Меры прокурорского реагирования, принимаемые в связи с нарушениями законов в сфере ЖКХ

Меры прокурорского реагирования, принимаемые

в связи с нарушениями законов в сфере ЖКХ

В зависимости от характера нарушений законов в сфере ЖКХ, причин и условий, им способствующих, распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных в будущем вредных последствий, степени вины правонарушителей прокурором применяются предусмотренные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 9.1, 23 - 25.1) меры прокурорского реагирования: требование, протест, представление, постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предостережение о недопустимости нарушения закона.

Кроме того, согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор наделен правом в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При выборе форм реагирования следует руководствоваться приказами Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", от 03.03.2017 N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере" (в редакции приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 26.05.2023 N 354), от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления", от 31.03.2008 N 53 "Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности", от 11.01.2021 N 2 "Об обеспечении участия прокуроров в гражданском и административном судопроизводстве", от 07.07.2017 N 473 "О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве".

Избираемая мера реагирования должна быть направлена не только на пресечение нарушения закона органами, организациями и должностными лицами, но и способствовать активизации их деятельности в рассматриваемой сфере, принятию мер по защите и восстановлению нарушенных прав граждан.

Протест прокурора является действенной мерой реагирования на нарушения, связанные с изданием незаконных правовых актов федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, реализующими функции в области ЖКХ, и их должностными лицами.

В случае его отклонения прокурорам необходимо рассматривать вопрос об обращении в пределах компетенции в суд с заявлением об оспаривании нормативного (ненормативного) правового акта либо решения уполномоченных органов, организаций и их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые его издали, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Представление прокурора вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Государственные органы и их должностные лица, руководители коммерческих и некоммерческих организаций обязаны в течение месяца принять меры по устранению допущенных правонарушений и обстоятельств, им способствовавших, и сообщить об их результатах прокурору в письменной форме.

Фактическое устранение нарушений должно находиться на контроле органов прокуратуры. Неисполнение законных требований прокурора, изложенных в представлении, является основанием для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Предостережение о недопустимости нарушения закона направляется прокурором или его заместителем в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

Указанием Генерального прокурора Российской Федерации от 06.07.1999 N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" определено, что основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, которые могут привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. При наличии оснований для привлечения нарушителей закона к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности предостережение о недопустимости нарушения закона, как правило, не применяют. Однако с учетом правовой оценки конкретной ситуации предостережение должностному лицу может быть объявлено одновременно наряду с другими мерами прокурорского реагирования.

Направлению предостережений должна предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.

Обязательными условиями применения данной формы прокурорского реагирования являются строгий контроль исполнения изложенных в предостережении требований и принятие к лицам, уклоняющимся от их выполнения, предусмотренных законом мер ответственности.

Постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.4 КоАП РФ может быть вынесено прокурором при выявлении любого административного правонарушения. Вместе с тем в силу пункта 2.1 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 19.02.2015 N 78 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях" прокурорам следует учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Необходимо иметь в виду, что прокурор наделен исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан и порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (статьи 5.59 и 13.19.1 КоАП РФ).

Кроме того, при использовании данных государственной статистической отчетности (об объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры, их состоянии, о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан и др.) одновременно целесообразно оценивать достоверность ее формирования поставщиками информации (органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими и управляющими организациями).

Непредоставление указанными лицами в органы Росстата первичных статистических данных, их несвоевременное направление либо предоставление недостоверных сведений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 13.19 КоАП РФ. Неразмещение информации, размещение ее не в полном объеме или размещение недостоверной информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.19.2 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор обращается с иском (заявлением) в суд общей юрисдикции или арбитражный суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; обеспечивает участие в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел, возбужденных как по искам (заявлениям) прокуроров, так и по делам, в которых прокурор вступил в процесс для дачи заключения, а также своевременно подает жалобы и приносит представления на незаконные судебные акты.

В силу пункта 2 части 2 статьи 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Одновременно следует учитывать, что подготовке такого постановления должна предшествовать прокурорская проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ. При поступлении в прокуратуру из контролирующего органа сообщения о преступлении, не требующего такой проверки, прокурор, руководствуясь требованиями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 27.12.2007 N 212 "О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях", должен перенаправить его по подведомственности в соответствующий правоохранительный орган.

В связи с этим прокурорам следует исключить случаи, когда постановления о направлении материалов проверки в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании фактически подменяют ранее поступившие сообщения о преступлениях, выявленных контролирующими органами.

Главное управление

по надзору за исполнением

федерального законодательства

Генеральной прокуратуры

Российской Федерации