В сфере ЖКХ задействовано большое количество органов и организаций, являющихся объектами прокурорского надзора, которые можно объединить в следующие группы:
органы государственной власти (в том числе федеральные - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство энергетики Российской Федерации, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная антимонопольная служба, Федеральное казначейство и их территориальные подразделения; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, наделенные широкими полномочиями по управлению (распоряжению) государственным жилищным фондом, его содержанию, учету и ремонту, по обеспечению функционирования и развития систем водоснабжения и водоотведения, газо-, тепло- и энергоснабжения, тарифному регулированию и др.);
органы местного самоуправления (утверждают соответствующие муниципальные программы, обеспечивают учет и надлежащую эксплуатацию муниципальных объектов коммунальной инфраструктуры, а также бесхозяйных объектов ЖКХ, заключают концессионные соглашения, принимают решения о приватизации коммунальных объектов и др.);
органы государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля (компетенция установлена Жилищным кодексом Российской Федерации (в редакции от 28.04.2023), федеральными законами от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (в редакции от 14.04.2023), от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции от 29.05.2023), от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (в редакции от 05.12.2022), от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в редакции от 04.11.2022), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 N 1670 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)");
коммерческие и некоммерческие организации (ресурсоснабжающие организации, региональные операторы капитального ремонта и по обращению с твердыми коммунальными отходами, управляющие многоквартирными домами организации, товарищества собственников жилья, жилищные и иные специализированные потребительские кооперативы, организации, обслуживающие жилой фонд, и др.).
При организации надзорных мероприятий следует учитывать высокий потенциал проверок с участием специалистов, которые могут оказывать помощь в различных формах (консультации, подготовка заключений и др.).
К примеру, специалисты территориальных органов ФАС России могут быть привлечены к проведению с использованием ресурсов Единой информационной системы в сфере закупок анализа сведений о привлекаемых государственными и муниципальными заказчиками подрядчиках на предмет выявления признаков картельных сговоров, а также проверки соблюдения порядка осуществления закупок отдельными видами юридических лиц (в том числе учитываемых в рамках тарифного регулирования). Использование данных о занижении налогооблагаемой базы, полученных налоговыми органами в ходе проверок деятельности подрядчиков, повышает эффективность выявления фактов возможного завышения стоимости оказанных ими услуг.
Для повышения эффективности участия специалиста следует заблаговременно разработать перечень вопросов и задач, подлежащих разрешению в ходе проверочных мероприятий.
С учетом результатов анализа складывающейся на поднадзорной территории ситуации в сфере ЖКХ целесообразно составить план проверочных мероприятий, в который включить: наименование объекта проверки; перечень нормативных правовых актов, исполнение которых подлежит оценке; основной круг вопросов; перечень истребуемых для изучения на месте документов и материалов; сроки проведения проверки и составления итоговых документов и др. Такой план должен быть согласован с руководителем прокуратуры (отдела, управления).
Первоочередными целями надзорных проверок являются выявление и устранение причин, препятствующих повышению качества оказываемых населению коммунальных услуг, улучшению состояния жилищного фонда и сопутствующей инфраструктуры. Выявляя нарушения в деятельности хозяйствующих субъектов и реагируя на них, следует всегда давать оценку работе контролирующих органов.
Основные направления прокурорского надзора в сфере ЖКХ касаются исполнения законодательства в областях:
переселения граждан из аварийного жилого фонда (перечень подлежащих выяснению вопросов содержится в указании Генерального прокурора Российской Федерации от 01.09.2022 N 491/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья");
капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе жилых строений, являющихся объектами культурного наследия;
управления жилищным фондом коммунальными организациями (управляющие компании, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы);
осуществления ресурсоснабжающими организациями финансово-хозяйственной деятельности (планирование и выполнение ремонтных работ, расходование денежных средств граждан и бюджетов всех уровней);
установления тарифов и цен на жилищно-коммунальные ресурсы, нормативов их потребления.
В ходе надзорных мероприятий независимо от отраслей ЖКХ первоочередное внимание следует обращать на:
факты нецелевого использования и хищения организациями ЖКХ денежных средств, собранных с граждан и полученных из бюджетов всех уровней;
действия хозяйствующих субъектов по выводу из жилищно-коммунальной сферы имущества (включая имущественные права), в том числе в офшорные юрисдикции, а также путем приобретения акций, иных ценных бумаг, долей в уставных капиталах сторонних организаций, выдачи им займов с низкими процентными ставками, размещения на депозитных счетах денежных средств, полученных от населения;
наличие кредиторской задолженности организаций ЖКХ, ее объемы и причины образования, принимаемые меры по взысканию дебиторской задолженности за предоставленные услуги;
факты банкротства организаций, функционирующих в коммунальной отрасли, их ликвидации, учитывая, что данные действия могут использоваться в качестве способа уклонения от погашения кредиторской задолженности либо исполнения взятых на себя обязательств;
заключенные в рамках процедур банкротства договоры оказания правовых, консалтинговых и иных услуг;
законность и обоснованность расходов организаций ЖКХ на собственное содержание, соблюдение ими процедуры установления платы на такие расходы;
факты злоупотребления должностными лицами органов власти, совершения ими действий и принятия решений в пользу аффилированных и подконтрольных хозяйствующих структур;
полноту выполнения органами жилищного надзора (контроля) поставленных перед ними задач по профилактике, выявлению и устранению нарушений обязательных требований в области ЖКХ.
При проведении проверок органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимо устанавливать:
своевременность и полноту реализации функций и задач в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом;
соответствие законодательству правовых актов, связанных с определением тарифов на производство, передачу и сбыт коммунальных ресурсов, а также с утверждением нормативов потребления коммунальных услуг;
правомерность и целевой характер расходования бюджетных средств при выполнении программных и иных мероприятий по ремонту, строительству и модернизации жилищного фонда, инженерно-коммунальной инфраструктуры, а также предоставления бюджетных кредитов и иных выплат организациям ЖКХ;
соблюдение требований законодательства, регламентирующего размещение заказов для государственных и муниципальных нужд в сфере ЖКХ, а также конкурентных процедур при отборе управляющих компаний;
обоснованность формирования цен на государственные и муниципальные контракты, заключаемые с организациями ЖКХ, особенно - на контракты с хозяйствующими субъектами, учредителями (участниками), работниками которых являлись (являются) должностные лица органов власти и их родственники;
правомерность принятия работ (товаров, услуг), выполненных (поставленных, оказанных) организациями ЖКХ;
полноту осуществления контроля за выполнением организациями ЖКХ принятых на себя обязательств;
соблюдение процедур банкротства государственных и муниципальных организаций в сфере ЖКХ, обоснованность изъятия у них имущества (включая имущественные права), результатов работ и оказания услуг, их передачи иным хозяйствующим субъектам;
всесторонность рассмотрения обращений граждан о нарушениях законодательства в деятельности организаций ЖКХ.
В ходе проверок деятельности органов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля, а также органов регионального тарифного регулирования надлежит выяснять:
принятие органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления нормативных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления названных контрольных полномочий, а также порядок взаимодействия между ними;
качество и своевременность выполнения органами жилищного надзора и контроля предоставленных им полномочий в области деятельности организаций ЖКХ, выявляемые ими характерные правонарушения в указанной сфере;
полноту принятия органами жилищного надзора и контроля мер по пресечению и устранению выявленных нарушений обязательных требований нормативных правовых актов, осуществление контроля за выданными предписаниями, а также соблюдение законодательства при ведении производств по делам об административных правонарушениях;
эффективность выполнения региональными органами тарифного регулирования контроля (надзора) за применением регулируемых ими цен (тарифов), проведения проверок организаций ЖКХ, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов);
результативность осуществления региональными органами тарифного регулирования контроля (надзора) за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые цены (тарифы), реализацией инвестиционных программ, соблюдением стандартов раскрытия информации.
Отдельно необходимо отметить, что деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, связанная с принятием управленческих и распорядительных решений в сфере ЖКХ, содержит коррупционные риски. Их своевременное выявление и пресечение способствует значительному укреплению состояния законности в коммунальной отрасли, обеспечению соблюдения и защиты прав и интересов граждан.
Наибольшую опасность в данной области правоотношений создают факторы, которые могут привести к аффилированности государственных и муниципальных служащих с организациями ЖКХ. При проведении проверок деятельности органов публичной власти наряду с оценкой полноты и своевременности выполнения ими своих полномочий следует также оценивать наличие признаков аффилированности.
