Риелторы

1

Отсутствие СДЛ, ответственного за реализацию ПВК. Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров (непрохождение целевого инструктажа)

В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иным имуществом, обязана назначить СДЛ, ответственное за реализацию ПВК. Квалификационные требования к СДЛ устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 N 492 определены квалификационные требования к СДЛ.

Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в течение длительного периода времени, а именно, с 05.09.2022 по 15.11.2023 СДЛ, ответственное за реализацию ПВК Агентства недвижимости, целевой инструктаж в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ не проходил, документы, свидетельствующие об обратном в ходе проверки не представлены, следовательно, СДЛ не соответствовало предъявляемым квалификационным требованиям.

Ввиду отсутствия проведения обучения в порядке, установленном приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 (далее соответственно - приказ N 203, Положение о требованиях к подготовке и обучению кадров), в Агентстве недвижимости отсутствовало СДЛ, соответствующее квалификационным требованиям, что свидетельствует о ненадлежащей организации системы внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

2

Несоблюдение требований к подготовке и обучению кадров организаций

В организациях, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, СДЛ проводит обучение сотрудников, обязанных проходить обучение в целях ПОД/ФТ, в т.ч. при изменении действующих и вступления в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, при утверждении организацией новых или изменении действующих ПВК и программ его осуществления (п. 8 Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров).

Проверкой Агентства недвижимости установлено, что в проверяемом периоде вступил в силу ряд нормативных правовых актов в области ПОД/ФТ/ФРОМУ, в т.ч.:

- приказ Росфинмониторинга от 29.12.2022 N 355 "О внесении изменений в требования к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, утвержденные приказом Росфинмониторинга от 20.05.2022 N 100";

- приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 N 12 "О внесении изменений в Особенности представления в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утвержденные приказом Росфинмониторинг от 08.02.2022 N 18".

В нарушение установленных требований дополнительные инструктажи в Агентстве недвижимости не проводились.

Отсутствие проведения обучения в порядке, установленном приказом N 203, свидетельствует об отсутствии надлежащего осуществления внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ

3

Непредставление сведений, подлежащих обязательному контролю

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.

Организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, начиная с 14.07.2022 обязаны представлять в Росфинмониторинг сведения о совершаемой их клиентом операции с наличными и (или) безналичными денежными средствами, осуществляемой по сделке с недвижимым имуществом, если сумма, на которую совершается данная операция, равна или превышает 5 млн руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 5 млн руб., или превышает ее (п. 1.1, подп. 11.1 п. 4 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ).

Проверкой Агентства недвижимости установлено, что отсутствие реализации программ документального фиксирования и выявления операций, предусмотренных ПВК Агентства недвижимости, повлекло фактическое невыявление и непредставление в Росфинмониторинг в проверяемом периоде сведений о следующих операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю:

- договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 02.10.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 13 млн руб., предметом которого являлась продажа нежилого здания и земельного участка;

- договор купли-продажи реализованного с публичных торгов имущества от 26.05.2023, заключенный Агентством недвижимости с физическим лицом на сумму 15,5 млн руб., предметом которого явилась продажа нежилого помещения.

С учетом наличия у Агентства недвижимости вышеуказанных сведений и документов, информацию о совершении данных операций, подлежащих обязательному контролю согласно п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ, необходимо было представить в Росфинмониторинг не позднее 31.05.2023, 05.10.2023, соответственно.

Таким образом, в Агентстве недвижимости не исполнялись требования законодательства о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в Росфинмониторинг сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю