III. Актуальность и проблемы развития автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры на территории Российской Федерации

III. Актуальность и проблемы развития

автомобильного туризма и сопутствующей инфраструктуры

на территории Российской Федерации

Динамика развития туристской отрасли в последние годы характеризуется ростом большинства показателей. Развитие внутреннего туризма имеет значительный потенциал для ускорения темпов роста и усиления роли в развитии экономики Российской Федерации. Рост конкурентоспособности и раскрытие потенциала туристской отрасли Российской Федерации будут зависеть от повышения уровня качества туристской и магистральной инфраструктуры, ее транспортной доступности и безопасности, что требует постоянного развития и совершенствования.

Одним из важных импульсов развития туристской отрасли в настоящее время стала переориентация профессиональных участников рынка национальной туристской индустрии и жителей Российской Федерации на внутренний туризм, сопровождающаяся разработкой новых предложений (маршрутов, в том числе комплексных, а также авторских туров).

В ближайшее время прогнозируется значительное превышение спроса на отдых на территории Российской Федерации над предложением, что дает возможность воспользоваться ситуацией в части импортозамещения продукции и услуг, а также развития внутренних туристских маршрутов.

При этом влияние на спрос туристских продуктов на территории Российской Федерации оказывает высокая стоимость транспортировки туристов по линии железнодорожных сообщений и авиасообщений, в том числе ввиду ограничений их провозной способности.

В связи с этим актуальным становится автомобильный туризм как разновидность более выгодных для бюджета семьи и компаний путешествий, в которых основным средством передвижения по обозначенному маршруту туриста является персональный автомобиль, автобус, мотоцикл или автодом в целях посещения культурно-познавательных, спортивных, досугово-рекреационных и оздоровительных мероприятий, в том числе в рамках профессионально-делового туризма. В настоящее время доля поездок на личном транспорте на территории Российской Федерации стремительно растет. Согласно цели "Повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма" Транспортной стратегии Российской Федерации транспортная подвижность населения (включая поездки на личном автомобиле) к 2035 году увеличится в 1,5 раза.

На сегодняшний день наиболее популярными направлениями для автотуристов являются города "Золотого кольца России", Республика Карелия, южные регионы Российской Федерации, Республика Дагестан, Краснодарский край и Республика Крым - для автотуристов европейской части Российской Федерации, Алтайский край и Приморский край - для автотуристов Сибири и Дальнего Востока. Увеличению внутреннего туристского потока в Республику Крым, а также общего туристского потока в южные регионы Российской Федерации способствовало открытие в 2018 году Крымского моста.

Развитие автомобильного туризма обусловлено ростом автомобилизации населения и свободой передвижения при использовании личных транспортных средств, которые становятся технически надежнее, безопаснее и комфортнее для путешествий. Также существенный вклад вносят прирост сети федеральных трасс и улучшение качества автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, в том числе развитие сопутствующей инфраструктуры. Все это приводит к тому, что поездка на автомобиле не только в другой город, но и в другую область стала обычной практикой с учетом удобства выстраивания собственного графика и логистики.

Услуги для автотуристов по маршруту следования должны быть не только для автомобиля (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, мойки автотранспортных средств), но и для пользователя автомобильной дороги (санитарные зоны, пункты общественного питания и торговли, прачечные, душевые, мотели, кемпинги, кемпстоянки, медицинские пункты, зоны обеспечения интернет-связи и другие объекты сервисов).

Услуги и сервисы для автотуристов на пути следования должны предоставляться чаще, чем для транспортных средств. Должен быть предоставлен широкий ассортимент качественных услуг по доступным ценам с использованием цифровых сервисов, включая информацию о возможных услугах. Поэтому автомобильная дорога по маршруту следования к местам и объектам туристского показа должна быть обеспечена сопутствующей инфраструктурой в целях предоставления набора качественных услуг.

Вместе с тем обеспеченность автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения объектами дорожного сервиса в настоящее время не в полной мере соответствует установленным требованиям нормативных правовых актов и техническим нормам, в том числе международным, а также потребностям пользователей автомобильных дорог.

Так, качеством объектов дорожного сервиса для автотуристов в той или иной степени удовлетворены около 71 процента россиян, имеющих опыт путешествия на машине, а неудовлетворен каждый четвертый (26 процентов). При этом уровень удовлетворенности дорожной инфраструктурой варьируется в пределах от 63 процентов до 75 процентов в зависимости от региона проживания, что связано с незначительным и неравномерным распределением объектов дорожного сервиса.