Об аффилированном характере связей (признаков родственного, имущественного и иного характера, наличие которых повлекло или создает условия для принятия должностными лицами органов власти решений и совершения действий в пользу определенных организаций ЖКХ и их сотрудников в ущерб интересам граждан, общества и государства в целях получения прямо или косвенно выгод и преимуществ материального и иного характера для себя и иных лиц) должностных лиц органов власти с организациями ЖКХ могут свидетельствовать:
предоставление должностным лицам займов с низкой процентной ставкой со стороны организаций ЖКХ, в том числе имеющих кредиторскую задолженность перед контрагентами;
наличие у должностного лица и его родственников статуса учредителя (участника), акционера организации ЖКХ, а также иной организации, находящейся в коммерческих отношениях с этими хозяйствующими субъектами;
нахождение должностного лица до поступления на службу в трудовых и экономических отношениях с хозяйствующими субъектами;
спонсорская помощь организаций ЖКХ в пользу государственных и муниципальных учреждений (санаториев, домов отдыха и др.), а также оплата повседневных бытовых расходов должностных лиц;
родственные отношения с сотрудниками организаций ЖКХ.
В ходе проверок ресурсоснабжающих организаций и иных организаций коммунального комплекса оценке подлежат следующие вопросы:
обеспечиваются ли сохранность, модернизация и ремонт инженерных и сетевых электро-, тепло-, водо- и иных коммуникаций, а также другого имущества, необходимого для производства, передачи, реализации коммунальных ресурсов, захоронения и утилизации коммунальных отходов;
допускаются ли факты нецелевого расходования средств, в том числе бюджетных, полученных за предоставленные ресурсы и оказанные услуги, а также выделенных на иные цели;
каковы основные причины возникновения дебиторской и кредиторской задолженности, принимаются ли необходимые меры к ее погашению;
имеются ли факты представления в органы тарифного регулирования недостоверных сведений в целях установления завышенных цен на оказываемые коммунальные услуги;
в полном ли объеме выполнены инвестиционные и производственные программы, параметры инвестиционной деятельности;
соблюдаются ли права потребителей при начислении и взимании платы за оказанные услуги, в том числе при отсутствии установленных уполномоченным органом тарифов или на основании тарифов, не утвержденных уполномоченным органом либо установленных самостоятельно;
имеются ли факты заключения с контрагентами заведомо невыгодных, кабальных сделок, совершенных под принуждением, вследствие стечения обстоятельств, обманным путем, в том числе посредством включения в них условий, позволяющих прекращать поставку коммунальных ресурсов;
допускаются ли нарушения порядка ограничения и прекращения подачи потребителям коммунальных ресурсов;
взимаются ли дополнительные платежи, не предусмотренные законодательством;
соблюдаются ли стандарты раскрытия информации;
имеются ли факты злоупотребления доминирующим положением, в том числе при выполнении требований законодательства, регламентирующих технологическое присоединение объектов ЖКХ, а также устройств, принадлежащих физическим и юридическим лицам, к коммунальным сетям;
соблюдается ли законодательство о предотвращении и расследовании причин аварий в коммунальной сфере.
Например, по итогам проверки, проведенной прокуратурой Саратовской области, установлено, что в собственности одной из ресурсоснабжающих организаций находится 37% тепловых сетей областного центра. При этом уровень износа коммунальной инфраструктуры составляет свыше 70%, что приводит к многочисленным авариям (в 2022 году на сетях произошло свыше 2 тыс. аварий и инцидентов, повлекших за собой массовые отключения отопления и горячего водоснабжения жителей г. Саратова). Прокуратурой области проанализирован каждый случай нарушения прав граждан на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, а также правомерность начисления платы.
Благодаря вмешательству прокуратуры региона 30 тыс. абонентов произведен перерасчет на общую сумму свыше 4,5 млн. рублей, в суд направлены исковые заявления об обязании ресурсоснабжающей организации произвести модернизацию тепловых сетей. По постановлениям прокуроров должностные лица, ответственные за нарушения нормативных сроков оказания коммунальных услуг, несвоевременное устранение аварий, привлечены к административной ответственности. В результате принятых прокуратурой мер между администрацией г. Саратова и ресурсоснабжающей организацией заключено соглашение о партнерстве, которым предусмотрено дополнительное финансирование работ по ремонту и модернизации тепловой инфраструктуры областного центра на сумму свыше 3 млрд. рублей на период 2023 - 2024 годов.
В ходе оценки деятельности ресурсоснабжающих организаций дополнительно следует установить обоснованность привлечения ими к производственному процессу управляющих компаний-операторов (необходимо учитывать, что участие сторонних организаций может являться одной из форм вывода имущества из сферы ЖКХ и криминального банкротства).
