1.1. Настоящие Методические рекомендации по разработке проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов, генеральных планов муниципальных округов (внесению изменений в такие документы) (далее соответственно - Методические рекомендации, документы территориального планирования муниципальных образований) подготовлены в целях обеспечения методической поддержки при разработке документов территориального планирования муниципальных образований.
1.2. Целью Методических рекомендаций является создание методологической основы разработки, внесения изменений и реализации проектов документов территориального планирования муниципальных образований (далее - ДТП МО), направленной на оптимизацию расходов финансовых средств и материально-технических ресурсов, выделяемых для целей планирования территориального развития муниципальных образований.
1.3. К задачам Методических рекомендаций относятся:
1) обеспечение взаимосвязанности решений, подготавливаемых в составе проектов ДТП МО, со стратегией социально-экономического развития муниципального образования (далее также - стратегия СЭР), иными документами стратегического планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;
2) определение методологии и механизма подготовки проектов ДТП МО, проектов внесения изменений в утвержденные ДТП МО;
3) уточнение перечня рекомендуемых параметров функциональных зон, содержащихся в положении о территориальном планировании проектов ДТП МО;
4) уточнение параметров сведений, содержащихся в материалах по обоснованию проектов ДТП МО, в том числе источников, форматов предоставления исходных данных;
5) определение состава и содержания концепции пространственного развития МО (мастер-план);
6) определение общих методических подходов к определению взаимосвязи функциональных зон с территориальными зонами правил землепользования и застройки (далее - ПЗЗ) и классификатором видов разрешенного использования земельных участков (далее - ВРИЗУ);
7) определение методологии подготовки проектов единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, муниципального округа, городского округа (далее - единый документ);
8) определение рекомендуемых параметров развития социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры МО и его отдельных частей с учетом требований, предусмотренных нормативами градостроительного проектирования (далее - НГП), и сложившихся социально-экономических условий функционирования МО.
1.4. Методические рекомендации распространяются на физических, юридических лиц, органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих или принимающих участие в процессах подготовки, принятия решений об утверждении, внесении изменений в ДТП, а также в процессе реализации положений ДТП.
1.5. В целях настоящих Методических рекомендаций используются следующие понятия:
1) ключевые (базовые) показатели ДТП МО - показатели, определяемые в составе концепции пространственного развития МО (мастер-плана) или утвержденные в Стратегии СЭР МО;
2) внесение комплексных изменений в ДТП МО - процедура внесения изменений в утвержденные ДТП МО, предусматривающая корректировку функционально-планировочной организации территории и параметров объектов местного значения при сохранении ключевых (базовых) показателей ДТП;
3) концепция пространственного развития МО (мастер-план) - этап подготовки генерального плана городского поселения, городского, муниципального округа, единого документа, определяющий приоритеты социально-экономического и пространственного развития МО, ключевые отрасли, территории и проекты для инвестиций, содержащий базовые показатели ДТП МО, решения по планировочной структуре, основы архитектурно-пространственной композиции городского населенного пункта;
4) кросс-таблица - таблица соответствия функциональному назначению функциональных зон, территориальных зон, видов разрешенного использования земельных участков (ВРИЗУ);
5) планировочный район - элемент планировочной организации территории;
6) функционально-планировочная организация территории - определение совокупности функциональных зон и планировочных элементов, связанных между собой в единое целое транспортной сетью, системой естественных и искусственных рубежей (реки, каналы и водоемы, крупные овраги, массивы зеленых насаждений), а также системой инженерных коммуникаций;
7) элементы планировочной структуры - районы, микрорайоны, кварталы.