В частности, на российских автомобильных дорогах можно отметить недостаточное количество площадок отдыха, мотелей, зарядных станций для электромобилей, а также автозаправочных станций и туалетов, расположение которых находится на значительном расстоянии друг от друга. Кроме того, на некоторых участках автомобильных дорог имеются случаи размещения без согласия владельца автомобильной дороги объектов торговли, рынков, складских помещений, а также иной инфраструктуры, не отвечающей требованиям безопасности дорожного движения.

На примере Арктической зоны Российской Федерации, Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа можно отметить низкую обеспеченность объектами дорожного сервиса на участках автомобильных дорог ввиду низкой инвестиционной привлекательности и высокой стоимости их создания с учетом сложных природно-климатических и ландшафтных условий, значительного удаления от населенных пунктов, включая места размещения инженерных сетей, а также низкого уровня трафика, подверженного сезонным колебаниям. Указанные факты делают размещение объектов дорожного сервиса на таких автомобильных дорогах не только высокозатратным и низкорентабельным, но и планово-убыточным.

Одновременно существует необходимость дополнительной организации кемпингов и кемпстоянок в местах нахождения объектов туристского показа Российской Федерации, в том числе на побережьях Черного, Азовского и Каспийского морей, озера Байкал и на популярных туристских направлениях Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации, а также в охранных зонах особо охраняемых природных территорий с учетом требований законодательства Российской Федерации. При этом кемпинги должны быть обеспечены местами с увеличенным парковочным пространством, электричеством, водой, доступом к сливу для биотуалетов и другой обеспечивающей инфраструктурой. На территории Российской Федерации оборудованные кемпинги и кемпстоянки высокого уровня в настоящее время представлены в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Суздале, Коломне и Великие Луки.

Особого внимания требуют работы по созданию и увеличению доли автомобильных дорог общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения, отвечающих нормативным требованиям, которые обеспечивают непосредственный подъезд к достопримечательностям и местам отдыха населения.

По данным аналитических организаций и экспертного сообщества, большинство из числа автотуристов отмечают низкое качество автомобильных дорог, указывают на отсутствие или плохое освещение трасс, а также испытывают опасность из-за отсутствия барьерных, сигнальных ограждений, разметки, светофоров и наземных переходов. Пользователи автомобильных дорог также отмечают постоянное проведение ремонтных работ, которые затрудняют движение, включая множество меняющихся знаков ограничения скорости. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, в результате общероссийского опроса общественного мнения в декабре 2023 г. качеством автомобильных дорог удовлетворены 52 процента населения.

Отдельная проблема - низкое качество или полное отсутствие мобильной связи и доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на многих участках пути следования автотуристов. Об этом заявили почти три четверти (72 процента) автотуристов.

Регионы Арктической зоны Российской Федерации, Уральского федерального округа, Сибирского федерального округа и Дальневосточного федерального округа в качестве проблемы развития автомобильного туризма выделяют отсутствие нормативно-правового регулирования автомобильного туризма вне дорог общего пользования или в условиях бездорожья, регламентирующего требования безопасности, в том числе требования, предъявляемые к охране окружающей среды в местах прохождения таких маршрутов и на разрешенных остановках. Туры с использованием автомобилей повышенной проходимости или специально оборудованных мототранспортных средств популярны в указанных регионах.

Одним из сдерживающих факторов развития автомобильного туризма на территории Российской Федерации также является отсутствие опорной сети национальных туристских автомобильных маршрутов, в том числе соединяющих гг. Санкт-Петербург и Владивосток.

К другим проблемам, оказывающим влияние на развитие автомобильного туризма на территории Российской Федерации, можно отнести следующие проблемы:

отсутствие необходимых комплексных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, задействованных в развитии объектов дорожного сервиса в составе многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомобильных дорог;

сложность планирования мультимодальных поездок;

отсутствие цифровых сервисов и информационно-сервисных площадок, требуемых автотуристу, в том числе в целях бронирования автодомов, караванов, мест размещения на кемпстоянках и в кемпингах, для получения информации о существующих объектах дорожного сервиса, их расположении и перечне оказываемых услуг на маршрутах следования к объектам туристского показа;

отсутствие подходов к архитектурно-стилистическому оформлению объектов туристского показа и объектов дорожного сервиса с учетом региональных и национальных особенностей;

недостаточный уровень качества и разнообразия предлагаемых туристских продуктов (туров, маршрутов, экскурсий и др.);

недостаточный уровень качества услуг и обслуживания вследствие отсутствия квалифицированного кадрового состава работников профильных предприятий и системного подхода к созданию профессиональных образовательных программ подготовки и переподготовки кадров;

отсутствие маркетингового и информационного продвижения автомобильных маршрутов (маркировки и брендирования), указателей, ведущих к привлекательным для автотуристов объектам туристского показа, в том числе к объектам культурно-исторического наследия, которые зачастую находятся в полуразрушенном состоянии или полностью утрачены.