При проверке ресурсоснабжающих организаций с выходом на место целесообразно:
1) при анализе затрат, учтенных при формировании тарифов, выяснить:
связаны ли эти затраты с процессом производства, передачи, реализации ресурсов, являются ли они экономически обоснованными, не имелось ли злоупотреблений при заключении контрактов, повлекших завышение цен и, как следствие, себестоимости коммунального ресурса;
не превышены ли предусмотренные законодательством нормативы (нормы) в отношении отдельных видов расходов (на топливо, страхование, компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей, мотоциклов и др.);
не учитывались ли одни и те же расходы в разных статьях расходов (групп расходов);
осуществлены ли фактически расходы на заявленные цели;
2) в рамках проведения проверок исполнения затратной части производственных и инвестиционных программ необходимо:
определить объемы фактических затрат по регулируемому виду деятельности и сопоставить их с затратами, учтенными при формировании тарифов, в том числе установить суммы фактически выплаченной заработной платы, из них - руководству организации, суммы расходов на ремонт, модернизацию сетей, иного имущества, на оплату обязательных платежей, топлива, ГСМ, на производство продукции, социальные и иные выплаты, в том числе управленческого характера, оказание информационно-консультационных и иных услуг;
проверить соответствие фактически выполненных объемов работ (их стоимости) заявленным в проектной документации, актах выполненных работ, обращая внимание на использование продукции (материалов), которые указаны в технической документации;
проанализировать представленные ресурсоснабжающими организациями данные о соответствии оборудования, установленного в рамках инвестиционных программ, технологическим требованиям;
установить наличие разрешительной документации на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
При выявлении фактов невыполнения программ мерами прокурорского реагирования следует добиваться снижения объема прибыли указанных организаций, учитываемой при расчете тарифа на очередной период.
В случае эксплуатации на поднадзорной территории объектов ЖКХ организациями-концессионерами, помимо перечисленных вопросов, необходимо проверить:
соответствие федеральному законодательству правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере концессионных соглашений, в том числе устанавливающих порядок их заключения, платы по ним, права и обязанности концессионера и концедента, а также связанных с формированием перечня объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений и сделок приватизации объекта концессионного соглашения;
полноту и своевременность принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления мер по передаче имущества в концессию, а также по контролю за его использованием (применение штрафных санкций, осуществление претензионно-исковой работы и др.);
соблюдение порядка заключения соглашений, в том числе на бесконкурсной основе (включая чрезвычайные ситуации), перехода полномочий по ним третьим лицам (передача прав исполнителя, привлечение сторонних подрядных организаций, не располагающих достаточной материально-технической базой для выполнения в том числе ремонтных работ на объектах), а также продления срока их действия и расторжения;
соответствие требованиям федерального законодательства существенных условий концессионных соглашений, порядка внесения в них изменений;
правомерность расходования бюджетных средств на реализацию соглашений (наличие фактов завышения объемов выполненных работ по договору, в том числе содержащихся в проектной документации, возложение на бюджет дополнительных долговых обязательств и т.д.). Для пресечения фактов финансирования концессионных соглашений исключительно за счет бюджетных источников при проведении надзорных мероприятий необходимо учитывать, что финансовые обязательства публично-правовых образований не могут превышать расходы концессионных компаний на создание или модернизацию коммунальной инфраструктуры. В этой связи следует оценивать уровень участия концессионеров в достижении целей заключенных соглашений, а также экономическую целесообразность производимых в рамках их реализации расходов (наличие реальной потребности в замене сетей, строительстве новых объектов и др.);
выполнение концессионерами обязательств, в том числе в части сроков реализации, соответствия построенных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
полноту исполнения инвестиционных и производственных программ, включающих в себя мероприятия, предусмотренные концессионными соглашениями, параметры инвестиционной деятельности, обоснованность расходования денежных средств в рамках данных программ;
эксплуатацию объектов концессии в целях и порядке, которые установлены концессионным соглашением, сохранность государственного и муниципального имущества, переданного в рамках концессионных соглашений;
обеспечение при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможности получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг;
исполнение концессионерами обязанности по ремонту объекта концессии и несению иных расходов на его содержание;
факты неправомерного освобождения концессионера от ответственности за несоответствие созданного и (или) реконструированного им объекта требованиям нормативных актов или концессионного соглашения;
соблюдение порядка приватизации концессионером объекта концессии по окончании срока действия концессионного соглашения;
наличие злоупотреблений со стороны концессионеров (нецелевое расходование средств (включая бюджетные), полученных на реализацию концессий, в том числе путем использования фирм-однодневок, офшорных компаний, передача концессионером в залог объекта концессионного соглашения или его отчуждение, уклонение от уплаты налогов, необоснованное возмещение НДС и т.д.);
правомерность учета в объеме валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации соглашения, расходов в области электро-, тепло-, газо- и водоснабжения и водоотведения потребителей, а также качество выполнения поставленных задач при осуществлении поставок населению энергетических и иных видов ресурсов;
факты преднамеренного, фиктивного банкротства хозяйствующих субъектов, использующих концессионное имущество, а также случаи неправомерных действий при их банкротстве;
обеспечение информационной открытости данных о заключении и об исполнении концессионных соглашений, в том числе при размещении информации на официальных сайтах уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Кроме того, необходимо направить усилия на расширение доступности механизма государственно-частного партнерства.