1.6. В Методических рекомендациях используются следующие сокращения:
1) АГО - архитектурно-градостроительный облик;
2) ГЛР - государственный лесной реестр;
3) ГрК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации;
4) ДЗЗ - дистанционное зондирование Земли;
5) ДПТ - документация по планировке территории;
6) ДТП - документы территориального планирования;
7) ЕГРН - Единый государственный реестр недвижимости;
8) ЕЭКО - Единая электронная картографическая основа;
9) Заказчик проекта ДТП МО - орган местного самоуправления или исполнительный орган субъекта Российской Федерации, выступающий заказчиком разработки проекта ДТП МО по муниципальному контракту, или иное лицо, выступающее заказчиком разработки проекта ДТП МО по договору;
10) ЗК РФ - Земельный кодекс Российской Федерации;
11) ЗОУИТ - зоны с особыми условиями использования территории;
12) ИЖС - индивидуальное жилищное строительство;
13) КРТ - комплексное развитие территории;
14) МКД - многоквартирный дом;
15) МНГП - местные нормативы градостроительного проектирования;
16) МО - муниципальное образование;
17) РНГП - региональные нормативы градостроительного проектирования;
18) ОКН - объекты культурного наследия;
19) ОКС - объект капитального строительства;
20) ООПТ - особо охраняемая природная территория;
21) ПЗЗ - правила землепользования и застройки;
22) ППТ - проект планировки территории;
23) разработчик проекта ДТП МО - юридическое лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к разработчикам проектов ДТП, и осуществляющее разработку проектов ДТП МО;
24) СТП - схема территориального планирования;
25) техническое задание - задание на разработку (проектирование) проекта ДТП МО;
26) ФГИС ТП - федеральная государственная информационная система территориального планирования;
27) ФОИВ - федеральные органы исполнительной власти;
28) ЧС - чрезвычайная ситуация.
1.7. Понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях, применяются в значениях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
1.8. Методические рекомендации применяются при разработке, внесении изменений и реализации следующих ДТП МО:
1) схем территориального планирования муниципальных районов;
2) генеральных планов городских, сельских поселений;
3) генеральных планов городских, муниципальных округов;
4) единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования.
1.9. В состав правовых актов МО, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которыми утверждены ДТП МО и (или) внесены изменения в такие документы, в соответствии со статьями 18, 23 ГрК РФ включаются текстовая часть (положение о территориальном планировании), графическая часть (карты, отображающие планируемое размещение объектов местного значения, границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), функциональное зонирование территории).
1.10. Размещение создаваемых инфраструктурных объектов местного значения и реконструкцию существующих объектов с изменением их характеристик, а также планы по ликвидации (сносу) ОКС в увязке с перспективной застройкой целесообразно определять в ДТП МО с учетом размещения планируемых объектов федерального и регионального значения. Границы земель населенных пунктов (включая баланс территории для застройки и свободных от застройки), функциональная организация территории МО (функциональные зоны и их параметры) рекомендуется определять в генеральных планах МО.
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.1. В соответствии с частями 1 - 2 статьи 20, частями 1 - 2 статьи 24, частью 10 статьи 28.1 ГрК, пунктом 20 части 1 статьи 14, пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" подготовка и утверждение ДТП МО (поселений, городских и муниципальных округов, муниципальных районов), внесение изменений в них относятся к полномочиям органов МСУ, а в случаях, установленных нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, - к полномочиям уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
1.2. При подготовке ДТП МО учитываются положения, установленные законодательством о градостроительной деятельности, законодательством в сфере стратегического планирования, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, национальными стандартами и сводами правил в области градостроительной деятельности, а также положения Методических рекомендаций.
1.3. Год окончания действия ДТП МО, как правило, включается в положение о территориальном планировании. В положении о территориальном планировании ДТП МО рекомендуется выделять первый этап реализации ДТП, составляющий, как правило, 6 лет (среднесрочный период).
КонсультантПлюс: примечание.
Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
1.14. Разработку проектов ДТП МО рекомендуется выполнять исполнителем по муниципальному контракту с уполномоченным органом МСУ либо исполнителем на основании государственного задания. Разработку проектов ДТП МО рекомендуется выполнять юридическим лицом, соответствующим требованиям к разработчикам проектов. В случае если при разработке проекта ДТП МО его отдельные составные части по контракту (договору) с разработчиком проекта ДТП МО выполняются соисполнителями, заказчику проекта ДТП МО рекомендуется внести в техническое задание и (или) контракт (договор) условие о согласовании с ним перечня соисполнителей, участвующих в разработке проекта ДТП МО.
