VI. Приоритетные направления развития автомобильного туризма, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры

VI. Приоритетные направления развития автомобильного

туризма, сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры

Приоритетными направлениями развития автомобильного туризма в Российской Федерации до 2035 года являются увеличение доли путешествий на персональных автомобилях, автобусах, мотоциклах или автодомах, создание условий для интенсивного развития сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры, включая объекты дорожного сервиса, в том числе в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, кемпинги, кемпстоянки и инженерные сети, а также вовлечение местного предпринимательского сообщества и объектов туристского показа в сферу автомобильного туризма.

Автотуристы должны обеспечить к 2035 году вклад не менее 10 процентов в общее число совершаемых туристских поездок. При этом должна обеспечиваться растущая динамика автомобильных путешествий из европейской части Российской Федерации в регионы Сибири и Дальнего Востока.

В приоритетном порядке должны быть спланированы и реализованы мероприятия по формированию сети туристских автомобильных маршрутов, в том числе образующих автомобильный путь из г. Санкт-Петербурга в г. Владивосток, с задействованием автомобильных дорог федерального значения М-10 "Россия" (Санкт-Петербург - Москва), М-11 "Нева" (Москва - Санкт-Петербург) и М-12 "Восток" (Москва - Казань - Екатеринбург - Тюмень) с перспективой продления до г. Владивостока, планируемых к строительству автомобильных дорог для развития Юга России, включая автомобильную дорогу от М-4 "Дон" до г. Сочи.

На постоянной основе необходимо обеспечить синхронизацию планов деятельности по развитию автомобильных дорог, включая мероприятия по их обустройству необходимой инфраструктурой, с деятельностью по развитию сети национальных и межрегиональных туристских маршрутов с учетом расположения объектов туристского показа, реализуемых в рамках национального проекта "Туризм и индустрия гостеприимства". Одновременно должна продолжаться работа по приведению в нормативное состояние автомобильных дорог и устранению узких мест.

В рамках развития автомобильных туристских маршрутов одним из ключевых приоритетных направлений является покрытие автомобильных туристских маршрутов устойчивой мобильной связью и интернет-связью, включая их обеспечение широким перечнем цифровых сервисов и услуг для различных категорий пользователей автомобильных дорог.

Автомобильные дороги и объекты туристского показа необходимо обеспечить качественной сопутствующей и обеспечивающей инфраструктурой, в частности автозаправочными станциями (автозаправочные станции, станции, предназначенные для заправки газомоторного транспорта природным газом (метаном), электрозарядные станции), торговыми объектами, гостиницами (мотелями), кемпингами, станциями технического обслуживания, площадками отдыха (в том числе детскими и спортивными площадками), стоянками, парковками, по необходимости площадками посадки вертолетов для специальных служб, инфраструктурой, ориентированной на потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья, инженерной и иной инфраструктурой.

На автомобильной дороге развитие объектов дорожного сервиса является одним из важных аспектов создания комфортных условий для участников дорожного движения. При этом состав объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения может формироваться субъектами Российской Федерации с учетом стоящих перед регионами задач в области развития автомобильного туризма в рамках региональных документов стратегического планирования и развития.

Вместе с тем приоритетным является размещение объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса, что позволит в одной локации оказывать широкий спектр сервисных услуг.

Развитие сопутствующей и обеспечивающей инфраструктуры на объектах туристского показа и на автомобильных дорогах будет способствовать повышению удобства поездок по территории Российской Федерации, доступности туристских продуктов (услуг) и повышению мобильности населения, а также будет являться драйвером экономического развития расположенных рядом населенных пунктов, перспективных территорий для развития туристских маршрутов, стимулировать инвестиционную активность в смежных с туризмом отраслях (развитие индустриальных парков, логистических центров и других типов инвестиционных активов) и в целом развивать внутренний туризм.

Особым направлением для развития автомобильного туризма, в том числе оказывающим стимулирование для увеличения туристского потока в регионы Сибири и Дальнего Востока из европейской части Российской Федерации, является развитие сервисов и услуг по аренде автомобилей, включая автодома, вблизи к основным транспортным узлам (железнодорожным вокзалам, аэропортам). Туристы, прибывающие в регион, будут иметь возможность взять в аренду транспортное средство для осуществления автопутешествия, сдав его в конечной точке туристского маршрута. Сервисы для предоставления автомобилей в аренду должны обеспечивать автотуристов необходимыми услугами, а также оказывать техническую поддержку на всем протяжении автомобильного маршрута.

Размещение представительств регионального туризма, точек продаж локальных изделий (продукты, сувениры и др.) в составе инфраструктуры многофункциональных зон дорожного сервиса с учетом их брендирования в соответствии с региональными особенностями будет являться совершенно новым подходом к созданию эргономичной среды для автотуристов. Региональные туристские информационные центры будут аккумулировать предложения для автотуристов, в том числе по коллективным средствам размещения, объектам туристского показа, событийным мероприятиям и маршрутам с предоставлением путеводителей. Такой подход будет стимулировать посетителей многофункциональных зон дорожного сервиса к поездкам по локальным местам туристского показа и расширит клиентский путь автотуриста.

Согласно существующей практике торговли сувенирной продукцией, в том числе на территории многофункциональных зон дорожного сервиса, необходимо особый упор сделать на товары местных производителей, в том числе выпускающих сувенирную продукцию. Все виды сувенирной продукции и другие необходимые автотуристу товары (например, туристское снаряжение, пляжные аксессуары) должны быть доступны. По экспертной оценке, на покупку сувениров российские путешественники расходуют от 5 до 11 процентов общей стоимости туристского продукта. В некоторых туристских центрах создаются специальные магазины в национальном стиле, где местные мастера изготавливают изделия непосредственно в присутствии покупателей.

Регионам при содействии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти следует уделить особое внимание состоянию объектов туристского показа и при необходимости осуществить работы по реконструкции (реставрации) и благоустройству, в том числе по созданию новых объектов туристского показа для автотуристов.

Обязательным условием эффективного развития проектов в сфере автомобильного туризма также является создание непрерывной системы подготовки и переподготовки кадров для соответствующих предприятий, в том числе путем профессиональной подготовки и повышения квалификации.

Услуги в сфере автомобильного туризма относятся к области профессиональной деятельности выпускников, освоивших основные образовательные программы бакалавриата и магистратуры по направлению "сервис, оказание услуг населению" (торговля, техническое обслуживание, ремонт, предоставление персональных услуг, услуги гостеприимства, общественное питание). Сферами профессиональной деятельности выпускников могут являться оказание туристских, экскурсионных и иных услуг населению, необходимых для организации и реализации автопутешествий, формирование, продвижение и реализация туристского продукта в области автомобильного туризма, обеспечение деятельности объектов туристской инфраструктуры и туристских сервисов, оказание услуг по ремонту и техническому обеспечению автомобильного транспорта, дизайну территории кемпингов и кемпстоянок, а также по коммунальному хозяйству и др.

В рамках приоритетных направлений по развитию автомобильного туризма в Российской Федерации необходимо предусмотреть:

создание координационного центра по взаимодействию между федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, общественными организациями (ассоциациями и федерациями), туристско-информационными центрами, бизнес-сообществом, объединениями производителей народных промыслов, образовательными организациями в целях сбора, обобщения и предоставления информации, получаемой в ходе реализации мероприятий по развитию автомобильного туризма;

формирование и реализацию плана медиапродвижения национального автомобильного туризма на российском и международном рынках с созданием интернет-ресурсов, обеспечением рекламных, информационных материалов и их публикаций на основных туристских площадках, а также представление на крупнейших мировых туристских выставках и др.;

разработку бренд-макетов национальных туристских автомобильных маршрутов, создание единых дизайн-кодов с учетом адаптации существующих брендов регионов Российской Федерации с целью формирования комфортной визуальной среды.