К примеру, по инициативе прокуратуры Новосибирской области с целью дополнительного вовлечения средств частных лиц в концессионный механизм в Закон Новосибирской области от 16.10.2003 N 142-ОЗ "О налогах и особенностях налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в Новосибирской области" внесены изменения, предусматривающие льготу по налогу на имущество для концессионеров, реализующих мероприятия по развитию объектов ЖКХ.
Прокурорами в Архангельской, Иркутской областях, Кемеровской области - Кузбассе и других регионах в судебном порядке оспорены сделки по передаче объектов ЖКХ в обход концессии и без проведения конкурентных процедур (по договорам аренды, безвозмездного пользования, технического обслуживания).
В организациях, осуществляющих управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание, выяснению подлежат следующие вопросы:
соблюдение процедур выбора способа управления многоквартирным домом;
законность создания жилищных, жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья в целях управления многоквартирным домом;
правомерность деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов по управлению многоквартирными домами, своевременность их ликвидации в многоквартирных домах, переставших находиться в собственности кооперативов;
полнота осуществления органами местного самоуправления полномочий по отбору управляющих организаций в случае непринятия мер собственниками помещений по выбору способа управления многоквартирным домом, в том числе построенным на средства членов кооператива;
соблюдение управляющими организациями процедур и условий заключения с собственниками жилых помещений договоров об управлении многоквартирными домами, оказании услуг и (или) выполнении работ по содержанию и ремонту общего имущества;
соблюдение организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, стандартов раскрытия информации;
выполнение управляющими, обслуживающими жилищный фонд, и специализированными организациями требований законодательства о своевременном и качественном предоставлении собственникам и пользователям жилых помещений коммунальных услуг, об осуществлении работ по содержанию и ремонту общего имущества, о проведении осмотра, текущего и капитального ремонта внутридомовых инженерных коммуникаций;
соблюдение законодательства при привлечении управляющими компаниями подрядчиков для выполнения работ и оказания услуг в сфере содержания и обслуживания жилищного фонда, предоставления коммунальных услуг гражданам;
наличие у организаций, обслуживающих внутридомовые тепловые, газовые, электрические и иные сети и внутриквартирные устройства, соответствующих договоров, заключенных с собственниками жилья и управляющими компаниями, а также необходимых допусков и разрешений для выполнения ремонтно-профилактических работ;
наличие в деятельности названных организаций нарушений при установлении и взимании платы за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предъявление к оплате "двойных" квитанций;
выполнение обязанности по информированию в письменной форме нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги в сроки, предусмотренные жилищным законодательством;
взимание с собственников помещений, не являющихся членами жилищного, жилищно-строительного кооператива или товарищества собственников жилья, наряду с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, платежей в виде административных расходов на уставную деятельность таких жилищных объединений (зарплату их председателей либо управляющих, бухгалтеров, уплату налогов и взносов в резервные фонды, канцелярские расходы и др.);
взимание управляющими, обслуживающими жилищный фонд, и специализированными организациями дополнительных платежей, не предусмотренных законодательством;
исполнение законодательства при взимании с граждан взносов на капитальный ремонт общего имущества, включая факты взимания взносов с жителей домов, признанных аварийными и подлежащими сносу;
своевременность и полнота расчета, производимого названными организациями, получающими с населения плату за жилищно-коммунальные услуги, с ресурсоснабжающими и иными организациями;
правомерность использования средств граждан организациями, осуществляющими управление жилищным фондом, его эксплуатацию и обслуживание (пристального внимания требуют факты приобретения автотранспортных средств, предоставления беспроцентных займов, самовольного распоряжения общедомовым имуществом без согласия собственников и в ущерб их интересам, включая предоставление рекламных мест, размещение платных парковок, сдачу в аренду придомовой территории, помещений, в которых находятся инженерные коммуникации многоквартирного дома, и др.);
законность использования средств формируемых фондов капитального ремонта общего имущества, бюджетных средств, а также средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, полнота и качество выполненных работ;
соблюдение законодательства при владении, пользовании и распоряжении общим имуществом в многоквартирном доме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875