1.15. При разработке проекта ДТП МО рекомендуется в том числе учитывать:
1) наличие у разработчика проекта ДТП МО кода 71.11.2 "Деятельность по территориальному планированию и планировке территории" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС, ред. 2);
2) соответствие специалистов высшего уровня квалификации разработчика проекта ДТП МО коду 2164 "Проектировщики-градостроители и проектировщики транспортных узлов" Общероссийского классификатора занятий ОК 010-2014 (МСКЗ-08);
3) примерные требования к разработчикам проектов ДТП МО, указанные в приложении N 3 к Методическим рекомендациям.
1.16. Разработчику проекта ДТП МО по контракту (договору), либо на основании государственного задания, имеющему в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2020 г. N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (далее - Постановление N 1126) лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности, позволяющую ему использовать и обрабатывать пространственные данные без ограничений, органом МСУ рекомендуется предоставлять все картографические материалы. Условие о возможности передачи картографических материалов соисполнителям в процессе работы рекомендуется внести в контракт (договор) или техническое задание.
1.17. Внесение изменений в ДТП МО целесообразно осуществлять путем внесения комплексных изменений в ДТП МО по инициативе органа МСУ.
1.18. Рекомендуется внесение изменений в генеральный план МО применительно к части населенного пункта МО в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации. Внесение изменений в генеральный план МО применительно к части населенного пункта при изменении параметров функциональной зоны и характеристик инфраструктурных объектов в границах элемента планировочной структуры рекомендуется выполнять без разработки концепции пространственного развития МО (мастер-плана).
1.19. При установлении законодательством субъекта Российской Федерации особенностей содержания генеральных планов МО рекомендуется подготовка генеральных планов МО применительно к отдельным населенным пунктам и территориям за границами населенных пунктов без последующего внесения изменений в генеральный план, относящийся к другим частям территории поселения, округа.
1.20. Согласно части 2 статьи 24 ГрК РФ внесение изменений в ДТП МО или разработка нового ДТП МО выполняется на основании решения главы местной администрации МО, в соответствии с техническим заданием, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 24 ГрК РФ, когда внесение изменений в генеральный план МО требуется для реализации решения о комплексном развитии территории (далее - КРТ). В таком решении целесообразно указать вид проектирования (подготовка нового ДТП МО или внесение изменений в действующий ДТП МО) и основания для выполнения работ.
1.21. При отсутствии внесения изменений в ДТП МО по истечении установленного срока его действия, но не позднее 19 лет с момента утверждения ДТП МО органу МСУ рекомендуется разработать проект нового ДТП МО или принять решение об отказе от разработки генерального плана МО (применительно для сельских поселений, в которых не предполагается изменение существующего использования территории этого поселения).
1.22. При разработке ДТП МО, внесении в него изменений рекомендуется учитывать положения стратегии СЭР МО, стратегии пространственного развития Российской Федерации, государственных программ Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, национальных проектов и иных документов стратегического планирования, взаимосвязь между которыми предусмотрена статьей 9 ГрК РФ.
1.23. Объем разделов материалов по обоснованию в составе проекта генерального плана сельского поселения, проекта генерального плана МО для отдельного населенного пункта может быть сокращен при условии отсутствия на проектируемой территории основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, существующих и планируемых к размещению объектов федерального и регионального значения, особо охраняемых природных территорий федерального и регионального значения (далее - ООПТ), объектов культурного наследия федерального и регионального значения (далее - ОКН).
1.24. В случае разработки проекта о внесении изменений в ДТП МО в отношении планируемых границ населенных пунктов в целях жилищного строительства или определения зон рекреационного назначения применяются положения части 18 статьи 24 ГрК РФ.
1.25. Рассмотрение проекта ДТП МО заказчиком проекта ДТП МО рекомендуется проводить с учетом требований технического задания в срок, установленный календарным планом выполнения работ, при этом не рекомендуется, чтобы такой срок составлял более 3 месяцев.
1.26. Рекомендуемый образец оформления технического задания приведен в приложении N 1 к Методическим рекомендациям.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875