экспертным сообществом разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для работников организаций, оказывающих услуги ранней помощи детям и их семьям; в ФГБОУ высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет" разработана и реализуется основная образовательная программа высшего образования "Психическое здоровье детей и раннее вмешательство" по уровню магистратуры по направлению подготовки 37.04.01. Психология (шифр ВМ.5898.2022).
Разрабатывать дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации) и образовательные программы высшего образования в области ранней помощи детям и их семьям рекомендуется с учетом указанных выше программ.
В целях обеспечения поэтапного доступа негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, совместно с ФГБУ "Федеральный научно-образовательный центр медико-социальной экспертизы и реабилитации им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России был проведен анализ лучших практик по ранней помощи детям и их семьям в целях тиражирования наиболее успешных из них, применяемых в отдельных регионах на всей территории Российской Федерации.
Данные лучшие практики были доведены до сведения всех субъектов Российской Федерации, а также размещены на официальном сайте Минтруда России и доступны по ссылке: https://mintrud.gov.ru/docs/2470.
В целях дальнейшего развития в субъектах Российской Федерации системы ранней помощи детям и их семьям, повышения качества и доступности услуг ранней помощи Минтрудом России совместно с Минпросвещения России 16 декабря 2022 года утвержден комплексный межведомственный план по совершенствованию ранней помощи детям и их семьям. Указанный план позволяет решить задачи правового и методического обеспечения развития ранней помощи детям и их семьям, развития региональных организационных структур ранней помощи, обеспечения межведомственного взаимодействия, повышения квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих оказание ранней помощи, повышения квалификации руководителей и специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственных им организаций по ранней помощи, развития информационно-просветительской кампании по ранней помощи, а также обеспечения методического сопровождения оказания ранней помощи детям и их семьям.
В настоящее время Минтрудом России разработан проект Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам комплексной реабилитации и абилитации инвалидов (далее - законопроект).
Законопроектом основные изменения предлагается внести в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", уточнив полномочия федеральных органов государственной власти по вопросам комплексного предоставления услуг по реабилитации и абилитации инвалидов, а также полномочия исполнительных органов субъектов Российской Федерации по организации и предоставлению таких услуг в субъектах Российской Федерации.
Основные направления реабилитации и абилитации инвалидов законопроектом уточнены и дополнены новым направлением по ранней помощи детям и их семьям.
Законопроектом ранняя помощь детям и их семьям рассматривается как начало абилитационного процесса, примерные требования к организации ранней помощи предлагается определить Правительством Российской Федерации. Законопроектом также предлагается наделить Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению порядка разработки стандартов, в том числе и по ранней помощи детям и их семьям, а также определению их структуры и содержания. Предполагается, что полномочиями по разработке стандарта услуг по ранней помощи детям и их семьям будут наделены Минтруд России по согласованию с Минпросвещения России. Положение об организации и осуществлению ранней помощи детям и их семьям предлагается утвердить высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с учетом общих требований.
В сфере образования России широко развивается система психолого-педагогической и ранней коррекционной помощи детям и их семьям.
Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) гарантировано получение всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья качественного доступного образования, в том числе предусмотрено оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов.
Чем раньше начинается оказание ребенку, имеющему нарушения развития или риск их возникновения, психолого-педагогической, коррекционной помощи, являющейся неотъемлемой частью образования, тем больше вероятность получения таким ребенком общего, а впоследствии и профессионального образования совместно со сверстниками с минимальным психолого-педагогическим сопровождением.
Пунктом 1 Межведомственного комплексного плана мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ на долгосрочный период (до 2030 года), утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 2 марта 2023 г. N 2300п-П8 (далее - Межведомственный комплексный план), предусмотрена необходимость в 2024 году обеспечить функционирование не менее 6 200 служб ранней коррекционной помощи в субъектах Российской Федерации, разработка проектов и дорожных карт реализации сетевого взаимодействия служб ранней коррекционной помощи и образовательных организациях не менее чем 40 субъектах Российской Федерации, а также разработка проектов и дорожных карт реализации межведомственного взаимодействия при организации ранней помощи детям с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья.
В целях оказания ранней коррекционной помощи, максимально приближенной к месту проживания семьи ребенка, нуждающегося в ней, в Российской Федерации необходимо продолжить развитие сети организаций, оказывающих такую помощь.
К таким организациям в системе образования относятся, например, дошкольные образовательные организации, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, отдельные общеобразовательные организации (коррекционные школы).
Поскольку ранняя коррекционная помощь в системе образования является неотъемлемой частью обучения и воспитания, то при организации ее оказания с учетом особых образовательных потребностей каждого конкретного ребенка целесообразно учитывать следующие нормативные правовые документы:
приказ Минпросвещения России от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", регламентирующий нормативы наполняемости групп различной направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья и штатной численности специалистов психолого-педагогического сопровождения;
приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. N 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", утверждающий федеральную адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для различных категорий воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, начало реализации которой возможно с 2-месячного возраста ребенка;
приказ Минтруда России от 13 марта 2023 г. N 136н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог", устанавливающий требования к компетенциям специалиста, занимающегося коррекционно-развивающим обучением и воспитанием детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, детей группы риска, оказание психолого-педагогической помощи и поддержки участникам образовательных отношений;
приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ".
На федеральном уровне в сфере образования научную, организационную, консультационно-методическую деятельность и обеспечение повышения квалификации по вопросам оказания ранней коррекционной помощи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью, в том числе оказания помощи семьям указанных категорий детей, осуществляет Федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, действующий на базе подведомственного Минпросвещения России учреждения - ФГБНУ "Институт коррекционной педагогики" (далее - Федеральный ресурсный центр, сайт: https://ikp-rao.ru/frc-ovz/).
В целях обеспечения своевременного начала оказания услуг ранней помощи детям и их семьям крайне важным является максимально раннее выявление нарушений развития у ребенка.
Нарушения развития ребенка или риск их возникновения выявляет система здравоохранения.
В системе здравоохранения под "ранней помощью" подразумевается проведение целого комплекса мероприятий, направленных на раннее выявление факторов риска развития заболеваний, патологических состояний, своевременную диагностику заболеваний у детей, в том числе врожденных и наследственных, и оказание детям всех видов медицинской помощи по всем профилям, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и медицинской реабилитации, оказание психологической помощи детям и семьям.
Протокол сообщения диагноза является начальным этапом оказания ранней помощи детям и их семьям, соблюдение которого способствует раннему выявлению семей с детьми, нуждающимися в предоставлении услуг ранней помощи.
Минздравом России разработано и направлено в субъекты Российской Федерации информационно-методическое письмо от 10 ноября 2021 г. N 15-1/И/1-18597 (далее - Информационно-методическое письмо), содержащее рекомендации по сообщению диагноза при подозрении или обнаружении у плода/ребенка инвалидизирующей патологии или риска ее развития (далее - Протокол сообщения диагноза).
- Важной составляющей данного документа является, что лечащий врач при сообщении родителям (законным представителям) ребенка диагноза или подозрении на диагноз также информирует о возможности и порядке получения медицинской, психологической и психотерапевтической помощи, мер государственной социальной поддержки, а также иных мер поддержки семей с детьми, у которых подозревается или выявлена инвалидизирующая патология или риск ее развития, в том числе предоставляемых социально-ориентированными некоммерческими организациями (далее - НКО), включая родительские ассоциации и общественные организации; информацию о возможности и порядке получения психологической и психотерапевтической помощи, о возможности получения услуг ранней помощи (при наличии данной информации, переданной в медицинские организации в рамках межведомственного взаимодействия и из НКО).
Во всех субъектах Российской Федерации проводятся пренатальная диагностика (приказ Минздрава России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология"); аудиологический скрининг (приказ Минздрава России от 15.11.2012 N 921н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "неонатология"); неонатальный скрининг, в том числе с 2023 года проводится расширенный неонатальный скрининг (приказ Минздрава России от 21.04.2022 N 274н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи пациентам с врожденными и (или) наследственными заболеваниями"); профилактические осмотры детей всех возрастных групп, включая ежемесячный осмотр педиатра на 1 году жизни ребенка с проведением консультаций врачей-специалистов, лабораторных и функциональных исследований в возрасте 1 и 12 месяцев жизни ребенка, скрининг на выявление группы риска возникновения или наличия нарушений психического развития (приказ Минздрава России от 10.08.2017 N 514н "О Порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних").
Оказание медицинской помощи гражданам Российской Федерации, в том числе детям раннего возраста, урегулировано основными законодательными актами - Федеральными законами от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", и программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ежегодно утверждаемой постановлением Правительства Российской Федерации.
Кроме того, согласно Федеральному закону N 323-ФЗ медицинская помощь, в том числе детям раннего возраста, организуется и оказывается: в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, с порядками оказания медицинской помощи и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; на основе клинических рекомендаций; с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В целях координации оказания медицинской помощи детям, в том числе детям раннего возраста и детям-инвалидам, в структуру детской поликлиники входит медико-социальное отделение в соответствии с приказом Минздрава России от 7 марта 2018 г. N 92н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детскому населению" (далее - Положение).
К функциям медико-социального отделения относится, в том числе информирование родителей детей раннего возраста, детей-инвалидов о возможности получения медицинских, социальных, психолого-педагогических услуг, консультирование по правовым вопросам, информационное межведомственное взаимодействие с образовательными организациями и учреждениями социальной защиты и организациями, оказывающими услуги ранней помощи, оказание помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, проведение разъяснительной работы с родителями (законными представителями) по вопросам профилактики болезней детского возраста и формирования здорового образа жизни и многое другое.
С целью совершенствования организации медицинской реабилитации детей Минздравом России издан приказ от 23 октября 2019 г. N 878н "Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей" (далее - приказ Минздрава России N 878н), который вступил в силу с 1 января 2021 г.
В приказе Минздрава России N 878н закреплены новые подходы к медицинской реабилитации детей, в том числе детей в возрасте до трех лет, предусмотрены новые должности (врач по медицинской реабилитации, кинезиосепециалист, медицинский логопед и др.) для осуществления медицинской реабилитации, оснащение современным реабилитационным оборудованием медицинских организаций, осуществляющих медицинскую реабилитацию.
В соответствии с приказом Минздрава России N 878н направление на другие виды реабилитации, в том числе в рамках реализации Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации, осуществляет врач-педиатр отделения медико-социальной помощи детской поликлиники (детского поликлинического отделения), к которой прикреплен ребенок, в соответствии с рекомендациями, указанными в выписном эпикризе из медицинской организации, осуществляющей медицинскую реабилитацию детям.
Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 05.01.2021 N 16 создан Фонд поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, "Круг добра" (далее - Фонд), учредителем которого от имени Российской Федерации является Министерство здравоохранения Российской Федерации.
За 2,5 года деятельности Фонда ведется работа во всех регионах Российской Федерации, в том числе во вновь присоединившихся регионах.
Фонд помогает детям с редкими орфанными заболеваниями, в том числе детям раннего возраста.
В Перечень заболеваний, с которыми работает Фонд, на настоящий момент вошли 89 нозологий, включая 14 высокозатратных заболеваний, при которых дети обеспечиваются лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.
В перечни лекарственных препаратов, закупаемых Федеральным казенным учреждением "Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан" Министерства здравоохранения Российской Федерации для нужд Фонда и Фондом, включены 94 наименования лекарственных препаратов.
Кроме того, в 2023 году за счет средств Фонда обеспечивались медицинскими изделиями дети при 9 заболеваниях.
С учетом вышеизложенного, в целях развития региональных программ и услуг по ранней помощи детям и их семьям, учитывая положения Концепции, Межведомственного комплексного плана, Информационно-методического письма Минздрава России, а также Положения, считаем важным одновременную реализацию и утверждение региональных дорожных карт по развитию системы ранней помощи детям и семьям, и развитие ранней коррекционной помощи лицам с ОВЗ, и совершенствование механизмов раннего выявления детей целевой группы ранней помощи и их семей, потенциально нуждающихся в предоставлении услуг ранней помощи, а также обеспечения маршрутизации таких семей в организации, представляющие услуги ранней помощи детям и семьям, при обеспечении эффективного межведомственного взаимодействия на региональном уровне.
и социальной защиты
Российской Федерации
А.В.ВОВЧЕНКО
Заместитель Министра здравоохранения
Российской Федерации
Е.Г.КОТОВА
просвещения Российской Федерации
А.В.БУГАЕВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875